Оригинал взят у
yalta_kpss в
КОММУНИСТЫ В XXI ВЕКЕ Р. Косолапов
Для начала XXI века совершенно очевиден факт кризиса и спада международного коммунистического движения.
Сохранение в Западной Европе только двух влиятельных марксистско-ленинских центров - в Афинах и Брюсселе, сужение мировой социалистической системы до масштабов нескольких стран - Кубы, Китая, Северной Кореи и Вьетнама, реставрация капитализма в Советском Союзе и ряде сопредельных с ним государств - все это говорит об очередном мощном наступлении империалистической реакции.
Но можно ли делать отсюда вывод о «крахе» марксистского научного предвидения и диалектико-материалистической методологии, о «конце истории», достигшей-де своих предельных высот в виде рыночной экономики и либеральной демократии? Мировой финансовый капитал, обладающий гигантской всеохватывающей коммерческой и организационной силой, вездесущей сетью средств массовой информации и дезинформации, деспотически навязывает народам и государствам эту точку зрения. Однако истина, правда, справедливость не на его стороне.
Общий кризис переживает не передовая общественная мысль, не мировой дух ,имеющий в своем арсенале сокровища восточной и античной мудрости, Возрождения и Просвещения, революционного демократизма и научного социализма, а разлагающееся сознание буржуазного общества, - именно оно отравляет миазмами индивидуализма и вседозволенности, паразитизма и потребительства все живое. Налицо самая большая опасность, превосходящая по своему характеру и по своим параметрам все пережитое до сих пор человечеством, - вытеснениедиалектического разума из сферы регулирования общественных отношений и социальных процессов, замена его узкоторгашеским бытовым рассудком , умственная, моральная и эстетическая деградация с несомненно гибельными для всего мирового сообщества последствиями.
Альтернатива «разум или рассудок », несмотря на ее кажущуюся отвлеченность, удаленность от повседневных забот каждого, на самом деле касается всех. За ней отчетливо просматривается ставшая очевидно интернациональной панорама противостояния «труд - капитал », и спасение человечества реально только при победе труда .
Важнейшим направлением нынешнего наступления империалистической реакции является всесторонняя дискредитация, принижение, даже изничтожение живого труда, создающего все материальные и духовные ценности - от Сикстинской мадонны до куска хлеба, труда производительного и творческого , и возвеличение, прославление, восхваление накопленного богатства, бизнеса, «делающего деньги». Делячества, питающегося соками чужой производящей деятельности и хорошо оснащенного громадной иерархией электронных кибернетических устройств. Предпринимательства, создающего лабораторные условия для формирования бьющегося в тисках конкуренции, эгоистически «выживающего» человека-робота, а не многогранной индивидуальности свободного человека-творца.
Существенная предпосылка поражений коммунистов конца XX века - это их отказ от научного предсказания, от видения реалистического образа будущего, страх ответственности за возможные ошибки и спекуляция на этом страхе наших классовых противников.
В восходящем, в целом успешном столетии своей деятельности - с середины XIX века до второй половины XX - коммунисты считали главным в общественной и личной жизни следование идее . Но их подвели излишняя самонадеянность, особенно усилившаяся после победы над фашизмом и образования мировой социалистической системы, распространение синдрома «зазнавшейся партии», беззаботность в деле дальнейшего прогнозирования тенденций общественного развития, теоретическая бескрылость. Не вырастив в своей среде теоретиков и политиков масштаба Маркса и Ленина, не умея совмещать строгую объективность с романтическим порывом и обжегшись на утопическом обещании построить коммунистическое общество в основном к началу 80-х годов, они по сути без сопротивления сдали позиции научного социализма и до сих пор не собрались с силами прекратить распад нашего движения, обеспечить его новаторское духовное возрождение как основное условие его организованности.
Когда нет идеи, нет и цели действия, не на чем сосредоточить свою волю . Из этого соображения исходили Сталин и другие наши славные предшественники. Они имели в своем арсенале марксовы «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и «Критику Готской программы», ориентировались на пионерный пример страны, «где жил и где не умер Ленин» (К. Симонов ). Но следующее за ними поколение не сумело выдержать требуемое физическое, нравственное и интеллектуальное напряжение. Его представителей, как правило, устраивала роль подражателей и иждивенцев. Типичным стал размен высокой сложной и гармоничной цели на бытовой комфорт и развлекаловку, то есть низведение коммунистической патетики на почву личного мещанского благополучия, делающее невозможным размышления о коммунизме вообще. С утратой отчетливости цели стала теряться и сама цель . Прежде всего этому явлению должен быть положен конец. Положен сознательно, решительно и бесповоротно, ибо стихийное общественное движение, какие бы частичные благие задачи оно перед собой ни ставило, с новой глобальной задачей справиться не в состоянии.
Контрреволюция, расправа над историческим начинанием человека труда, учиненная на рубеже 80-90-х годов XX века в тех странах, где был реставрирован капитализм, не сочеталась с предложением народам какой-либо положительной альтернативы, да и не могла сочетаться. Она только подтвердила необходимость с еще большей настойчивостью такое начинание возобновить . А для этого требуется целая полоса времени, в течение которой происходит собирание свежих сил на качественно изменившейся, существенно расширенной основе. Для этого нужна существенно инаяконсолидация трудящихся и в национальных границах и вне их, опирающаяся на всестороннее просвещение и выработку классового самосознания, не менее четкого и категоричного, чем-то, которое выработала себе монополистическая транснациональная буржуазия. Сознания, соответствующего деятельно-преобразующей сущности человека и противостоящего его фальшивой буржуазной модели лишь потребляющей, «шоу-пивной» твари.
Образ будущего, которому посвящают все свою активность коммунисты, предполагает гарантии обществом бытия и благосостояния личности, обеспечение благосостояния и процветания общества - усилиями личностей . Не должен быть забыт лозунг еще Первого интернационала «Нет обязанностей без прав - нет прав без обязанностей», вобравший в себя основные моральные и правовые нормы рабочего и коммунистического движения, актуальный для нынешних и грядущих социалистических стран. Ведь речь идет о формировании системы общественных отношений, регулируемой и оптимизируемой с помощью науки, и притом так, чтобы сделать прямо доступной каждому жизнь, достойную человека.
Социализм (то есть, по Марксу, товарищеский способ производства) идет на смену капитализму (то есть организации общественной жизни, построенной на частном интересе и индивидуалистическом присвоении плодов общественного труда) отнюдь не по желанию отдельных мечтателей. Он наступает по велению неодолимой закономерности, в тысячах форм действующей в современном мировом сообществе. Эта закономерность, подмеченная еще Марксом в условиях раннего, восходящего капитализма и подтвержденная Лениным в условиях капитализма нисходящего, или империализма, называется обобществлением труда и производства. В наиболее динамичной и в конечном счете решающей его сфере - технологии - обобществление выражается в замене большей доли ручных и индивидуальных операций машинными и коллективными, в сфере организации - в концентрации и централизации усилий, в возможности действовать по общему плану, в сфереприсвоения и распределения - в равном отношении всех к основным средствам производства, обмена и потребления. Эта фундаментальная закономерность, на которую впервые указали марксисты и на которой в конечном счете они базировали свою деятельность и свои достижения, принадлежит всему историческому процессу, и на нее не может заявить свои исключительные права ни одна нация, ни одна страна. Ее более или менее яркие и массовые проявления зависят только от наличия или отсутствия соответствующих реальных предпосылок. Это, с одной стороны, действие закона неравномерности экономического, политического и культурного развития, открытого в эпоху империализма Лениным. Это, с другой стороны, развертывание современной научно-технической революции, наблюдаемое с середины XX века. Познание и «оседлание» этих процессов есть историческая - интеллектуальная и нравственная - миссия коммунистов. Но думать, что ими не могут по-своему воспользоваться их противники, означало бы проявить величайшую наивность и недопонимание диалектики истории.
Парадокс состоит в том, что с начала 50-х годов становилось все заметнееотставание компартий и их идеологических структур и в общем и, особенно, в прикладном освоении марксистской методологии от того, что сделали в этой области антикоммунистические, «советологические» и т.п. «центры» на Западе. В странах, где компартии были правящими, верх брали «катедер-марксистские», академические, как правило, апологетические разработки, - в странах же, где марксизм рассматривался как идейный враг, он изучался сугубо критически и прагматически, в целях выработки «противоядий». По эффекту «оспопрививания» Запад стал частично интегрировать крупицы марксизма-ленинизма и советского опыта для лечения наиболее глубоких язв капиталистической системы. От «нового курса» Рузвельта, впервые применившего такую операцию с тем, чтобы вывести США из «великой депрессии» рубежа 20-30-х годов, до концепции «глобализации», выборочно дублирующей марксову идею обобществления, был проделан большой путь.
«Глобализация», подаваемая сейчас как новейшее идеологическое «блюдо», исходит из наращивания перекрывающих друг друга общественных отношений - систем массовой коммуникации (транспорт, связь) и массовой информации (в том числе «мировой паутины» - Интернета), делающих доступными всем и каждому любую точку земного шара и любое знание. Все это надежно укладывается в понятие обобществления, подразумевающее также ряд моментов, раскрытие которых не выгодно капиталу. Так, капитал не афиширует достигнутую к XX веку способность современного общественного производства уже теперь, путем более рационального перераспределения мировых ресурсов, ликвидировать как нищету и голод большинства , так и нездоровое перепотребление , уничтожение невосполнимых ресурсов, порочное роскошество и погубление природной среды меньшинством . Зато вовсю демонстрируются потенциал всеуничтожения, «логика» животного ядерного страха, бесконтрольного применения военной и финансовой силы, на которую опирается монополярный «авторитет» США. Человечество ныне располагает развитой материально-технической базой, возможностями и всеобщего достатка землян и беспрецедентного доступа к истине. Но на финишной прямой к экономической и духовной свободе ему противостоят, с одной стороны, упорное эксплуататорское применение частной собственности , с другой - агрессивное антипросветительское применение лжи . Набросить узду на оба эти уродства, кроме коммунистов, некому. Массовая сознательная сила, единственно способная это осуществить, - консолидированный национально и интернационально производительный и творческий труд. Так и в XXI веке по-прежнему набатно звучит призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
В наш образ будущего прежде всего входит бескризисное общественное производство и коммунальное устройство жизни, в центре которого находятся живой конкретный человек в диалектическом единстве его потребностей и его способностей . Это не фантазия и не утопия, а конечный результат пробивающих себе дорогу обобществительных процессов. Ни «экономикс», зацикливающая внимание граждан на возможности извлечения прибыли, на коммерческой выгоде, ни рыночная бесовщина, какого бы размаха и влияния они ни достигали, не в состоянии скрыть настоятельную необходимость повернуться к действительным, фактическим, натуральным интересам и запросам людей. Социологический анализ этих реалий, систематическое отслеживание их существенных составляющих с учетом социального, поло-возрастного, культурно-национального состава населения и происходящих перемен есть тот главный источник информации, которая столь необходима для рациональной организации производства на планово-гуманистических началах. Технические трудности, на которые ссылаются в этой связи противники социализма, на современном уровне развития науки безусловно преодолимы, Нужны лишь целевые установки, свободные от корыстных мотивов, и тщательная проработка методик измерения и учета безденежных посредников, что, конечно, трудно, но не невозможно. Экономика в XXI веке может стать своего рода зеркалом того, что нужно и что под силу сделать человеку, а человек в своих существенных чертах, наконец, явится мерой, нормой, прообразом обобществляемой экономики. В сочетании с системой натуральной гигиены и передовой практикой всеобщего народного образования она составит базис, при котором всестороннее развитие личности будет служить условием развития всех и, наоборот, развитие общества в целом станет совокупностью условий развития любого индивида.
Гуманистическому преобразованию прежде всего подлежит отношение к энергетическому потенциалу общества будущего. Ошибкой многих экономистов было приписывание Ленину некоей стратегии нэпа , будто бы рассчитанной на неопределенный срок («всерьез и надолго»), и одновременно оставление как бы в тени ленинского плана электрификации страны. Между тем именно перевод индустрии и сельского хозяйства, производства и быта на энергетическую базу электричества был перспективной технологической стратегией переходного периода, а нэп - экономической тактикой победившего пролетариата в многоукладной стране. Именно электроэнергетика, выросшая в единую общегосударственную систему, позволила России и Китаю совершить межформационнный шаг от капитализма к социализму, хотя и не смогла без соответствующей политики окончательно закрепить этот результат.
Империалистическая практика «глобализма», проводимая странами «золотого миллиарда», по сути заужена нефтяными интересами США и, маскируясь борьбой против «международного терроризма», нацелена на овладение топливными и иными ресурсами недр всей планеты. Между тем, нужен принципиально новый, поистине революционный поворот мирового сообщества в энергетической области. И культивируемая ныне нефтяная (разновидность тепловой) и атомная энергетика не сулят нам оздоровления окружающей среды, экологическую безопасность и угрожают безвозвратной растратой невосполнимых ресурсов. Сам собой напрашивается великий переход на повсеместное и массовое использование солнечной и другой альтернативной, неисчерпаемой, совершенно безвредной для всего живого энергии. Технические разработки для этого уже достаточны, но повсеместно зажимаются частным монополистическим интересом. Лишь избавляясь от отношений капиталистической наживы, люди ощущают себя тем, чем и являются, - высшим воплощением всего живого, возникшим на Земле под воздействием и при участии солнечных света и тепла, то есть воистину «детьми Солнца », воспринимающими его творящую силу как свою собственную производительную силу.
Осмысление в начале XXI века заново характера современной исторической эпохи безусловно подтверждает более раннюю оценку ее международным коммунистическим движением как эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе. Несмотря на тяжкие поражения и временный отлив нашего движения в целом, все же сохраняется мировая социалистическая система, не прекращается начавшийся с Великого Октября общий кризис капитализма, а антикапиталистическое социальное «цунами» зреет внутри набирающего силу, приобретающего массовый размах, многообразного по своим формам движения - антиглобализма . Движение это молодо, не сплочено, разнородно по мотивам и мировоззренческим установкам, но совершенно очевидна его антиимпериалистическая, гуманистическая, протестно-конструктивная направленность. Оно совместимо с положением о том, что в центре нашей эпохи по-прежнему действует консолидируемый физический и умственный труд, мускульный и интеллектуальный пролетариат , всем своим бытием доказывающий необходимость упорного противостояния труда капиталу.
Все более широким кругам мировой общественности все очевиднее становится факт связи периодических контратак капитала с понижением культурно-интеллектуального уровня населения. Тем самым современная эпоха преподносит человечеству еще один парадокс. В то время, как по мере научно-технического прогресса «умная» электроника берет на себя растущий объем простейших монотонных умственных операций, высвобождая мозг человека для неповторимой творческой деятельности, все делается для того, чтобы примитизировать его духовные потребности. Объективно высокие технологии высвобождают громадное время для удовлетворения жажды познания, для поисковой исследовательской и художественной активности личности. Но заполнение, забивание, загромождение того же времени, досуга низкопробными поделками, дребеденью псевдообразования и шоу-бизнеса, морально-юридическим узаконением всяческих извращений, наряду с возвратом к религиозным штампам, дает прямо противоположный эффект.
Частнособственнический интерес, особенно в своей высшей абстрактной форме голого денежного интереса, ведет дело к прямой идиотизации общества. Утрачиваются, изживаются из обихода масс критерии прекрасного в искусстве, открытия в науке, человечных подвижек в социальной практике, готовности следовать примеру лучших. Гасится любознательский порыв, стремление на грань неизвестного, страсть открывательства, неугомонность изобретательства и конструирования, утрачивается ощущение качества культуры и сама культура качества. Во всей своей жгучей остроте и громадности перед мировым сообществом встает вопрос:
* либо движение вперед, к торжеству диалектического разума, совмещающего все наработанные историей высокие ценности человеческого общения,
* либо движение назад, к современному дикарству, причудливо сочетающему оснащенность передовой, «думающей» техникой с мало думающей или вовсе не думающей собственной головой.
Первое означает путь к эре разума - ноосфере , закрепляемой в симфонической организации управления обществом, то есть к социализму и коммунизму
Второе означает путь в сумбурное никуда , наполненное всевозможными перипетиями самоуничтожения.
Выбор коммунистов известен. Их долг - громко и внятно, убедительно и неустанно доводить этот выбор до сознания каждого и всех.
Р. Косолапов