Click to view
Рефрен "Нет ничего хуже смерти. Но на каком мы пути? На пути к хорошему. К великому благу" повторяется в этом песнопении бессчетное число раз. Я назвал бы это не песней, но песнопением, п.ч. произведения Кизито Михиго, популярнейшего руандийского автора, обычно длинны - это целые проповеди, положенные на музыку.
Произведение это было выпущено в марте 2014 года и сразу же запрещено к трансляции на территории Руанды. 7 апреля 2014 в день 20летия Геноцида в Руанде Кизито Михиго исчез и официальные власти ничего сообщали о его судьбе. 15 апреля он был продемонстрирован журналистам живой и здоровый. Отвечая на вопросы, Кизито сказал, что имел контакты с людьми, которые настроены против правительства Руанды. Когда последовал вопрос, не связано ли его задержание с запрещенной песней его авторства, Кизито Михиго был уведен вооруженной охраной. На прощание он призвал к любви.
Впоследствии он был обвинен в заговоре против Президента Кагаме с целью убийства, признал свою вину и был приговорён к 10 годам тюремного заключения. Сейчас отбывает срок в городской тюрьме Кигали (столица Руанды).
Президент Кагаме спустя несколько недель после ареста Кизито обмолвился о "певце, что развлекал ненавистников Руанды", что укрепило подозрения, что наказание связано с творчеством певца.
Итак, что в песне могло угрожать национальной безопасности Руанды?
Конечно же то, что там намекается на альтернативную версию событий 1994 года - тех событий, что мы знаем как страшный Геноцид, который по официальной версии (она признана и ООН) учинил народ хуту народу тутси. Но есть точка зрения, что это была Гражданская война, в которой участвовали соседние страны. Нынешнее правительство Руанды не может сжиться с альтернативной версией тех событий, т.к. она для них очень опасна - власть в стране со времен Геноцида принадлежит Полю Кагаме, руководителю Руандийского Патриотического Фронта, который вторгся с территории соседней Уганды и прекратил массовые убийства. Конечно же, возникают вопросы, по какой причине Фронт не ввёл свои войска раньше, т.к. задержка привела к огромным жертвам. В этом должны разобраться историки, но, судя по авторитарному характеру власти в Руанде, их работа будет очень затруднена - трудно добыть информацию, свидетели предпочитают отмалчиваться. Политические убийства оппозиционеров происходят не только внутри Руанды, но и в тех странах, где те находятся в эмиграции.
Вернёмся к песне. В ней есть слова:
Нет никакой "хорошей смерти",
Будь она от геноцида или войны,
Кровной мести, исчезновения человека без вести
Или болезни.
Те, кто любят нас, молятся за нас.
Хоть Геноцид сделал меня сиротой,
но он не смог лишить меня сочувствия к другим.
К тем, чьи жизни были жестоко отняты -
Но это не было оценено как Геноцид.
К тем братьям и сёстрам, которые тоже люди,
И я молюсь за них.
Они тоже люди и я хочу их утешить.
Моё достоинство и любовь укоренены не в плотской жизни, не в материальных желаниях,
Но в человечности.
И пусть словам "Я руандиец" предшествуют слова "Я человек".
Когда поэт говорит, что осиротел от Геноцида, он говорит буквально - его семья была убита, а он стал беженцем в соседней Бурунди. Ему было 13 лет.
Такая моральная оценка жертв событий 1994 года противоречит официальной идеологеме. В 2013 году была запущена государственная программа "Я руандиец" - на нее и намекает Кизито в своей песне, когда говорит о превалировании человеческого достоинства над национальным. По этой программе народ хуту принуждается к извинениям перед народом тутси. Тем, кто родился после 1994 года, уже больше 20 лет, но и их принуждают каяться в том, что они не совершали. Государством провозглашается принцип национальной коллективной ответственности и тот, кто выступает (даже в художественной форме) против этого садится в тюрьму надолго.
Кизито Михиго в беде, но он счастливый творец - его произведения меняют мир к лучшему. Попытка строить государство на недобросовестных идеологических спекуляциях о прошлой трагедии, унижая часть народа - это путь к новым трагедиям. Хочется верить, что большой художественный талант томящегося в застенке поэта и музыканта сможет остановить народы Руанды от нового кровопролития, к которому толкает страну власть, нарушающая права человека.