Семейные затраты на забугорные нитраты
Когда-то все жители Латвии знали - первые парниковые огурцы появлялись на прилавках магазинов только к празднику 8 Марта. Компанию им составлял зеленый лук. Никаких привозных товаров не было. Помидоры же были представлены только в консервированном виде, болгарского производства. Сейчас же овощное и фруктовое изобилие сопровождает нас круглый год. Но почему же тогда те же помидоры, выращенные в теплице в Гетлини, продаются в магазине по 5 латов за кг, а их соплеменники, привезенные из Испании, всего лишь за 1 лат с небольшим? И почему, даже несмотря на столь низкую цену, покупатели с опаской смотрят на подобный безвкусный товар? Причина кроется в современных технологиях, к которым прибегают зарубежные овощеводы.
В мечтах о прошлом
В 70-80-х годах прошлого века в Риге существовали мощные тепличные хозяйства. К примеру, возле ТЭЦ-1 в Чиекуркалнсе был целый городок теплиц. Такой же находился в Межциемсе. Сейчас они остались только в воспоминаниях, так как дорогие энергоресурсы сделали этот бизнес нерентабельным. Ведь растения надо не только обогревать, но еще и освещать. Поэтому у нас и выращивают только зеленый лук или листовой салат, который не требует много света. А тепличные огурцы, к примеру, из Марупе, появляются только весной, когда день ощутимо прибавляется. Именно поэтому помидоры из тепличного хозяйства, расположенного возле свалки в Гетлини, и стоят так дорого. А ведь для обогрева используется дешевое тепло с местной когенерационной станции, работающей на биогазе, который выделяют складируемые отходы.
Иное дело испанская или турецкая продукция. В этих странах намного теплее, да и световой день всегда длиннее. Однако, для того чтобы получить урожай в максимальное сжатые сроки, все овощеводы давно уже применяют достижения большой химии. Как в нашей, так и зарубежной теплице огурцы, зеленый лук или те же помидоры растут на минеральной вате с использованием гидропоники. А чтобы растения созревали как можно быстрее, питательный раствор щедро сдабривают нитратами для ускоренного роста и пестицидами для уничтожения вредителей и болезней. Поэтому такие помидоры спокойно путешествуют с одного конца Европы на другой и могут месяцами храниться на складах и магазинных прилавках, сохраняя привлекательный внешний вид. Ведь их специально выращивают, в отличие от латвийских, с расчетом на долгую транспортировку.
Их отличает необычно толстая кожура, которую с трудом можно разрезать ножом. Это верный признак того, что овощеводы переборщили с нитратами. Поэтому существует самый простой способ проверки - кинуть помидор в стену. Если он отскочит, как теннисный мяч - это верный признак того, что они напичканы азотной химией. Подобные вещества вредны. В организме они превращаются в нитриты. А они могут вызывать раковые опухоли в желудке и кишечнике. Не случайно заболеваемость раком прямой кишки в Латвии за последние десять лет выросла в разы. Другой способ распознать вредный товар - разрезать помидор пополам. Если у него светлая мякоть и белые прожилки, то это опасный признак. Такой продукт лучше не покупать. Безопасный помидор должен быть ярко-красным как внутри, так и снаружи. Содержание нитратов в нем соответствует норме. Считается, что безопаснее для своего здоровья все-таки покупать местную продукцию. Она не предназначена для длительной транспортировки и не так щедро напичкана различными химическими препаратами. Ведь они тоже стоят недешево.
В последнее время стали очень востребованы помидоры на веточках. Но это обычная маркетинговая приманка. Плодоножка не оторвется от помидора, даже когда он начнет гнить. Однако веточка служит своеобразным индикатором сроков хранения. Если она высохла, то плоды были сорваны несколько месяцев назад и с тех пор путешествуют по дорогам и складам.
Кожуру надо очищать
Но одних нитратов и пестицидов зачастую недостаточно, чтобы поддержать вечную молодость овощей и фруктов. Те же помидоры, равно как и огурцы, перед отправкой в дорогу обрабатывают парафином. Это вещество получают в результате крекинга нефти и используется в качестве антикоррозийного покрытия. Вот и получается, что подобный чудо-овощи могут месяцами не портиться и сохранять товарный вид. Не случайно, что многие хозяйки уже давно чистят не только огурцы, но и помидоры, чтобы не питаться парафином.
Ту же самую манипуляцию стоит проводить и с яблоками. Сейчас, в январе, прилавки буквально завалены польской продукцией. И цена более чем демократическая - около 30 сантимов за кг. С виду такое яблоко выглядит великолепно. Настораживает только кожура. Она может быть липкой и скользкой. Это верный признак того, что плоды обрабатывали дифенилом. Это еще один продукт переработки нефти. Он подавляет рост и размножение грибков, вызывающих гниение яблок. В результате фрукт может храниться месяцами, оставаясь все таким же румяным и сочным. Вам, наверное, хотя бы раз, но попадалось яблоко с идеальной поверхностью, зато гнилое внутри. Его нужно незамедлительно выбрасывать. Ведь в процессе гниения образуется опасный для человека токсин - патулин. Он может вызвать отравление. Поэтому врачи рекомендуют покупать яблоки, имеющие липкую и скользкую кожуру. Дифенил не смывается в воде. Такие фрукты надо тщательно мыть щеткой с мылом под горячей водой и срезать с них кожу. Было доказано, что это вещество является сильным аллергеном. В странах ЕС оно запрещено к применению. Но почему-то те же польские яблоки так и продолжают выделяться своей неестественной кожурой. Ведь использование парафина пока никто не запретил. Кстати, данным веществом обрабатывают, к примеру сладкий перец.
Газовая атака
Виноград, киви, апельсины и прочие фрукты, предназначенные на экспорт, перед отправкой для дезинфекции обрабатываются бромистым метилом для уничтожения вредителей. Уже на складах распыляют газ - фунгицид. Это вещество подавляет рост грибков и плесени. Для человека оно безвредно, так как химикат быстро выдувается ветром. Еще одним препаратом, остатки которого могут встретиться на товаре, представленном в овощном отделе супермаркета, является диоксид серы (добавка Е 220). Это токсичное неорганическое соединение, которое используется в качестве консерванта. Часто его применяют в процессе производства сухофруктов.
Бананы, клубника и тот же виноград, которые у нас продаются, обычно срываются на плантациях зелеными. Уже на месте, на оптовых базах, они принудительно дозревают. Коробки с плодами помещают в специальные камеры, нагревают до 18 градусов тепла. Затем в них пускается смесь азота и этилена, т. н. "банановый газ". Этилен заставляет плоды расти и созревать. Вредного для организма покупателя в этом процессе ничего нет, но и польза от таких бананов и прочих тропических фруктов почти никакая. Ведь витамины в овощах и фруктах образуются при взаимодействии с солнечным светом. А в газовой камере его, естественно, нет.
В границах ЕС действует принцип свободного перемещения товаров. Это означает, что при наличии накладных и санитарного сертификата, выданных в любой стране ЕС, Латвийская продовольственная ветеринарная служба не будет проверять безопасность ввозимой в страну плодоовощной продукции. Но эта система, бывает, дает сбои. Так, в апреле 2011 года в Германии и Чехии произошло массовое отравление привезенными из Испании парниковыми огурцами. В них обнаружили кишечную палочку. Это еще раз свидетельствует о том, что зимним импортным гостям доверять не стоит.
источник