ЧФ зачищает «следы» американского «Следопыта»
Наращивание мощи российского Черноморского флота не имеет смысла, пока на прибрежном дне остаются специальные технические средства слежения, десять лет назад выставленные американской экспедицией Роберта Балларда - профессора океанологии и бывшего начальника одного из управлений ВМС США.
Endeavor-«Стремящийся», исследовательское судно Балларда.
Человек, который нашел «Титаник» - так называют Роберта Дуэйна Балларда. В 1985 году на огромной глубине в Атлантическом океане он первым обнаружил обломки знаменитого лайнера. Следом были сенсационные погружения к затонувшим в годы Второй мировой войны гитлеровскому линкору «Бисмарк» и авианосцу ВМС США «Йорктаун».
Кадровый военный, Баллард уволился из ВМС после достижения предельного возраста пребывания на военной службе. И сразу появился в Киеве, чтобы на правительственном уровне договориться о совместных исследованиях в Черном море. Главной задачей экспедиции был заявлен поиск «русского Титаника» - санитарного теплохода «Армения», на борту которого в ноябре 1941 года погибли до 10 тысяч человек, эвакуированных из осажденного Севастополя. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории. Многие уверены - на «Титанике» погибло в пять раз меньше.
В августе 2005 года во время поездки в севастопольский Херсонес президент Виктор Ющенко лично одобрил предложение американской стороны. Узнав, что требуемое разрешение получено, директор Института океанографии и океанологии США Роберт Баллард немедленно остановил поиски Атлантиды у греческого острова Санторин и отправился к берегам Крыма на своем научно-исследовательском судне Endeavor, оборудованном современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами.
Только по официальным данным, экспедиция обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов. Не секрет, что Институт океанографии выполняет заказы военно-морского ведомства Соединенных Штатов. Неужто миллионы долларов этой секретной «конторой» потрачены только на поиски «Армении»? А если - не только, чем же в действительности так заинтересовались гости из-за океана?
Американский «Следопыт» искал иное?
Исследования проводилось путем сканирования глубин вплоть до почти двух тыс. метров. По сути, штатовские «партнеры» тщательно прощупали Чёрное море от севастопольского мыса Херсонес до мыса Меганом. Это юго-восточное побережье между Феодосией и Судаком.
Для организации содействия деятельности Балларда президент Ющенко дал соответствующие поручения украинскому правительству, ВМСУ и Национальной академии наук. При Институте археологии создали специальное предприятие - Департамент подводного наследия. Непосредственно поиском должны были заняться спецы научно-исследовательского центра «Государственный океанариум Вооруженных Сил Украины» под руководством капитана I ранга Валерия Кулагина.
Однако как-то само собой получилось, что украинские офицеры были отстранены от основного массива полученных американцами данных. Публике сообщали о найденных под водой остатках византийского судна IX-X вв.еков с грузом 200 амфор. Показывали неясные снимки металлических конструкций якобы броненосца Российской империи «Екатерина II» и эсминца «Дзержинский», который затонул в 1942 году. Рапортовали о паспортизация пассажирского парохода «Ленин», погибшего в самом начале войны при эвакуации гражданского населения из Одессы. Хотя дайверы еще раньше облазили вдоль и поперек этот пароход, лежащий на 90-метровой глубине.
Океанографическое судно Pathfinder-«Следопыт», принадлежащее Центру морских перевозок ВМС США
Все казалось очень интересным. Увы, единственная проблема - американцы заявили, что «Армению» тогда так и не нашли. Зато получили отличную возможность делать на крымском дне все, что хотят.
В 2008 году к поискам подключилось океанографическое судно Pathfinder («Следопыт»), принадлежащее Центру морских перевозок ВМС США. Так в сугубо черноморское дело непосредственно «вошли» военные Соединенных Штатов.
Трудно было поверить в чисто научный интерес «Следопыта». Некоторые крымские СМИ обвиняли Pathfinder в шпионской деятельности. Высказывались предположения о проведении геологической разведки шельфа Чёрного моря на предмет полезных ископаемых. И в шпионской установке на подводные кабельные линии связи Черноморского флота РФ специальных средств прослушивания.
Задаваясь вопросом: «Зачем американскому кораблю искать „Армению“, если её нашли ещё в 2005 году?», журналисты ссылались на исследования, ещё в 2005 году проведённые подводниками частной компании «Ситалл» при помощи комплекса «Поиск».
Прослушки США в базе Черноморского флота
Одна из важнейших задач любой подлодки - остаться незамеченной, не выдавая себя шумом работающих винтов. Проект «Варшавянка» имеет преимущество перед большинством подводных лодок мира, отличаясь высокими показателями малошумности. Ради этого конструкторы даже пожертвовали некоторыми показателями мореходности. В странах НАТО наша лодка получила прозвище «Черная дыра» за свою акустическую «невидимость».
А теперь представим, что по всему южному периметру Крымского полуострова, от Севастополя до Феодосии, действительно стоят подводные датчики слежения, вполне возможно установленные экспедицией Роберта Балларда. Десять лет назад они просто «слушали» кабели связи Черноморского флота. Сегодня способны отследить любое передвижение российских кораблей и субмарин.
Быстрое обнаружение лишает подводников главного тактического преимущества - скрытности. Многие в Крыму убеждены, что никакая бесшумность не поможет российским подлодкам, пока у таврических берегов остается «след Балларда». Если местонахождение субмарины известно - она гарантированно будет уничтожена. Чрезвычайно интересно, что еще оставили на нашем дне любопытные американцы?
источник