Доклад "Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье"

Jun 25, 2013 19:30

Оригинал взят у e_vikyra в Доклад "Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье"
Доклад "Карта этнорелигиозных угроз.
Северный Кавказ и Поволжье" подготовлен рабочей группой Института национальной
стратегии под редакцией Ремизова М.В.
Авторский коллектив доклада:
Бутаков Ярослав Александрович - эксперт Института национальной стратегии
Епифанцев Андрей Александрович - руководитель аналитического бюро «AlteetCerte»
Маркедонов Сергей Мирославович - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и
международных исследований (Вашингтон, США)
Ремизов Михаил Витальевич - президент Института национальной стратегии
Силантьев Роман Анатольевич - доцент МГЛУ, директор Правозащитного центра Всемирного русского
народного собора
Сулейманов Раис Равкатович - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных
исследований Российского института стратегических исследований
ДОКЛАД ЧИТАТЬ

В докладе (не очень широко обсуждаемом, к сожалению") наглядно показаны угрозы распространения ваххабизма на территории Российской Федерации, причины и условия, способствующие его распространению, даны рекомендации, как минимизировать и ослабить данные риски для российской государственности.

Вот, например,
ч. 3.5 "Выводы и рекомендации"

Нынешнее положение Северного Кавказа в составе России адекватно описывается теорией государства-химеры Льва Гумилёва. Такому государству присуще бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, приводящих вместо единой ментальности к полному хаосу взглядов и представлений. При этом, согласно
Л. Гумилеву, один из этносов в условиях государства-химеры может существовать в теле другого этноса подобно раковой опухоли, питаться за его счёт и не выполнять никакой конструктивной функции. Сама Химера может быть относительно пассивной либо же становиться рассадником агрессивных антисистем. Возникшие в Химерах
антисистемы порождают антисистемные идеологии и часто выступают инициаторами кровопролитных конфликтов.
Нетрудно увидеть, что кавказские этнические общины заняли в современной химерической государственности нишу антисистемы, а ваххабизм выступает в роли антисистемной идеологии. Эта роль подчёркивается тесным симбиозом кавказского этнонационализма и радикального исламизма с ещё одной антисистемой - криминальной, что
уже было отчасти показано на примере ситуации в Поволжском ФО.
Ваххабиты завоёвывают место среди «авторитетов» криминального мира. Одновременно кавказские этнические диаспоры в некавказских регионах РФ являются важнейшим фактором криминализации всего российского
пространства, ядром криминальных структур, проникающих в коррупционные поры государства и подменяющих функции
государственных институтов обслуживанием интересов криминальных этнодиаспор.
По учению ваххабитов, современное государство, как носитель неисламского начала, должно уйти и быть заменено фундаменталистским государством, руководствующимся лишь законами чистого и строгого ислама. Именно здесь проходит очень четкая линия разлома, которую не до конца осознают российские власти, в том числе, и в мусульманских республиках. Если светский тип правления и светское государство не признаются ваххабизмом в принципе, то пропадает сама почва для переговоров. Как и с кем переговариваться, если они нас не признают?
Пока исламские радикалы будут в меньшинстве и пока они не почувствуют свою силу, их «мирная» часть будет идти на некое подобие диалога, но это будет лишь тактическим шагом и попыткой выиграть время. Современное светское государство и ваххабизм несовместимы.[Spoiler (click to open)]
Поэтому, как только радикальному исламу представится возможность установить свою полную власть на какой-то территории, он, несомненно, к этому прибегнет.
Никаких иллюзий быть не должно: если существующие тенденции сохранятся (как в ослаблении позиций государства, так и в противоположно направленном ему усилении влияния ваххабизма), то уровень перехода в агрессивное состояние будет достигнут. Причем, вполне возможно, что кое-где, например, в Дагестане это не займет много
времени. Увеличение количества ваххабитов практически от нуля до половины (по оценкам некоторых экспертов) всех мусульман республики заняло всего 14 лет.
Тогда тема сепаратизма и перспектива строительства исламского государства на территории Северного Кавказа встанет со всей очевидностью и неизбежностью. При этом с большой вероятностью может оказаться, что простое отделение территорий, зараженных ваххабизмом, уже не сможет помочь, т.к. соседство с агрессивно
настроенным, устремленным в архаику и живущим по законам средневековья, но по-современному вооруженным соседом может обойтись еще дороже. Решать вопросы ваххабизма будет уже поздно. На Северном Кавказе Россия вошла в традиционный для любой экс-империи период удержания некогда присоединенных регионов. Этот период характеризуется прекращением расширения территории, ослаблением центра и его стремлением предотвратить «расползание» окраин наряду с формированием из своих граждан единой политической нации.

Во многих случаях сецессии национальных окраин от ослабевшей империи наблюдалась одна и та же последовательность: ослабление центра - передача больших прав, денежного содержания и иных активов
провинциям с целью мотивации их нахождения в общем государстве -усиление и обогащение окраин на фоне взаимосвязанного с этим дальнейшего ослабления центра - достижение ими критической массы силы - разрыв. Нетрудно заметить, что сейчас Россия практически в точности повторяет исторический опыт уже погибших империй и
находится где-то в середине указанной последовательности. Трудно сказать, можно ли переломить этот разрушительный сценарий (вероятно, это потребовало бы более радикальных мер, чем те, что
представляются возможными сегодня). Однако его реализацию вполне можно замедлить. В этом контексте основными представляются следующие принципиальные задачи:
- деприватизация власти, сосредоточенной в руках региональных политико-финансовых кланов, наращивание российского федерального присутствия в регионе на основе не только жесткой, но и мягкой силы;
- формирование новой региональной элиты, не связанной советским и постсоветским кланово-этнократическим опытом, поиск и поддержка альтернативных (существующему руководству) лидеров;
- деэтнизация политики, преодоление регионального апартеида, насаждение российской гражданско-политической идентичности в национально-территориальных образованиях;
- реальная борьба с коррупцией, обеспечение безусловного соблюдения законности РФ на территории Северного Кавказа и искоренение касты «неприкасаемых»;
- минимизация исламистской угрозы (притом, что сегодня радикальный исламизм является главным антигосударственным протестным мобилизующим идеологическим ресурсом);
- обеспечение лояльности среди представителей т.н. «неофициального ислама» (критикующего республиканское духовенство, но не вступающего на путь диверсионно-террористической борьбы и
экстремистской антигосударственной пропаганды);
- формирование нового статус-кво в Закавказье на выгодных для России условиях.

Сегодня российский Северный Кавказ во многом повторяет опыт Ближнего Востока, Северной Африки, стран Центральной Азии, где этнический национализм отступает перед агрессивной исламистской пропагандой, использующей идеи социальной справедливости и наднациональные ценности и лозунги. В этой связи первостепенной
задачей является понимание того, кто может стать основным союзником государства в решении этой проблемы «на местах». Сегодня российское федеральное присутствие ориентируется по большей части либо на силовые структуры и спецслужбы, либо на бюрократические аппараты. У федерального центра нет серьезной низовой поддержки в виде
гражданских неправительственных структур и условно говоря «агентов гражданской нации», заинтересованных в преодолении существующего местничества в сфере управления и монополизма в экономической сфере.
Успешная деприватизация власти в республиках Северного Кавказа возможна только при одновременном давлении на кланово-олигархические режимы (которые своей деятельностью провоцируют и этнический, и религиозный экстремизм) сверху (то есть непосредственно из федерального центра) и снизу (посредством усиления гражданских
структур, ориентированных на усиление общероссийского присутствия).
Для противодействия новым северокавказским феодалам недостаточно одних режимов КТО или введения дополнительных военных сил. Нужны гражданские агенты общероссийского влияния (в т.ч. из рядов недовольных региональной коррупцией, пострадавших журналистов, правозащитников и предпринимателей, готовых рассматривать
федеральный центр как гарант их обще
... Пора обратить внимание и на северо-кавказские диаспоральные организации в российских регионах. Будучи признанными и получая поддержку со стороны региональных, а то и федеральных властей, эти организации зачастую бездействуют, когда их земляки творят в российских городах беззакония и притесняют иных граждан, вступая в
дело лишь когда ситуация накаляется и соплеменники могут пострадать.
Практика показывает, что подобное поведение диаспоральных организаций приводит некоторых выходцев с Кавказа к уверенности в своей безнаказанности.


кавказ, ваххабизм, северный кавказ

Previous post Next post
Up