У Сан-Франциско полно всяких общеизвестных символов: мост Золотые Ворота, небоскрёб Трансамерика Пирамид, башня Койт, движение хиппи, песня
"if you go to San Francisco", ежегодный гей-парад и многое другое. Но есть кое-что, что очень сильно влияет на облик города, и делает его очень уютным,
милым, живым и неповторимым - это общественный транспорт. Конечно, большинство линий - это вполне современные подземные трамваи, скоростные
электрички и автобусы. Но определенный шарм городу добавляют троллейбусы, старинные трамваи из разных стран на Маркет стрит и, конечно,
кэйбл кар - английское название канатного трамвая.
Вот даже в Википедии написано, что cable car is an icon of San Francisco. Фактически это единственная в своем роде транспортная система, управляемая
таким образом и функционирующая до сих пор. Есть аналоги, но они и выглядят слишком современно, и катаются не по историческим линиям.
Всё очень просто: по некоторым улицам Сан-Франциско проложены две пары рельс и две борозды (для двух направлений), в которых в свою очередь
проложен кабель.
Кабель все время непрерывно двигается по борозде (где-то в центре управления кэйбл-карами кабель намотан на большие катушки, которые его вращают,
но о них позже). Водитель кэйбл кара просто зацепляется за кабель специальным механизмом и едет в том направлении, в котором ползет кабель. А когда
он хочет остановиться, просто отцепляется. Для водителей кэйбл-каров есть даже специальное слово: gripman (дословно: цепляющийся человек).
Спроектировал и наладил движение первых кэйбл-каров в Сан-Франциско германский инженер Вильям Эппельшаймер. Согласно одной городской легенде
идея такого трамвая пришла ему в голову, когда он увидел повозку, запряженную лошадьми, которые скользили по мостовой одного из холмов и не могли
удержаться на поверхности.
С 1873 до 1890 года в Сан-Франциско появилось 23 линии кэйбл-кара. Для справки: первые успешные опыты запуска двигателей внутреннего сгорания были
совершены через 12 лет после постройки первой линии, а Генри Форд начал конвейерную сборку автомобилей и тем самым поставил США на колеса
только через 40 лет. И в 80-е годы XIX у кэйбл кара просто не было достойных конкурентов, тем более в таком холмистом городе, как Сан-Франциско.
Однако технический прогресс шагал в то время гигантскими шагами, и в 1892 году в городе появляются электротрамваи, которые сокращают монополию
трамваев механических. В дальнейшем и вовсе большинство линий кэйбл кара предлагается заменить. Но под еще больший вопрос дальнейшее существование
Кэйбл Кара поставило землетрясение 1906-го года.
Собственно, землетрясение и последующий пожар сравняли с землей почти весь город и вообще поменяли навсегда его облик и сам принцип застройки.
Что уж говорить об общественном транспорте.
Так что, в связи с отсутствием перспектив развития и сильным разрушением существовавшей инфраструктуры, большинство линий старого механического
трамвайчика было заменено на электрические стрит-кары к 1912 году. Кроме того, стали появляться автобусы, которые также претендовали на вытеснение
кэйбл-кара. В 1912 году осталось только 8 линий. А к сороковым годам XX века их и вовсе останется только три.
В 1947 году мэр города Роджер Лафэм предлагает проэкт по закрытию кэйбл-каров и полной замене их на электротранспорт. И вот тут-то у главной городской
достопримечательности появляются заступники. Оказывается всем кэйбл-кар мил и люб, и никто и не хочет с ним расставаться ради какого-то там комфорта.
И в ответ на решение мэра создается городской комитет по поддержке кэйбл-кара. Он состоит из 27 женщин, благодаря усилиям которых проводится
референдум, на котором противников механического транспорта оказывается всего 51 457 против 168 989 сторонников.
Через четыре года частная компания, владевшая линиями кэйбл-кара, все-таки была вынуждена приостановить движение, поскольку не могла оплатить
страховые взносы. А еще через год город выкупил реликвию из частных рук и вновь открыл движение в 1952 году. И все-равно у города остались планы
по замене кэйбл-кара на автобусы. Смелый комитет женщин вновь выступил в защиту механического транспорта, но на этот раз менее успешно.
Тем не менее, 3 линии все-таки удалось отстоять. Сошлись на том, что кэйбл-кар теперь отчасти станет электрическим (то есть кабель будет приводить
в движение электропривод) и все линии будут приводиться в движение от одного привода. Но большая часть инфраструктуры осталась без изменений
со времени перестройки после землетрясения 1906-го года.
Все же до наших дней кэйбл-кар не дошел в первозданном виде. В 1979 и 1982 годах все линии закрывали, меняли электропривод, реставрировали
вагоны. Зато теперь трамвай не только старомодно-стильный, но и прогрессивно-безопасный.
Вот эти огромные колеса вращают кабель, за который цепляется кэйбл-кар. Вокруг них теперь музей, в котором хранится история, рассказанная выше.
Прокатиться на кэйбл-каре стоит в 3 раза дороже, чем на обычном городском транспорте (целых 6 долларов против 2 за автобус, троллейбус или
трамвай), но обычный городской транспорт не ходит по узким и при этом холмистым улицам даунтауна - эту прерогативу оставили кэйбл-кару. Туристов,
желающих прокатиться на чудо-трамвае, или посмотреть, как его вручную
разворачивают, набирается целая толпа, но что самое удивительное, несмотря
ни на что, этим транспортом до сих пор пользуются не только туристы, но и местные жители.