Звёзды войны на погонах

Mar 05, 2017 10:09

Вместо эпиграфа:

- Посмотри, какая у меня форма! Посмотри, какие у нее звезды! Я её еще никому не показывал. Только тебе покажу. Посмотри! Это моя парадная. Специально сшил! Посмотри, не бойся! Погоны? Я их поменяю! Вот они, погоны. Вот! Настоящие! Видишь? Полковник. Я полковник. Я их на парад одену.

Что меня всегда смущало в околовоенной фантастике (то самое унитазное кольцо милСФ), так это вопрос знаков различия. Можно сказать, что в будущем армии, флоты и правоохранительные органы организуются по плюс-минус современным лекалам. Это имеет смысл: современные системы званий стали таковым после длительной эволюции, в которой дрейф семантики играет не последнюю роль. Помните, когда маршал был конюхом, а капитан-генералы командовали армиями? То-то же. Вообще, конечно, здесь имеет большее значение иерархия, а не то, как в ней называются ступеньки - в современных реалиях майор уже даже батальоном не командует, а бригады и дивизии это вообще больше организационная фикция, чем монолитное соединение. Но даже ступеньки нужно как-то называть.

Больше того. Их нужно как-то различать. Причём различать а) быстро, б) надёжно и в) удобно. От вымпелов, знамён и геральдических щитов военная мысль перешла к вещам более простым: погонам, петлицам и нарукавным знакам. Которые все находятся плюс-минус на одном уровне, так что всё просто, понятно, и сразу видно. Но есть одно но.

Можно сказать, что в будущем в армиях и флотах (ну хорошо, уговорили, флотах и армиях) будут ходить те же звания, что и сейчас. Нет, стратеги и суперстратеги - это тоже плюс-минус современные звания (и вообще, почему стратеги, а не навархи и птерархи тогда уже?), так что так просто вы не отвертитесь. Нет, оберштурмбаннфюреры хорошо звучат только в чудесном мире германских языков с их страстью к СЛОЖНЫМ существительным. И то английский выпадает из этого стройного ряда. Нет, командармы отличаются от штурмбаннфюреров только идеологической окраской. Да и то.

Но вот сказать, что в будущем в флотах и армиях будут ходить те же знаки различия, что и сейчас, уже гораздо сложнее. Это как с фасонами: в космоопере наблюдается подозрительная любовь к прусским воротникам, сапогам для верховой езды и галифе - в войсках, которые лошадей даже в зоопарке не видели. Но с фасонами пёс с ними, если честно: писатели здесь ограничены условиями текста, разве только каждый раз расписывать заклёпкометрическое полотно до последней нитки (ниткометрическое!), или обходиться незначительными деталями. Воротник высокий, но не прусский. Сами думайте, какой. Пуговиц нету, есть застёжки. Рукава с манжетами, но мы вам не скажем, что в таком-то году понимается под манжетами и где они на рукаве расположены. На голове фуражка, но на поражающие воображение советские аэродромы она как-то не особо похожа. Диафрагма двери открылась.

Режиссёрам, у которых есть ручные костюмные дизайнеры, как-то полегче. С другой стороны, воображения может не оказаться и у костюмера. Или у режиссёра бюджета. Не то чтобы это было плохо: в конце концов, одежда делает человека, и поэтому Злые Империи на экранах одеваются в серое, носят сапоги до ушей и галифе, а также всячески изображают из себя если не Третий Рейх, то кайзеровскую Германию по меньшей мере. Иногда это получается оригинально, иногда для этого одалживается реквизит на соседней съемочной площадке (и тоже смотрится оригинально), не суть важно. Важно то, что визуальному медиуму как-то проще, чем письменному.

Что я хотел этим сказать? Да то, что знаки различия тоже прямо привязаны к фасону - а фасон привязан к моде! Ну, то есть, ещё есть соображения практичности. Например, вместо двух погон практичнее таскать один, и тот на груди и камуфляжный, чтобы снайперы не выцелили. Вдали от фронта и сопутствующих говн пока что продолжают ходить в мундире, а там погоны цепляются весьма однозначно - военная мода формировалась не один десяток лет, и современные образцы от ВВ2 отличаются разве что качеством ткани и полной безвременной смертью френчей. И галифе. Впрочем, только вопрос времени, когда мода изменится в очередной раз и погоны а) уменьшатся в количестве и б) окончательно перекочуют с плечей на грудь бойца. Даже на парадке.

Возможно, это вопрос долгого времени.

В чём здесь проблема? В том, что неизвестно, как будет выглядеть военная форма в неопределенно далёком будущем. И ещё более неизвестно, как при этом будут выглядеть знаки различия. А точнее - где они будут расположены. Здесь следует сделать лирическое отступление: я по author fiat могу спокойно отнестись к +/- современным фасонам (с погонами, вот они, на плечах) в +/- третьем тысячелетии н.э.. Ну хорошо: первой половине третьего тысячелетия н.э.. Я понимаю, что сюда можно отнести много фантастических вселенных, при желании. Но вот к +/- современной форме в, например, четвёртом или пятом тысячелетии н.э. - уже нет. Причём сразу нет. Как вы можете понимать, это уже по определению дисквалифицирует, например, всеми любимого shirane Вебера, у которого единственное различие между современностью и 1920ыми годами Пост Диаспора - отсутствие галстуков и фуражек. И никаких больше различий. Как носили погоны, так и носят...

Тьху.

Здесь нужно привести хоть один хороший пример, я знаю. В этом плане иллюстрации к фантастическим романам совершенно, непоколебимо ужасны: чем больше я на них смотрю, тем больше мне нравятся импрессионистские обложки мейнстримной литературы. Впрочем, серьёзные издания (не Брейтбартбукс) на Западе тоже не стесняются рисовать такие обложки для фантастики, это только у нас гетто. But I digress. Поэтому за образцами придется обратиться, вы не поверите, но к ЗВ:




Да, я знаю, что в шестом эпизоде самые неконсистентные с прошлыми частями знаки различия, неважно. Главное, что они ЕСТЬ. Все без исключения вооружённые силы далёкой-далёкой галактики носят знаки различия в виде планок на груди. Даже повстанцы. Имперцы ещё и вот эти цилиндрики с кодами носят - во вселенной БЕЗ бумаги они даже имеют больше смысла, чем может показаться на первый взгляд. То есть, честно, мне даже не за что винить визуальную составляющую ЗВ. Логическую - да, может быть. Ещё и как! Но не визуальную.




ПРИЧЁМ. Нагрудные планки - это ещё и, если подумать, логичное развитие погон-на-груди! Так что, если вдруг лет через двадцать-сорок вы начнёте видеть образцы парадной формы, убежавшие со съемочной площадки бывшего Лукасфильма - не удивляйтесь.

Если честно, я бы эти штуки так и спиздил. Вообще отчего весь пост: пока я писал пятую главу, я заметил, что в тексте отчего-то уж очень много погон. Напомню, по тексту у нас 4514 год. И, блин, погоны! Так уж получилось, что Вавилония - благоустроенный военный лагерь: там в форме и со знаками различия ходят даже госслужащие. Поголовно. Поэтому этого дела по тексту более чем достаточно, а что делать? Погоны!

Совершенно предсказуемо меня это ни капли не устраивает. Поскольку фасон - это фасон: в 4514 году одеваются совершенно не так, как в 2014 (извенити). Если вы читаете "куртка" - то это, скорее всего, не та куртка, которую вы привыкли носить. Но очень похоже.

Но вот сказать, что погоны - это не те погоны (я их поменяю!), что вы привыкли видеть - это уже как-то чересчур. Потому что какие тут различия, о чём вы, это прямоугольная дощечка, обтянутая тканью!

Куда тут ещё больше различать?

P.S. А ещё по-своему интересен вопрос знаков различия для не-людей. Особенно во всех этих инклюзивных вооружённых силах, где служат все подряд (впрочем, даже в Злой Империи могут быть туземные батальоны).

Мне-то хорошо: у меня инопланетяне сплошь гуманоидные. Но даже гуманоиды могут существенно отличаться от людей! А некоторые - ещё и не носить большей части формы!

Это тоже надо учесть.

P.P.S. В седьмом эпизоде ЗВ форма ещё круче: космические фашисты Фёрст Ордера ходят в будёновках!

И с нарукавными кольцами а-ля я у мамы СС!

сатурнверс, инфодамп, общая теория космооперы, картиночки, звёздный ворс, военщина, gesselschaft, Стигмата, графомания, sprashivait

Previous post Next post
Up