Произошло то, о чем так долго говорили и чего ожидали - Северная Корея провела успешные подземные испытания первой термоядерной бомбы. Ожидали потому, что еще 10 декабря 2015 года руководитель Северной Кореи Ким Чен Ын заявил, что его страна располагает водородным оружием. Таким образом, в мире появилось шестое термоядерное государство. Первые пять - это Россия, США, КНР, Великобритания и Франция.
Совершенно ожидаемо, первыми забили тревогу Япония, Южная Корея и США. Североамериканская геологическая служба сразу зарегистрировала на территории Северной Кореи землетрясение магнитудой в 5,1 балла. СМИ Японии и Южной Кореи немедленно сообщили о подземных толчках «техногенного характера». Метеорологическое агентство Южной Кореи уточнило, что эпицентр подземных толчков совпадает с расположением полигона Пхунгери в провинции Янгандо, на котором проводятся в КНДР ядерные испытания. Единственные разногласия возникли по поводу глубины, на которой был произведен взрыв. Специалисты США оценили ее в 10 километров, в Южной Корее пролагают, что ядерный заряд сработал гораздо ближе к поверхности. Предоставленное Пхеньяном видео подтвердило правоту южнокорейцев.
Click to view
Спустя несколько часов Пхеньян распространил официальное сообщение. «Сегодня успешно проведено первое испытание водородного оружия, - заявила диктор в эфире центрального телевидения КНДР. - Обладание водородным оружием стало историческим событием». Руководство КНДР попыталось успокоить мировую общественность, что ядерное оружие может быть ими применено исключительно в целях самообороны.
Click to view
Тем не менее, противники КНДР начали нагнетать антисеверокорейскую истерию. Вооруженные силы Южной Кореи были немедленно приведены в состояние повышенной боеготовности. По сообщению южнокорейского информагентства «Рёнхап», министерство обороны Республики Корея «повысило бдительность и боеготовность вооруженных сил». Премьер-министр Японии Синдзо Абэ «резко осудил» проведенные испытания и заявил, что они являются «серьезной угрозой безопасности».
При этом соседи не могут не понимать, что Пхеньян вовсе не собирался предварять начало войны с ними термоядерным взрывом. Не говоря уже о том, что испытание водородной бомбы и изготовление боеготовых экземпляров - две большие разницы. Прежде всего потому, что производство боеприпасов начинается после испытаний, занимает много времени и стоит очень больших денег. Да и наработка активного вещества процесс долгий. Для КНДР, обладающей маломощным реактором, это реальная проблема. За все время работы реактор в Йонбёне мог выдать «на-гора» не больше 36 килограммов оружейного плутония.
Тем не менее, Совет Безопасности ООН сообщил о намерении провести экстренную встречу, связанную с испытаниями. Закрытое совещание предварительно намечено на 19.00 по московскому времени. Учитывая, что КНДР сегодня находится под санкциями ООН за разработку ядерной и ракетной программ, проведенные испытания отношение к Пхеньяну не улучшат.
Фактически, испытания термоядерной бомбы переводят КНДР в качественно иное состояние. Если создание обычной ядерной бомбы сегодня по силам практически любому государству или организации, имеющей хотя бы обогащенный до 80% уран-235, то конструкция термоядерной бомбы на порядок сложнее как в теоретических расчетах, так и в производстве и требует развития высоких технологий, включая производство дейтерида лития-6, стабилизирующих сфер из свинца и обедненного урана-238, специального проводящего излучение пластика и множества иных, не менее высокотехнологичных производств.
По состоянию на 2015 год наиболее авторитетный в мире стокгольмский институт SIPRI оценивает ядерные запасы КНДР в восемь зарядов. Различные американские институты - в 20-40 зарядов малой мощности (порядка 20 килотонн).
Реальной угрозу может считать только Южная Корея. Пхеньян не располагает средствами доставки ядерных зарядок на большие расстояния. Хотя попытки предпринимаются регулярно. С 1998 по 2012 год было произведено 13 пусков ракет-носителей «Тэпходон-1», «Ынха-2», «Ынха-3». Ни один успехом не увенчался. Только 12 декабря 2012 года стране удалось успешно вывести на орбиту Земли спутник «Кванменсон-3». В марте 2014 года были произведены испытания еще нескольких ракет - и снова неудачные.
Северная Корея только разрабатывает межконтинентальную баллистическую ракету «Тэпходон-2» с расчетной дальностью 6-10 тысяч километров. Однако испытания 2006 года закончились неудачей - через 40 секунд после старта ракета развалилась.
Сегодня КНДР реально располагает только оперативно-тактическими ракетами «Токса», «Хвасон-5» и «Хвасон-6». Это модификации старых советских «Скадов» с дальностью не более 700 километров. Теоретически они способны нести ядерные боеголовки. Всего у КНДР до 600 таких ракет. Есть еще несколько ракет «Нодон» с расчетной дальностью до 1,6 тысячи километров. Правда неизвестно, могут ли они снаряжаться ядерными боеголовками. С таким арсеналом КНДР может представлять опасность в качестве ядерной державы только для близлежащих государств. Реально - только для Республики Корея.
Следует отдать должное руководству КНДР. В условиях многолетней международной изоляции, при хронической нехватке продовольствия, вынуждающей Пхеньян соглашаться на поставки продовольствия в рамках гуманитарной помощи (в прошлом году только по линии ООН - на 111 миллионов долларов), проводятся очень дорогостоящие и высокотехнологичные разработки.
Вполне вероятно, что через пять семь лет Северная Корея сможет поставить на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками. После чего, имея средства доставки, испытанная сегодня термоядерная бомба станет очень серьезным сдерживающим фактором не только для Республики Корея, но даже для Соединенных Штатов.
источник