А я поддерживаю Рогозина в этом начинании...

Jan 15, 2014 19:07


В наступившем году начал действовать новый мобилизационный план экономики, сообщил Дмитрий Рогозин

Российские власти, введя в действие новый мобилизационный план экономики, по сути, признали, что страна вошла в кризис. Эта мера, в частности, должна заставить с новой силой работать производственные мощности военно-промышленного комплекса.

Мобилизационный план начал работу, в соответствии с решением президента РФ от 2011 года, с восемью разработанными аппаратом Военно-промышленной комиссии и принятыми правительством РФ постановлениями, сообщил в своем Твиттере вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин.

Особенностью нового плана, объяснил Рогозин, является ставка не на консервацию производственных мощностей оборонных предприятий на особый период, а на возможность резкого наращивания объема производства продукции военного назначения за счет роста производительности труда на современном оборудовании.

Так, уже сняты избыточные мобзадания более чем с 800 предприятий, что, безусловно, улучшит их экономическое состояние, позволит задействовать ранее законсервированные цеха и иные мощности под новое производство. В течение ближайших шести месяцев соответствующие отраслевые и региональные мобилизационные планы будут приняты в субъектах РФ и федеральных министерствах. Мобилизационный план экономики РФ является важнейшей составной частью плана обороны РФ, уверен Рогозин.

Тут стоит напомнить, что такое мобилизационная экономика. Это экономика, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы. Есть и другие определения. Например, «тип экономических отношений, при которых все ресурсы страны направляются на одну или несколько приоритетных целей в ущерб другим отраслям, что нарушает гармоничность развития страны» и «антикризисная экономика, связанная с чрезвычайными обстоятельствами».

Насколько в России чрезвычайные обстоятельства, не очень понятно, тем более что власти регулярно демонстрируют оптимизм, заявляя, что лучше станет чуть ли не со дня на день. Хотя анонсирован план был еще в 2011 году, действовать он, похоже, начинает более чем своевременно. Состояние российской экономики сейчас, откровенно говоря, нерадужное, отмечает аналитик ФК Aforex Нарек Авакян. Темпы роста ВВП резко снизились в 2013 году, составив в итоге лишь 1,4%, в то время как инфляция подросла до 6,5 с 6,3% в 2012 году и 6,1% в 2011 году, и при этом темпы роста ВВП в эти годы составляли соответственно 4,3 и 3,3%. То есть фактически в среднесрочном разрезе в российской экономике происходит стагнация - нулевой рост экономики при усилении роста цен.

Такое происходит, как правило, когда ключевые отрасли экономики монополизированы либо принадлежат нескольким крупным компаниям. Сейчас уже всем понятно, что прежних темпов роста экономики в 5-7% годовых, как это было до кризиса 2009 года, скорее всего, уже никогда не будет. При этом, кроме собственно структурных причин (отсутствия драйверов роста), есть еще и чисто объективные причины: ВВП на душу населения по ППС в России в 2013 году превысил 20 000 долларов в год, что вполне сопоставимо с показателями развитых стран. Фактически весь рост, который был с 1999 по 2009 годы, был экстенсивным, то есть экономика росла за счет увеличения нефтегазового сектора и главным образом за счет вливания денежной массы. Как такового развития реальных секторов экономики, кроме сырьевых, не было. Сейчас же идет, если можно так сказать, ломка этой модели, то есть сырьевые отрасли себя исчерпали. На сырье уже не получается поддерживать хоть какие-то темпы роста, поэтому необходимо искать драйверы в других секторах. И именно это сейчас и происходит.

Например, в 2013 году экспорт машиностроительной продукции ожидается на уровне свыше 40 миллиардов долларов, что составляет почти 10% от общего экспорта. Многие машиностроительные и высокотехнологичные компании инвестируют многомиллиардные вложения в разработку новых технологий, новых моделей продукции, стараются снизить их себестоимость, увеличить конкурентоспособность и так далее. То есть происходит естественный процесс в рыночной экономике.

Поэтому, уверен Нарек Авакян, необходимо ориентироваться в первую очередь на несырьевые отрасли экономики. В принципе, это сейчас происходит, однако для того, чтобы процесс стал масштабным и мог действительно положительно сказаться на всей экономике, необходимо какое-то время. Сейчас пока что доля высокотехнологичных отраслей и элементов в российской экономике составляет не более 20%. Для сравнения: даже в относительно сырьевых странах с развитой экономикой (Австралия, Канада и прочие) доля таких секторов превышает 40%, в Европе колеблется в районе 50%, а в США и Японии достигает 70%. Поэтому этот показатель России необходимо серьезно увеличить, чтобы, наконец, избавиться от так называемой «голландской болезни».

Что касается собственно мобилизационного плана, то он предполагает, что путем подъема в сегменте ВПК можно будет запустить экономику страны в целом, отмечает аналитик МФЦ Анна Линевская. Но, считает эксперт, во-первых, программа очень «тяжеловесная», так как в прошлом году сегмент, например, только сокращал параметры производства, а во-вторых, очень много вопросов относительно того, что делать потом с модернизированными военными мощностями и можно ли их будет использовать для гражданских нужд и инвестиционных целей. План, может, и неплохой, но очень непонятный, с массой нюансов и финансово затратный.

План, безусловно, хорош, уверен начальник отдела доверительного управления «Абсолют Банка» Иван Фоменко: все, что озвучено правительством, выглядит правильно и логично. Очевидно, что он разработан кем-то из крупных стратегических консультантов и очень сильно похож на все подобные планы мобилизации экономики. Но в действительности, полагает эксперт, как всегда, вопросы в деталях. Будет непросто без достаточного количества новых людей и значительной политической воли его реализовать. Вопрос и в том, кто будет определять баланс между необходимым минимумом необходимого вооружения и стоимостью этого вооружения для российского бюджета и, в конечном счете, для граждан.

Основная мера, которая необходима для успешной реализации данной программы (как, впрочем, и любой другой), - осуществление стороннего, полного, объективного контроля за ее выполнением, полагает Иван Фоменко. Второй момент: необходимо концентрироваться не только на эффективности, но и на конкурентных преимуществах, на процессах, которые могут быть интересны не только внутри страны, но и за ее пределами. Оружие - это тоже конкурентный продукт. Конечно, есть определенные правила, но, тем не менее, вооружение не должно быть баснословно дорогим по сравнению с аналогами. Третий момент: необходимы кадры, которые будут продолжать разработку и производство лучших российских товаров оборонного комплекса. Пока этого нет, а раз так, очевидно, что уже на горизонте 10-15 лет отрасль может столкнуться с проблемами нехватки кадров, и тогда стоимость решения будет существенно выше.

По своей сути план неплох, соглашается и эксперт проекта «Общественная Дума» Виктор Черноусов, но важно именно то, каким будет механизм его реализации и хватит ли у правительства возможностей и средств для его воплощения на практике. Надо очень грамотно составить все программы, учитывая при этом источники их покрытия и минимизировав негативное влияние на экономику и социальную сферу государства. Главное, чтобы это не оказалось очередным громогласным политическим заявлением, которое в действительности не слишком поменяет состояние ВПК из-за ряда последующих обстоятельств, которые не смогли учесть в самом начале.

Такой мобилизационный план, конечно, приведет к росту экономики страны, но подъем этот не будет значительным. Эффективность плана напрямую зависит от качества его исполнения, а как его будут исполнять и за счет чего - и в самом деле пока неизвестно и не совсем понятно. В любом случае, заданный курс на интенсификацию производства оборонных предприятий не может быть достигнут на должном уровне без проведения модернизации этого самого производства - приобретения современного оборудования, введения новых технологий, создания новых объектов и так далее. А это уже увеличение расходов бюджета, причем существенное, а значит, дополнительное давление на экономику. Мероприятия по повышению производительности труда тоже требуют немалых затрат - на увеличение рабочих мест, износ оборудования и тому подобное.

По мнению Виктора Черноусова, к предложенным правительством мерам нужно добавить изначальную ориентацию производства на гражданские нужды. Например, при разработке новой военной продукции необходимо предусмотреть, чтобы ее саму или ее часть можно было использовать не только в военных целях. Также можно подумать над тем, чтобы развить выпуск не только военной продукции, но также и продукции гражданского назначения (вычислительная техника, холодильники, пылесосы, швейные машины и так далее) на военных заводах, которые имеют такие возможности. Кроме того, в озвученных мерах нужно не столько отказаться, сколько сделать упор, кроме наращивания мощностей, также на повышении качества продукции. Эти две цели должны быть равнозначными.

источник

дмитрий рогозин, экономика, мобилизация, впк

Previous post Next post
Up