Click to view
Этот номер - наивная и светлая шутка Георгия Фиртича. Для СПб театра оперетты он написал мистерию "Белый.Петербург" по роману Андрея Белого "Петербург", в которую включил "неприкасаемый" текст Александра Блока "Девушка пела в церковном хоре...". Поют эту вещь дуэтом а ля "ангелочки" - Ники и Аликс - последняя императорская чета. У автора музыки из "Приключений капитана Врунгеля" было хорошее чувство юмора и потому Анна Лаврова и я поём как можно серьёзнее, чтобы не убить смехом хрупкую трагикомическую конструкцию Фиртича. Он смешал лирического героя Блока и императора Николая Второго - и получилась вещь посильнее ("Фауста" Гёте) парадоксов Бродского - тот порой не мог разобраться, завороженный совпадением имён (три тёзки - два Иосифа, один Осип) где в иерархии истории вождь Сталин, а где поэт Мандельштам. ("я повторяю и настаиваю: его стихотворение о Сталине гениально. Быть может, эта ода Иосифу Виссарионовичу - самые потрясающие стихи, которые Мандельштамом написаны. Я думаю, что Сталин сообразил, в чем дело. Сталин вдруг сообразил, что это не Мандельштам - его тезка, а он, Сталин, - тезка Мандельштама.")
Мне представляется, что Фиртич взял на вооружение сатирический по форме, но юмористический по сути метод ницшевского Заратустры "Убивать не гневом, а смехом" и повторил в отношении русского императора деяние Якова Юровского. Но только не пулями убил его , а иронией. Блоковский текст, вложенный в уста императора, тоже уничтожает императора, а заодно и Андрея Белого с его романом. Как будто несостоявшаяся дуэль 1906 года Блока и Белого из-за Любови Дмитриевны, жены Блока, всё-таки состоялась. Но не Дантес-Белый убивает Блока-Пушкина, а наоборот. Обидно в вечности осознавать, что в музыкальном произведении по мотивам твоего главного романа, самая популярная часть получилась на стихи твоего главного соперника.