Мнение автора может не совпадать с мнением SOJUZ_PVDV и посетителей
/blog/5754/1567173/
Советский Союз ушел, но молодые жаждут социализма Ричард М. Эбелинг 16 августа 2021 г. В августе этого года исполняется 30 лет со дня распада Советского Союза. В период с 19 по 21 августа 1991 года жесткие члены Коммунистической партии Советского Союза и КГБ предприняли попытку государственного переворота в Москве, чтобы помешать политическим и экономическим реформам, проводимым в предыдущие пять лет, продвинуться дальше. Переворот провалился, и в канун Рождества 1991 года Советский Союз был распущен и исчез с политической карты мира.
События тех дней особенно запечатлелись в моей памяти, потому что я был тогда в Москве, наблюдал и даже участвовал в тех августовских событиях 1991 года. Часто путешествуя по Советскому Союзу для консультирования по вопросам приватизации и рыночной реформы, особенно в бывшей советской Литовской республике и в Москве, я стал свидетелем неудачной попытки государственного переворота и ее непосредственных последствий.
Советский режим правил Россией и другими 14 республиками СССР в течение почти 75 лет, начиная с большевистской революции в ноябре 1917 года, возглавляемой Владимиром Лениным и его коммунистическими последователями-марксистами. За эти почти три четверти века, сначала при Ленине и особенно при Иосифе Сталине, а затем при их преемниках, историки подсчитали, что более 64 миллионов человек - невинных, безоружных мужчин, женщин и детей - погибли от рук советского режима во имя построения “светлого, прекрасного будущего” социализма.
Массовые убийства и рабский труд при советском социализме
Только принудительная коллективизация земли при Сталине в начале 1930-х годов, по подсчетам, стоила жизни девяти-двенадцати миллионам российских и украинских крестьян и их семьям, которые сопротивлялись потере своих личных хозяйств и были вынуждены перейти в государственные колхозы, которые их заменили. Некоторых просто расстреляли; других замучили до смерти или отправили умирать в качестве рабов в концентрационные и трудовые лагеря в Сибири или Советской Центральной Азии, известные как ГУЛАГ. Миллионы людей медленно умирали от голода, созданного правительством, чтобы заставить подчиниться диктату центрального планирования Сталина и его приспешников.
Миллионы других были собраны и отправлены в эти тюрьмы и трудовые лагеря в рамках центрального плана принудительного развития промышленности и добычи полезных ископаемых в дальних уголках Советского Союза. В 1930-е и 1940-е годы в основные планы Сталина входили квоты на то, сколько «врагов народа» должно было быть арестовано и казнено в каждом городе, поселке и районе Советского Союза. Вдобавок существовали квоты на то, сколько человек должно было быть собрано в качестве замены для тех, кто уже умер в ГУЛАГе, работая на обширных пустырях Сибири, северной части европейской части России и Средней Азии.
К 1960-м, 1970-м и началу 1980-х годов советская система становилась все более коррумпированной, застойной и дряхлой под чередой стареющих лидеров коммунистической партии, единственной целью которых было удержание власти и их особые привилегии. В 1986 году на руководящую должность генерального секретаря Коммунистической партии СССР был назначен гораздо более молодой человек, Михаил Горбачев, продвигавшийся вверх по партийной иерархии.
Попытка Горбачева спасти социализм
Горбачев считал, что Советский Союз в прошлом сделал несколько серьезных ошибок. Но он не был противником социализма или его марксистско-ленинских основ. Он хотел нового «социализма с человеческим лицом». Его целью была, так сказать, коммунистическая идеология, которая была бы «добрее и мягче». Он искренне верил, что Советский Союз можно спасти, а вместе с ним создать более гуманную коллективистскую альтернативу западному капитализму.
Для достижения этой цели Горбачев представил две программы реформ: во-первых, перестройку , серию экономических изменений, призванных признать ошибки жесткого централизованного планирования. Руководители государственных предприятий должны быть более подотчетными, малый частный бизнес будет разрешен и поддержан, а советским компаниям будет разрешено создавать совместные предприятия с избранными западными корпорациями. Гибкость и приспособляемость создадут новую, лучшую социалистическую экономику.
Во-вторых, гласность , политическая «открытость», при которой будут преданы огласке допущеные политические безрассудства прошлого и будут заполнены прежде «чистые страницы» советской истории - особенно о «преступлениях Сталина». Большая историческая и политическая честность. Было сказано, что это возродит умирающую советскую идеологию и возобновит восторженную поддержку советским народом реформированного и обновленного светлого социалистического будущего.
Однако со временем более жесткие и «консервативные» члены советского руководства сочли все такие реформы открытием ящика Пандоры неконтролируемых сил, которые подорвали бы советскую систему. Они уже видели, как это происходило во внешнем кольце Советской империи в Восточной Европе.
Начало конца в Восточной Европе
В 1989 году Горбачев стоял рядом, когда рухнула Берлинская стена, символ советской имперской власти в сердце Европы, и советские “плененные народы” Восточной Европы - Восточная Германия, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния и Болгария, - которые Сталин объявил завоеванной добычей в конце Второй мировой войны, начали освобождаться от коммунистического контроля и советского господства.
Советские сторонники жесткой линии были теперь убеждены, что новый политический договор, который Горбачев планировал подписать с Борисом Ельциным, президентом Российской Советской Федеративной Республики, и Нурсултаном Назарбаевым, президентом Советской республики Казахстан, будет означать конец самого Советского Союза.
Небольшие балтийские республики Эстония, Латвия и Литва уже восстанавливали национальную независимость, потерянную в 1939-1940 годах в результате раздела Восточной Европы Сталиным и Гитлером. Жестокие и кровавые репрессии советских военных в Литве и Латвии в январе 1991 года не смогли подавить зарождающиеся демократические движения в этих странах. Военные методы также использовались, но безрезультатно, чтобы удержать советские республики Грузию и Азербайджан.
Коммунистические заговорщики за Советскую власть
18 августа 1991 г. сторонники жесткой линии заговора пытались убедить Горбачева отказаться от запланированных политических договоренностей с Российской Федерацией и Советским Казахстаном. Когда он отказался, его силой удерживали в летнем доме, где он отдыхал в Крыму на берегу Черного моря.
Рано утром 19 августа заговорщики выступили с заявлением о захвате Советского правительства. План поимки и, возможно, убийства Бориса Ельцина провалился. Ельцин скрылся от похитителей и пробрался к зданию российского парламента из своего дома под Москвой. Верные заговорщикам воинские части окружили город танками на каждом мосту, ведущем в город, и на всех основных магистралях в центре Москвы. Танковые части окружили и российский парламент.
Но вскоре Ельцин сплотил людей Москвы и население России в целом, чтобы защитить собственную зарождающуюся демократию в России. Люди во всем мире видели, как Ельцин стоял на армейском танке у здания парламента и просил москвичей сопротивляться этой попытке вернуться в темные дни коммунистического правления.
Западные СМИ много сделали во время очевидного плохого планирования во время 72-часовой попытки государственного переворота с 19 по 21 августа. Мировая пресса сфокусировалась на нервозности и замешательстве, проявленных некоторыми лидерами переворота во время пресс-конференции, и высмеяла их. Заговорщиков высмеивали за их поведение, схожее с поведением полицейских из Keystone, которые упустили шанс похитить Ельцина или отложили захват здания российского парламента; или оставить открытыми международные телефонные линии и даже не заглушить иностранные выпуски новостей, которые рассказывали о событиях, как они произошли со всем Советским Союзом.
Опасности в случае победы сторонников жесткого курса
Однако, несмотря на плохое планирование со стороны лидеров государственного переворота, факт остается фактом: если бы они преуспели, последствия могли быть катастрофическими. У меня есть ксерокопия бланка ордера на арест, подготовленного для Московской области и подписанного московским военачальником маршалом Калининым.
Это дало военным и КГБ, советской тайной полиции право арестовывать кого угодно. В нем была «форма для заполнения», где должно было быть вписано имя жертвы. Было подготовлено почти 500 000 таких бланков ордеров на арест. Другими словами, только в Москве могло быть заключено более полумиллиона человек . За день до начала переворота КГБ получил партию из 250 000 пар наручников. Позже российская пресса сообщила, что некоторые из лагерей для военнопленных в Сибири были тайно вновь открыты. Если бы переворот увенчался успехом, возможно, от трех до четырех миллионов человек в Советском Союзе отправили бы в ГУЛАГ, печально известную систему советских трудовых лагерей.
Еще один документ, опубликованный в российской прессе после неудачного переворота, содержал инструкции для военных властей в различных регионах страны. Они должны были начать более жесткое наблюдение за людьми в районах, находящихся под их юрисдикцией. Они должны были следить за словами и действиями каждого. За иностранцами следовало еще более внимательно следить и наблюдать. И их отчеты организаторам переворота в Москве должны были подаваться каждые четыре часа . Действительно, когда переворот был в разгаре, КГБ начал закрывать коммерческие совместные предприятия с западными компаниями в Москве, обвиняя их в том, что они являются «шпионскими гнездами», и арестовывал некоторых из российских участников этих предприятий.
Страх под сюрреализмом спокойствия
Во время попытки государственного переворота Москва казалась сюрреалистической, поскольку я гулял по разным частям центра города. На улицах города казалось, что ничего не происходит - за исключением скоплений советских танковых частей, стратегически расположенных на центральных перекрестках и у мостов, пересекающих Москву-реку. Такси патрулировали проспекты в поисках пассажиров; население, казалось, занималось своими делами пешком на работу и с работы или в длинных очередях за скудными запасами предметов первой необходимости в государственных розничных магазинах; автомобилисты, как обычно, также стояли в очереди на государственных заправочных станциях. Даже с четко обозначенными иностранными номерами на моей арендованной машине меня никогда не останавливали, когда я ехал по центру Москвы.
Единственными признаками того, что это были необычные дни, были более мрачные, чем обычно, взгляды на лицах многих; и что в продовольственных магазинах многие люди молча ютятся вокруг радиоприемников после совершения покупок. Однако видимость почти нормальности не могла скрыть того факта, что будущее страны висело на волоске.
Русские рискуют ради свободы
В течение трех дней той роковой недели россиянам из разных слоев общества приходилось спрашивать себя, какую цену они вкладывают в свободу. И тысячи людей пришли к выводу, что рисковать своей жизнью, чтобы предотвратить возвращение к коммунистическому деспотизму, было ценой, которую они были готовы заплатить. Эти тысячи появились в российском парламенте в ответ на обращение Бориса Ельцина к народу. Они построили импровизированные баррикады и приготовились выступить в качестве невооруженного живого щита против советских танков и войск, если они нападут. Моя будущая жена Анна и я были среди тех друзей свободы, которые бодрствовали большую часть этих трех дней, стоя лицом к стволам советских танков.
Среди этих тысяч наиболее заметными были три группы, решившие бороться за свободу: во-первых, молодые люди в возрасте от двадцати до двадцати лет, которые жили в более свободной среде в течение предыдущих шести лет с тех пор, как Горбачев пришел к власти, и которые не хотели жить в условиях террора и тирании, которые их родители знали в прошлом. Во-вторых, новые российские бизнесмены, которые поняли, что без свободного политического порядка новые экономические свободы, позволяющие им создавать частные предприятия, будут подавлены. И, в-третьих, ветераны советской войны в Афганистане, которые были призваны на службу советскому империализму и теперь были полны решимости предотвратить его возвращение.
Банкротство советской системы было продемонстрировано не только мужеством тех тысяч, которые защищали российский парламент, но и нежеланием советских военных подчиняться приказам лидеров переворота. Это правда, что только горстка военных подразделений фактически сразу перешла на сторону Ельцина в Москве. Но сотни русских babushkas - бабушек - подошли к молодым солдатам и офицерам, командовавшим советскими танками, и спросили их: “Вы собираетесь застрелить свою мать, своего отца, свою бабушку? Мы - ваши собственные люди". Заключительный акт переворота произошел, когда эти воинские части отказались подчиниться приказу и захватили здание российского парламента, что, возможно, стоило сотен или тысяч жизней.
Свобода! Свобода! Свобода!
В ясный теплый четверг 22 августа, на следующий день после провала попытки государственного переворота, тысячи москвичей, собравшихся на большой площади за зданием российского парламента, стояли и слушали, как Борис Ельцин сказал им, что эта площадь теперь будет известна как Площадь России. Свобода. Толпа дружно ответила: Свабода! Свабода! Свабода! - "Свобода! Свобода, Свобода! »
Огромный флаг докоммунистической России, окрашенный в белый, синий и красный цвета, драпировал все здание парламента по всей длине. Толпа подняла глаза и наблюдала, как советский красный флаг с желтыми серпом и молотом в верхнем левом углу спустили с флагштока на крыше парламента, и впервые на его месте подняли знамя России. И снова люди скандировали: «Свобода! Свобода! Свобода!"
Недалеко от здания парламента в Москве в тот же день большая толпа собралась на Лубянской площади у штаб-квартиры КГБ. С помощью крана москвичи снесли большую статую Феликса Дзержинского, основателя советской тайной полиции, которая стояла у входа в здание КГБ. В небольшом парке напротив штаб-квартиры КГБ, в углу которого стоит небольшой памятник жертвам советских тюрем и трудовых лагерей, прошел антикоммунистический митинг. Молодой человек в старой царской российской военной форме сжег советский флаг и сыграл на аккордеоне дореволюционные патриотические песни, а толпа его подбадривала.
Семидесятипятилетний кошмар коммунистической тирании и террора подходил к концу. Народ России надеялся на свободу и наслаждался воображаемой радостью от нее. С тех пор история России не оправдала ни одной из тех эйфорических надежд августа 1991 года, тем не менее, она является важным моментом, знаменующим символический конец коллективистского кошмара 20- го века.
Американская и британская молодежь не знает истории и хочет социализма
Перенесемся в сегодняшний день, тридцать лет спустя. Как будто последних ста лет социалистической палаты ужасов не только в Советском Союзе, но и во всех других местах по всему миру, где правительства широко национализировали средства производства и навязали формы централизованного планирования, практически никогда не было. Жестокость и варварство национал-социалистического (нацистского) режима в гитлеровской Германии справедливо подчеркивались во многих фильмах и документальных фильмах за десятилетия, прошедшие после окончания Второй мировой войны. Но сравните это с нехваткой аналогичных фильмов и документальных фильмов о Советском Союзе и аналогичных социалистических режимах и их катастрофических системах централизованного планирования, со всей их тиранией, жестокостью, массовыми убийствами, коррупцией и градациями привилегий и льгот для огромной сети членов партии и элитных бюрократов, которые управляли всеми аспектами экономики командования и управления.
Недавние опросы общественного мнения, проведенные Мемориальным фондом жертв коммунизма в США на тему «
Отношение США к социализму, коммунизму и коллективизму» (октябрь 2020 г.) и Институтом экономики Великобритании в отчете «
Левый поворот впереди». ? Исследование отношения молодых людей к капитализму и социализму (июль 2021 г.) относительно взглядов людей на социалистические и капиталистические системы, особенно среди молодых слоев населения, дает понять, что знания и понимание того, на что была похожа социалистическая реальность, упали. Оруэлловская дыра в памяти.
В Соединенных Штатах четверть опрошенных, 26 процентов, заявили, что хотели бы видеть конец капиталистической системы и ее замену социалистической экономикой. Среди тех, кто моложе 40 лет, число сторонников социалистического общества выросло до 31-35 процентов. Десять процентов в этой возрастной группе считают, что идеи из « Коммунистического манифеста» Маркса являются лучшим гарантом свободного и равноправного общества, чем идеи Декларации независимости. Около 30 процентов тех, кто моложе 40 лет, заявили, что марксизм - это «позитивное» движение против несправедливости и за управление экономикой на благо всех.
На вопрос: «Что такое социалистическая система?» 31 процент заявили, что это связано с государственной собственностью на средства производства, а еще 32 процента заявили, что частное предпринимательство плюс государственное регулирование и государство всеобщего благосостояния. Шесть процентов заявили, что социализм - это «новая система», которую никогда не пробовали.
В Соединенном Королевстве 67 процентов представителей младших категорий населения Великобритании заявили, что хотели бы жить в условиях социалистической экономической системы, и отождествили социализм со словами “рабочие”, “общественность”, “равные” и “справедливые”. Капитализм был идентифицирован 75 процентами в опросе с глобальным потеплением, разрушением планеты и расизмом, а 73 процента заявили, что капитализм поощряет “жадность”, “эгоизм” и “материализм” по сравнению с социализмом, который культивирует “сострадание, сотрудничество, и солидарность”. Подавляющее большинство заявило, что социализм никогда по-настоящему не испытывался и что в таких местах, как Венесуэла, были случаи, когда социалистическая идея была просто плохо реализована и, следовательно, не являлась реальным испытанием социалистической системы.
Эти взгляды и убеждения молодых поколений по обе стороны Атлантики не предвещают ничего хорошего для будущего свободы. Идеи одного поколения часто становятся реализуемой политикой следующего поколения. Если не будут извлечены ни знания, ни соответствующие уроки из реальности социализма на практике за последние сто лет, мы вполне можем быть обречены на повторение прошлого со всеми его социальными, экономическими и политически разрушительными последствиями.
Ричард М. Эбелинг Ричард М. Эбелинг, старший научный сотрудник AIER, является заслуженным профессором BB&T по этике и лидерству в сфере свободного предпринимательства в Citadel, в Чарльстоне, Южная Каролина.