More than Weber

Jul 22, 2017 12:10

Знаете, я даже не готов сказать, что в чём-то другом ВЕБЕРА будет меньше. Вот, например, ВГС, за который я так и не взялся, хотя столько обещал и хотя уже две недели прошло. Хотя не то, чтобы я совсем о нём не думаю, но там пока:

- довольно сильно плавает сюжет после где-то первой трети (первая треть, кстати, меньше чем в Стигмате);
- довольно сильно прихрамывает логика;
- до сих пор нету имён для инопланетян;

причем с последним мне уже сильно хочется взять рандомный генератор имён и положить этому конец, но пока увы. Мало придумать имена, нужно хотя бы минимум физиологии и культурологии ещё придумать. А инопланетян в ВГС много.

Не могут же люди быть единственной условно младшей расой.

Для тех, кто отчего-то забыл, о чём речь - краткий синопсис тут. Как не странно, но год спустя он практически не изменился. В смысле, совсем не изменился.

Если вы не поняли, это хорошо.

Тем не менее, я думал о преимущественно веберовских вещах. Вы будете смеяться, конечно. Хотя уже, прочитав целых две моих книги, вроде как и не должны. Этими вещами являются:

- ФТЛ;
- космические сражения;
- оружие;
- общественный транспорт;

и нет, последнее - это plot point, он остается. Ну, помимо красивой декорации. Ну, вы поняли. Поэтому пройдёмся по всему этому подряд, раз уж мы тут о чём-то пишем.

Кроме того, это важно.

Так вот.

ФТЛ. Ничтоже сумняшеся я решил всё же позаимствовать у себя самого схему с передатчиками-ретрансляторами-acceleration gate, внеся в неё некоторые изменения. Но только после того, как придумал, как её обойти в условиях целой галактики - а то это, извините, главный недостаток калиточного ФТЛ: передатчик надо строить не только в точке А, но и в точке Б. Иначе из точки Б не улетишь. А как ты его построишь, если ФТЛ, кроме калитки, у тебя нет?

Был, конечно, экзотический вариант "тормозить об звезду на месте прибытия", но это не особо хорошо работает на больших дистанциях и не исключает необходимости тащить с собой второй передатчик. Поэтому я поступил лучше. Хуже. Неважно. А именно - придумал третий способ ФТЛ: фолдспейс.

Сворачивали пространство ещё в Дюне, на самом-то деле, хотя я с этим концептом познакомился скорее из Макросса (где все эти вещи чисто для антуража). Если так призадуматься, пространство сворачивать можно по-разному. Можно в трубочку, и тогда это варп. Можно пополам, и тогда это фолдспейс: ship waves hands real fast и из точки А оказывается в точке Б. Где угодно.

Нужно только знать небесные координаты этой точки и попросить друга-компьютера посчитать.

Есть, конечно, ограничения. Так, перепрыгнуть на соседнюю звезду сравнительно легко. Перепрыгнуть на такую же звезду в тысяче световых лет уже чревато. Прыгнуть одним махом на другую сторону Галактики потребует реактора размером с Юпитер, а по выходу из прыжка даже пыли не останется. Всё это делает фолдспейс полезным. Но не всемогущим. Для всего остального есть передатчики и обычный, внутрисистемный ФТЛ.

Когда-нибудь у меня будет космоопера без внутрисистемного ФТЛ. Но не сегодня.

Фолдспейс всем хорош, помимо энергозатрат и способности сигналить "Гэндальф здесь" прямо пропорционально дальности прыжка. Но он ещё и крайне неточный: если с передатчиком ты прыгаешь в сферу +/- тысячу километров вокруг другого передатчика (а то и больше), то с фолдспейсом оказываешься где-то в районе местного койпера. Долететь оттуда, конечно, не такая уж и проблема - кроме того, что о твоём прилёте, скорее всего, узнают заранее. И скрыть его нельзя: невидимок-диверсантов здесь нет, сбрасывать тепло, кроме космоса, некуда, поэтому узнают точно. Поэтому с одной стороны фолдспейс очевидно полезен для военных - из-за своей оперативной мобильности. Но с другой стороны - успешно заменяет противнику разведку. Инфракрасный телескоп-то у всех есть.

О чём я не устаю напоминать.

Что же до передатчиков, то передатчики хороши тем, что не требуют от корабля сложного и энергоёмкого двигателя - только приёмопередатчик, шину и программное обеспечение. Да, так и называется. Корабль разгоняется из точки А и выходит из [коридора искривлённого пространства] в точке Б. В сфере +/- тысячу километров вокруг другого передатчика. Предположительно, своё местоположение передатчики знают. Потому что торможение происходит не совсем усилиями другого передатчика, а усилиями звезды, вокруг которой тот передатчик вращается. Поэтому нельзя кинуть передатчик в пустом космосе, например, и находиться он будет либо довольно глубоко в гравитационном колодце звезды, либо возле очень массивного тела в системе этой звезды. Ну там, например, газового гиганта.

У передатчиков есть много общего с железной дорогой - это одна сплошная сеть узловых станций, со всеми вытекающими. Хотя при таком уровне абстракции это и сеть автодорог одновременно. Думаю, будет справедливо сказать, что в том же Галактическом Содружестве передатчики есть везде, в каждой населённой системе. Но не во всей Галактике. Потому что передатчики, конечно, всем хороши логистически. Кроме того, что в случае войны становятся первой же целью. И что если у тебя с врагом есть общие передатчики - ты только что серьёзно облегчил врагу логистику в случае вторжения. Поэтому сеть в Галактике далеко не одна и не общая: в условном Терминусе, например, может быть с десяток разных сетей передатчиков разных моделей, с разными форматами передачи и протоколами связи. И связывать они будут уж точно не все миры. А только немногие.

Из чего есть следующие следствия. Вся связь, например, не будет завязана на передатчики. Просто передатчиками будет быстрее и проще всего, и это верно как для кораблей, так и для информации - можно ведь передавать данные по меньшему [коридору искривлённого пространства]. Будет ли это означать, что почти везде есть инфопередатчики (космический телеграф, хотя тут скорее - космический оптоволоконный кабель)? Возможно. Потому что если и их нет - придется летать курьерами. С фолдспейсом. Что ещё одна причина, по которой фолдспейс любят военные и государственные структуры.

Что в итоге? В итоге есть связность. Есть галактическая геополитика, границы, рубежи и транспортные узлы. И есть возможность действовать отдельно от этого всего, и всё со своими плюсами и минусами.

Чего ещё надо?

Космическая боёвка. Здесь я буду несколько покороче - кроме того, что заодно её нужно связать ещё и с оружием вообще. Поэтому начнем с этого. Напомню, что в высокопродвинутой цивилизации Второго Галактического Сеттинга практически всё держится на силовых полях. Причём силовые щиты это только одно из их применений - оборонительное; тогда как речь пойдёт о наступательном. Да, вы правильно угадали.

Здесь стреляют силовым полем.

Правда, не всегда и не везде. Проблема у эффекторов - излучателей силового поля - в их небольшой дальности, которой более чем достаточно для наземных применений. Но в космосе она просто до смешного мала. Из этого есть выходы, но о них чуть ниже. Кроме того, у силового оружия есть всё те же проблемы, что и у любого энергетического - неспособность стрелять навесом, например, высокая энергоёмкость и так далее. Поэтому стрелковое оружие, стреляющее пулями и снарядами, до сих пор имеет своё место в Галактике. Обычно, впрочем, оно называется импульсным - по принципу действия; но оно стреляет пулями, да. "Пуля" тут весьма обширный термин.

Что это означает для космоса? Есть оружие, поражающее цели мгновенно - силовое поле; но оно теряет всю мощность уже через тысячи километров. Есть оружие, наносящее огромный урон на любой дистанции - импульсные пушки; но из них сначала нужно попасть, ведь даже летящий с большой скоростью снаряд остаётся снарядом. Неуправляемым, потому что для смены траектории на таких скоростях снаряду понадобится в десять раз больший бак с рабочим телом. И есть силовые щиты, которые, конечно, защищают от этого оружия. Просто от любого другого оружия они защищают ещё лучше. У неимпульсного рельсотрона не хватит дульной скорости, даже если приделать к нему возможность менять калибр на ходу (который у импульсного оружия есть). Лазеры и корпускулярные лучи силовые поля отражают. Плазма рассеивается и обычно разбивается об поле. Говорят, пламя драконов плавило Кольца Власти, но в космосе его нет, а ядерные боеголовки тоже разбиваются об поле.

Иначе поле бы не использовали.

Что тогда? А вот что. Силовое оружие нужно доставить к противнику. И его доставляют. Дронами. Условно многоразовыми, хотя в случае необходимости ими можно пожертвовать и сделать новых, конечно. Прямо in situ. Собственно, главным калибром линкоров здесь дроны и являются. Это не означает, что линкоры - авианосцы; это просто означает, что у них есть дроны. И это довольно большие дроны - в смысле, что их не сотни тысяч, как у нас любят представлять дронов, а единицы. В крайнем случае, десятки. В среднем я думал о чём-то в районе шестнадцати дронов на корабль. Меньше - всякие броненосцы береговой обороны и карманные линкоры; больше - супердредноуты с оверкиллом, как правило - здорово уступающие по остальным параметрам. Это делается потому, что дроны - это не instant win, как принято считать (в т.ч. противниками истребителей), а оружие. Требующее места. Которого даже на очень большом корабле ограниченное количество.

Выглядит это примерно вот так:



Или даже так:



Дроны выпускаются кораблём, сближаются с противником и делают заход. Если после этого они остаются живы - делают ещё один заход. Во всём этом им активно мешает противокосмическая оборона противника. В случае, если дронов больше нет, корабли либо отступают, либо сближаются для стрельбы из пушек. Неуправляемых. Но от этого не менее опасных.

У крейсеров нету дронов. Но есть манёвренность и артиллерийское вооружение. Насчет того, есть ли дроны у эсминцев, я ещё пока долго думаю - но скорее да, чем нет. Просто их будет гораздо меньше, чем на линкоре. И сам эсминец выглядит больше как корпус крейсера с дронами внутри. Кто сказал "Арбитратор"?

А значит, будут ещё и более мелкие фрегаты/эскорты/сторожевики/как вы это ещё назовёте.

И никаких истребителей. Ниша выполнения заходов на цель в высокоразвитой галактике целиком и полностью отдана... м-м-м, даже не столько компьютерам, сколько дистанционному управлению. Или лучше компьютерам?

Разницы не особенно много.

А что же на земле? На земле всё одними только джедаями - "эффекторами" - не ограничивается, хотя тактическая гибкость одного бойца в эффекторном бронекостюме (так это называется?..) существенно превышает таковую у любой другой боевой системы. Хотя здесь есть и танки, и бронетранспортеры, и большие бронекостюмы, и ручное силовое оружие в противотанковой нише. Нет, танки тоже с силовыми излучателями.

Ну и челноки. И дроны. Много дронов. Но во главе угла всё ещё разумный с винтовкой и в доспехах, потому что брать и удерживать территорию может только он.

А всё остальное - инструменты.

Помимо пистолетов и винтовок импульсная только артиллерия. В том числе и орбитальная. Хотя тысячи километров корабельному эффектору хватит с головой, но это сопряжено с выходом на низкую орбиту, а значит - по кораблю сможет работать планетарная противокосмическая оборона.

С понятными последствиями.

Высокопродвинутая цивилизация Галактического Содружества, похоже, летает на реактивной тяге. Всё ещё. Да, я знаю, это выглядит, как шаг назад. Но может там, я не знаю, если не поголовный протон-протонный синтез, то тогда сразу конверсионная тяга на монополях.

Было бы откуда добывать эти монополи.

В моей голове кружились вопросы промышленных установок на газовых гигантах (Deep Well Industrial Zone), что говорит, что создавать искусственные чёрные дыры в сеттинге умеют. Но это может быть и магия силовых полей. И это серьёзный бизнес.

Есть искусственная гравитация. Разумеется. От неё вообще очень сложно отвязаться. По логике вещей, должен быть и антиграв.

Но я упорно думаю даже о том, чтобы обойтись без летающих машин.

Общественный транспорт представлен всё теми же, и с одним из них вы даже познакомитесь близко. А зная меня - и не с одним.

Если вы не поняли, о чём я, могу порекомендовать перечитать хотя бы это.

Ну а имена для инопланетян пока что есть только для двух основателей Галактического Содружества - манаа и вишо. Вернее, вишо и манаа, так как вишо несколько более первые в этом вопросе.

И тут действительно, уже хоть садись за генератор случайных имён.

P.S. Вот так я вам и буду писать про сюжет, а как же!

Хотя про внутриполитическое устройство можно было бы.

This entry was originally posted at http://sohryu-l.dreamwidth.org/545174.html. Please comment there using OpenID.

ассорти, инфодамп, фтл, общая теория космооперы, battleship, big_guns

Previous post Next post
Up