Полный перевод статьи из Defense News, который и мне хотелось сделать, и откуда я
выложил недавно информацию и фото с приобретёнными Национальным центом авиационной и космической разведки на базе Райт-Паттерсон, входящим в состав разведки ВВС США, российскими авиационными ракетами воздух-воздух: Р-60 и Р-73
Дело о взятках привлекло внимание к тайным действиям МО США по закупке иностранного оружия. ("Defense News", США)
Арам Ростон (ARAM ROSTON)
(Статья длинная. Выделенным мной, отмечено самое интересное, касающееся приобретения российского оружия американцами)
В дорогом предместье Юниверсити-Парк, в 15 минутах езды от центра Сарасоты, штат Флорида, есть одноэтажный дом с тремя спальнями, находящийся неподалеку от местного загородного клуба для избранных. К нему примыкает гараж на три машины. Есть застекленная терраса. Оценочная стоимость дома 618772 доллара.
Не очень-то похоже на место, где можно купить советские противовоздушные системы с четырьмя автоматическими пушками калибра 23 миллиметра. Однако записи говорят о том, что зарегистрированная по этому адресу компания предлагает к продаже зенитную установку российского производства ЗСУ-23, которая состоит на вооружении в десятках стран - от Армении до Зимбабве. Это небольшая подрядная организация по торговле оружием, носящая название Atlas International Trading.
А кто же покупатель? Это самый большой сюрприз. Покупатель - правительство США.
И это далеко не первая экзотическая сделка компании. Записи свидетельствуют о том, что она хотела продать США ракетную установку «Скад», подобную тем, которые использовал Саддам Хусейн и которые до сих пор находятся в арсеналах Ирана, Сирии и Северной Кореи.
На продажу выставляли и 17-тонный войсковой зенитный ракетный комплекс российского производства SA-8 («Оса») с шестиколесной плавающей боевой машиной, с которой производится пуск. То была новая версия, с цифровой электроникой, а не на лампах, как устаревшие варианты. На ней имеется интегрированная радиолокационная станция кругового обзора, способная отслеживать приближающуюся цель, а ракета уничтожает самолет, летящий на высоте 5 километров.
Главные владельцы компании Atlas - это люди, в собственности которых находится и этот, ничем не примечательный дом в Юниверсити-Парк. Это бывший румынский дипломат 69 лет Сильвестр Зуграв (Sylvester Zugrav) (говорят, он владеет пятью языками) и его жена Мария 67 лет. Во всех трех сделках по продаже российской военной техники в качестве покупателя зарегистрирована база ВВС Хилл в Огдене, штат Юта.
Atlas International Trading и загородный дом семьи Зуграв вводят нас в одну из самых важных, но пока неизученных областей разведывательной деятельности. Atlas - это одна из нескольких конкурирующих между собой фирм и их секретных филиалов, действующих в рамках пентагоновской программы по закупке и эксплуатации боевой техники иностранного производства. Весьма необычная специализация: скупать оружие зарубежного производства и продавать его различным американским ведомствам, чтобы техники могли выяснить, как оно работает.
В общем эта программа имеет целью закупить каждый российский или китайский самолет, на котором какой-нибудь потенциальный противник сможет когда-нибудь вступить в бой. Она предусматривает приобретение зенитных ракет со всего мира, чтобы понять, как осуществлять противоракетный маневр с целью уклонения от них; покупку всех реактивных систем залпового огня, чтобы изучить способы уклонения от залповых пусков ракет.
«Чтобы защититься от противника, его надо знать, - сказал один бывший правительственный чиновник. - Но узнать его невозможно, если мы не сможем воспроизвести его возможности и подготовить людей против них. А чтобы воспроизвести их, надо закупить его передовую технику».
Сделки Зуграва дают редкую возможность взглянуть на эту таинственную сферу. Эта деятельность вышла на свет лишь из-за того, что Зугравам предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления. Их обвиняют в том, что они дали взятку федеральному чиновнику, дабы контракт получила компания Atlas.
Большинство участников этого закрытого бизнеса наотрез отказываются говорить о нем. Но четверо из них все же согласились дать интервью журналу C4ISR Journal, настояв при этом, что их имена и фамилии упоминаться не будут, так как им не нужно никаких осложнений ни с американским правительством, ни с зарубежными странами, где они занимаются своим бизнесом.
Из интервью и документов становится ясно, что это порой очень рискованное занятие. Поставщики изо всех сил стараются не нарушать закон, добиваясь в то же время расположения у чиновников из бывшего Советского Союза. История этого бизнеса наполнена драматическими событиями. Были в ней и аресты и побеги, и сделки на грани фола.
«Пробраться в этот бизнес очень трудно, - говорит один торговец оружием. - Надо, чтобы тебя в него позвали. Если не знаешь, в какие двери стучать, то ты никогда не найдешь нужных людей».
«Это исключительно доходный бизнес, но преуспевать в нем удается очень немногим, - говорит другой торговец. - Если у тебя есть нужные рычаги, ты проберешься на этот рынок».
У каждого вида вооруженных сил имеется собственная программа закупок техники противника. ВМС, например, ведут такую работу через управление военно-морской разведки. В ВВС основную работу в этом направлении проводят специалисты с базы ВВС Райт-Паттерсон, штат Огайо, где находится Национальный центр авиационной и космической разведки (НЦАКР). В его рамках действует эскадрилья по эксплуатации иностранных материалов.
«Национальный центр авиационной и космической разведки на базе Райт-Паттерсон существует еще с тех пор, как Христос был младшим капралом, - шутит один консультант по вооружениям, работающий с компаниями в сфере закупок военной техники и имущества из самых разных стран более десяти лет. - Этот центр за годы своего существования поменял немало названий, и теперь он входит в состав разведки ВВС».
Именно НЦАКР определяет многие из потребностей ВВС, диктуя, какую РЛС для какого самолета и какую зенитную ракету Министерство обороны должно купить либо украсть, дабы разработать средства и способы защиты от них.
Член палаты представителей от Республиканской партии из Техаса Джон Калберсон (John Culberson), занимающий должность председателя подкомитета по военному строительству и делам ветеранов, настаивает на существенном расширении лаборатории НЦАКР по эксплуатации иностранных материалов.
«Это совершенно секретно, - сказал Калберсон, отказавшись обсуждать этот вопрос подробно. - Они эксплуатируют иностранные материалы».
Он сравнил проводимую там работу с одним из крупнейших успехов разведки в годы Второй мировой войны, когда была захвачена и запущена в дело шифровальная машина немцев «Энигма».
«Джеймс и Джейн Бонд действительно существуют, и они живут в Огайо», - заявил Калберсон.
В январе компания MacAulay-Brown получила контракт на сумму 39 миллионов долларов, который предусматривает оказание помощи в обслуживании данной лаборатории. Контракт дает возможность хотя бы поверхностно познакомиться с проводимой там работой, которая предусматривает изучение и испытание иностранных «оружейных комплексов, систем связи, ракет» и даже «космических систем».
Одна из задач заключается в следующем: «Инженерный анализ и копирование программного и аппаратного обеспечения для приобретения опыта в эксплуатации систем с защитой и сложных технологий шифрования».
Однако в контракте не объясняется, каким образом ВВС получают всю эту военную технику и технологии, чтобы потом совать в нее свой нос, разбирать, изучать и учиться ее уничтожать. Некоторые образцы лаборатория получает в результате выполнения секретных заданий, и часть таких заданий осуществляется в рамках сделок с компаниями типа Atlas.
Может ли станция оптико-электронного подавления «Адрос» российского производства, предназначенная для обеспечения безопасности вертолетов от огня переносных зенитно-ракетных комплексов, подавить «Стингер»? Выяснить это можно только одним способом: достать ее и посмотреть. Может ли российский морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан» осуществлять поиск и перехват американских ракет? Источники говорят, что американцам в 2009 году удалось через подрядчика купить один такой комплекс, а потом проверить его в работе.
Во времена холодной войны существовал огромный спрос на советскую технику. С распадом Советского Союза приобретать ее стало легче. Есть ирония судьбы в том, что только после уменьшения опасности войны стало проще выяснять, как работает оружие противника.
Такие страны, как Украина, Болгария, Венгрия и Молдавия, могли распродавать свою технику, устраивая грандиозные базары, на которых они предлагали самое ценное оружие Советского Союза. Между тем, производство и продажа оружия в самой России тоже были на высоте, поскольку Москва продолжала торговать им по всему миру, поставляя его в страны, представляющие угрозу США.
Одна из деталей этого необычного бизнеса стала достоянием гласности в 2000 году, когда СМИ закричали о новом шпионском скандале. «Сегодня российские службы безопасности задержали в Москве американского гражданина, которому предъявлены обвинения в шпионаже», - сообщило агентство Associated Press. «Русские схватили на месте преступления бывшего офицера ВМС, работающего шпионом», - протрубила New York Post.
Оказалось, что это никакой не шпион, а частный американский предприниматель по имени Эдмонд Поуп (Edmond Pope), который занимался закупками иностранной военной техники. Как и многие люди из этой отрасли, он прежде служил в военной разведке США.
Поуп якобы располагал информацией о российской торпеде под названием «Шквал». Правительство США считает ее одним из самых опасных видов оружия в войне подводных лодок. Это антикорабельное оружие способно перемещаться под водой с ошеломительной скоростью в 200 узлов, то есть, быстрее любой известной торпеды. Чтобы передвигаться на такой скорости, ракета использует принцип суперкавитации - это когда на определенной скорости в носу образуется газовый «пузырь», обволакивающий торпеду. При этом гидродинамическое сопротивление движению значительно уменьшается. Американцев и их союзников давно уже тревожило то, что обычными средствами противодействия, такими, как ложные цели и маневры ухода, столь быструю торпеду нейтрализовать невозможно. Поэтому Пентагон включил ее в свой главный секретный список военной техники и технологий.
Российские власти обвинили Поупа в краже секретной информации о «Шквале». Его быстро судили и приговорили к долгим 20 годам лишения свободы. И вдруг новый президент России Владимир Путин помиловал бывшего офицера военно-морской разведки, который был болен раком костей. Сделал он это после разговора с тогдашним президентом Клинтоном.
В интервью Поуп сказал, что изучал «Шквал» в сотрудничестве с Лабораторией прикладных исследований штата Пенсильвания, у которой был контракт с научно-исследовательским управлением ВМС.
«Нам надо знать о подобных угрозах, - заявил он, - и мы должны иметь возможность противодействовать им».
Он утверждает, что на момент ареста не действовал тайно, а считал, что российские власти содействуют ему. По его словам, когда он находился в следственном изоляторе, допрашивавшие его следователи рассказали, что утверждено решение о продаже 50-ти таких торпед Китайской Народной Республике.
Безусловно, инцидент с Поупом заморозил все попытки ВМС получить «Шквал». «Они замолчали после дела Поупа, - сказал один ветеран торговли оружием, занимающийся секретными программами ВМС. - По этой конкретной программе они осуществили полное затемнение».
В том хаосе, что возник после распада Советского Союза, американские поставщики использовали всевозможные хитрости и уловки, чтобы заполучить дорогое российское оружие.
Один поставщик говорит, что ему удалось получить опытный образец самолета в районе Балтики, потому что его контакты подстроили дело так, будто машина упала в море. По его словам, он попытался по-быстрому продать ее разведке ВВС, однако дело продвигалось очень медленно. А поскольку сделка сразу не состоялась, местным продавцам пришлось разобрать самолет, чтобы скрыть следы.
Однако другие операции продолжались, хотя американские бизнесмены теперь очень сильно нервничали. Вот один пример, когда по многим направлениям предпринимались попытки получить сверхзвуковую противокорабельную ракету «Москит», или 3М80 (по натовской классификации - S-N-22 Sunburn). Американцы хотели получить как оригинальный российский вариант, так и модификации ракеты, которые русские продавали по всему миру.
Эта ракета летит на небольшой высоте над уровнем моря, и поэтому ее трудно засечь радарами. Поэтому она могла представлять огромную опасность для военно-морских операций в зоне Персидского залива. Сможет ли система «Иджис» засечь и уничтожить ракету «Москит»? А как насчет корабельной противоракетной система SeaRAM компании Raytheon? Узнать это можно было, только проведя боевые испытания с применением «Москита».
Среди тех, кто пытался достать эту ракету, был бывший сотрудник разведывательного управления ВМС Дейл Стоффел (Dale Stoffel), который на пенсии начал заниматься приобретением иностранной военной техники. В марте 2001 года он заключил контракт с одной из дочерних фирм Boeing под названием McDonnell Douglas на поставку «Москитов». Но он поставил не все, что должен был. Стоффел был убит в Ираке в 2004 году, когда пытался провернуть другую сделку по поставкам оружия.
Другой ветеран отрасли рассказывает, что у него тоже был контракт с ВМС на поставку такого ценного трофея как «Москит». Был открытый канал для ее приобретения, и была секретная операция. В итоге, говорит он, получилась полная неразбериха.
По его словам, он действовал в открытую, ведя переговоры с одним из ведомств российских вооруженных сил. То было мирное время, и никто не думал, что русские и американцы могут вступить в открытую войну. Поэтому, говорит он, русские были даже готовы отправить в США 10 с лишним техников для демонстрации ракеты в действии, и у американских ученых появилась возможность оценить, как она работает.
Внезапно что-то пошло не так. Оказалось, что параллельно ведется другая, тайная операция с целью получения той же самой ракеты. Майор ГРУ (российская военная разведка) позвонил ему и сказал, что ситуация осложнилась.
«В России вскрыта операция американской разведки», - сказал он.
Бизнесмен знал, что единственный для него шанс избежать участи таких людей как Поуп, состоит в бегстве из Москвы, причем немедленно. Он позвонил своим российским партнерам, сказал, что ему надо срочно уехать и заказал билет на ближайший рейс в Лондон.
И что, американские военные моряки так и не получили ракету «Москит» и торпеду «Шквал»? Разведывательное управление ВМС ничего об этом не говорит, но пытавшийся купить это оружие бизнесмен предполагает, что они его все-таки получили, поскольку никаких заявок на сей счет больше не поступает.
Точное число компаний, занимающихся этим бизнесом, назвать нелегко. Этим занимаются некоторые ведущие военные подрядчики; но поскольку такая специализация требует главным образом личных контактов, обычно данную работу проводят маленькие фирмы.
И тут мы возвращаемся в дом с тремя спальнями в Сарасоте, где зарегистрирована компания Atlas International Trading, и где живут попавшие под суд Зугравы.
Авиабаза Хилл в Огдене является чем-то вроде закупочного центра для таких мест как лаборатория Райт-Паттерсон.
«Они покупают всякую всячину, что касается оружия, - объяснил один бизнесмен. - Сами они этим не пользуются, они просто покупают. Это что-то вроде расчетной палаты».
Руководитель программы из управления по оказанию военной помощи иностранным государствам Хосе Мендес (Jose Mendez) выполняет задачу по закупке боевой техники из самых разных стран для самых разных американских заказчиков.
Работая в своем крошечном кабинете в пункте сбора и обработки секретной информации с особым режимом хранения, Мендес находит продавцов, способных отыскать ракеты, радиолокационные станции, танки, бронетранспортеры по заказу различных разведывательных ведомств Пентагона, которые могут понадобиться для испытания или копирования.
Три разных продавца вспоминают, как встречались с ним.
«Он как-то появился у нас несколько лет назад. Это был 2007 год или около того. Они хотели купить большие машины и запчасти, - рассказывает один из них. - И клистроны. Это такая деталь, которую трудно найти». Клистрон это особый тип вакуумной трубки, которая часто используется в российских системах и на американских полигонах.
Однако это бизнесмен говорит, что заключить сделку с Мендесом ему так и не удалось.
Согласно материалам следствия, собранным в Юте, Мендес часто вел дела с Сильвестром и Марией Зуграв.
Через их компанию Atlas правительство закупило не только «Скады» и комплексы ПВО, но и несколько танков, бронетранспортеров, многочисленные ремонтные комплекты и запасные части.
Русские называют их комплектами ЗИП, и на них спрос просто бесконечный.
Мендес в результате сделки со следствием признался, что получил от Зугравов более 185000 долларов в виде взяток. В обмен на это он рассказывал семейной паре, что нужно правительству, и каковы цены у других поставщиков.
Это была весьма изощренная схема подкупа. По словам Мендеса, в электронной переписке они использовали защищенные паролями документы. Он называл Сильвестра Зуграва «Хуго», и это был своего рода псевдоним. Себя Мендес называл «Чако».
Некоторые взятки, признался он, Зугравы пересылали посылками через FedEx к нему домой в Юту. Часть денег переводили на его банковский счет в Мексику. А часть Зуграв передавал ему лично.
Согласно представленным в суде письменным показаниям под присягой, во время одного перехваченного ФБР телефонного звонка Зуграв сказал Мендесу: «Я собираюсь послать тебе деньги, но я говорю тебе, что ты должен помочь мне с этим большим проектом».
Как же можно уговорить генералов на Украине, в Венгрии, Молдавии и Болгарии незаконно расстаться с русским оружием и отправить его в Америку? На одном из судебных заседаний федеральный прокурор заявил о признании Зуграва в том, что он «платил взятки федеральным чиновникам».
Один ветеран этого бизнеса, заявляющий, что проиграл несколько контрактов Atlas International, рассказывает об этом так: «Фокус в этой игре состоял в том, чтобы узнать, кто что может сделать. Эта программа строится на личных связях». По его словам, американские чиновники жестко предупреждают о недопустимости подкупа иностранных представителей и нарушения законов.
«Есть разные способы дать взятку, - говорит он. - Но надо, чтобы парень ее заработал. И это не взятка вовсе, это гонорар. Вы покрываете ее контрактом, который получите».
Зугравы, не признавшие себя виновными, должны предстать перед судом в апреле. Сильвестр Зуграв, которому мы позвонили по телефону домой в Юниверсити-Парк, отказался от беседы на эту тему. Между тем, его сын Дэн Зуграв, похоже, тоже занялся этим бизнесом. Он числится директором основанной в 2010 году компании под названием United Acquisition Management. На ее сайте говорится, что она является «лидером в области закупок, доставки и обслуживания иностранной военной техники для ВВС, сухопутных войск и ВМС».
Оригинал публикации: Buying un-American: Bribery Case Spotlights DoD’s Covert Effort To Obtain Foreign Weapons
Опубликовано: 01/03/2013 16:47