Кровь, любовь и революция

Jun 19, 2016 23:56

Я там, помнится, обещал рецензию, а обещания принято исполнять. У меня выходит не очень хорошо, но я стараюсь. Неважно.

Маленькое отступление: на самом деле "Пёсий двор, собачий холод", за авторством alphyna и cornel_ps, я прочитал ещё джва года тому назад, вы будете смеяться, по наущению сгинувшей (как Венечка) души моей хэра hesvert, но третьего дня у меня (опять!) закончились книжки и я решил его (двор, который с пёсями) перечитать. И, что самое парадоксальное, я могу только повторить то, что я уже говорил, собственно, джва года назад.

ЭТО - ЖИВАЯ КЛАССИКА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Точка. Жирная.

То есть, да, я могу негодовать по мелким стилистическим вопросам, но это всего лишь я и я не имею отношения к русской литературе. Я вообще непонятно какая литература и предпочитаю писать про космічних росіян, отчего-то так похожих на совершенно земных росов. За что уважаемым авторам будет отсыпано отдельно.

Но если взвесить мои персональные стилистически-эстетические убеждения, то мой вердикт будет неизменен. Ничего лучше в современной России пока не написали. И, глядя на то, какой из-под авторского пера вышел magnum opus - и не напишут.

Честно говоря, мне самому одновременно стыдно и завидно. Я не русская литература, европейский бог миловал, но я целый год пытаюсь родить glorified cop show, а метанием золочёного колпака подмастерья под ноги безрезультатно занимаюсь вот уже восемь лет. А здесь - авантюрный роман воспитания пятнадцати человек. "Война и мир" нашего времени. Не из-за размеров, а из-за того, что современников Толстого определяли, собственно, мир и война.

А современникам авторов - то есть, простите, нам - актуальны мир и революция.

"Пёсий двор" целиком и полностью именно про революцию. Настолько, что многие предварительные условия в книге условно вынесены за рамки повествования, но это, безусловно, верный шаг. Это только неискушённая аудитория любит всякие пыщь-пыщь трах-бабах, с которыми авантюрный роман растянулся бы не на четыре тома, а на сто четыре. А это - безусловно - авантюрный роман и есть.

Ведь, в сущности, что такое революция? Это авантюра. И я бы повторил свою любимую (позаимствованную у Франклина) присказку о том, что древо свободы нужно непременно поливать кровью патриотов, но не стану. Авантюра революции пролегает гораздо глубже простого кровопролития.

Да, безусловно, это роман. Но это роман про пятнадцать молодых людей (и среди них, замечает моя феминистская диалектика, ни одной девушки), которые бросают вызов старому порядку - и побеждают. Вопреки всему. Старое и новое, отцы и дети, неудивительно, что правит Росской Конфедерацией (!) Четвёртый Патриархат. Но править ему остается недолго.

И это неизбежно так: старые всё равно уступят дорогу молодым. Хотят они этого или нет.

Когда я читал "Пёсий двор" в первый раз, я, конечно, подспудно искал параллели со своей собственной недавней историей. С тех пор утекло много воды и ещё больше - моих нервов, и поэтому ко второму прочтению я подошёл несколько более критически. И понимаю, что здесь не с чем особенно искать параллели. Да, конечно, здесь несложно усмотреть отсылку к семнадцатому году, а после прочтения сиквеприквела - "Чумы в Бедрограде" - очень многие параллели становятся на свои места. Но эти параллели очень, до крайности, удалены от наших. Можно усмотреть и намёки на нашу - простите, соседскую - действительность, как ни крути, но это так. Но в остальном эта не та фига в кармане, которую следует искать в другом, страннореальном, мире, одновременно похожим и непохожим на наш.

Честно вам признаюсь - предыдущее моё знакомство со страннореальным жанром обстояло куда хуже. Но в данном случае перед авторами стояли другие задачи. Задачи, которые проще всего воплотить именно в таком, нашем и не нашем, мире. Да и то сходство с нашим будет весьма и весьма отдалённым в самом лучшем случае.

В сторону: кажется, я всё-таки нашёл там точку бифурикации. Но утверждать не буду, потому что тут ещё и география определенно не наша. Конец лирического отступления.

Я, помнится, для этих же целей сбежал в космос, где с небывалым увлечением пишу о мире космических россиян. Здесь этого не потребовалось, и теперь я даже немного кусаю локти. И теперь, в последнем перечтении, с удивлением обнаружил удивительное сходство росов с тем, что описываю я. И в менталитете - росам свойственно местами поведение, характерое скорее для Японии эпохи не то Мэйдзи, не то Тайсё, не то Сёва. И в обычаях, и в именах, и в тонкой антропонимической игре, которая для меня отдельно увлекательна, как для филолога. И даже - но это уже в последующих сиквелоприквелах - в соотношении полов, правда, с точностью наоборот. Что целиком и полностью в патриархальном обществе объяснимо, как и весьма laissez-faire отношение к околосексуальным вопросам.

Да, здесь есть ебущиеся мальчики. Но - мы ведь ведём речь о патриархальном обществе! - нету ебущихся девочек. Впрочем, есть подозрение, что этот недостаток в ближайшем будущем вселенной будет исправлен сам собой...

Некоторые, не буду показывать пальцем, захотят увидеть в "Пёсьем дворе" оголтелый русский национализм. Я бы сказал всё, что я думаю об этих людях, но я нарочно взял вежливый тон и стараюсь не материться, поэтому ограничусь только тем, что в этой страннореальной вселенной (пёсийверсе, как я его окрестил всё те же джва года назад) нету русских, и никогда не было. А росы - наоборот, были. И в Европах не следует искать порицания Европы нашего мира - в котором были и Великая Французская Революция, и Декларация прав человека и гражданина. В том, другом мире ни того, ни другого не было никогда.

Поэтому и спрос с героев книги невысок, у них получилось то, что получилось исходя из мира, в котором они живут. Не больше и не меньше.

За рамки повествования, в итоге, оказалось вынесено и то, каким образом возникло Всероссийское Соседство, и каким образом оно дошло до жизни такой. Всероссийское Соседство лестных эпитетов у меня тоже не вызывает, а вот ассоциаций с другим соседством - вполне. Хотя исходя из ограничений мира, в котором оно существует... ничего другого не могло и приключиться.

Я бы мог посвятить несколько страниц персонажам. Хотя нет, не мог бы: для этого их слишком много, а петь хвальбы я не очень-то умею: без конца фальшивлю. Но это книга про пятнадцать историй пятнадцати человек, долго ли, коротко ли. И парой эпитетов всех их никак не опишешь.

...и ни одной девушки, да. Но их отсутствие вполне компенсируют аферистка Брадушка и проклятая Вишенька Ипчикова.

"Чуму в Бедрограде" я, как известно, не люблю за слишком большое количество мальчиков. Здесь, в "Пёсьем дворе", мальчиков обретается не меньше. Но на этот раз они не в пример милее. "Пёсьему двору" обратиться бы в аниме - некоторые герои для этого как раз вполне анимешны, в хорошем смысле этого слова - или в многосерийный сериал от SyFy или HBO... а во мне, кажется, умирает великий режиссёр. Согласитесь, режиссёр звучит лучше переводчика.

Но это настоящие герои. Хоть и мальчики. Настолько настоящие, что сразу в нескольких из них я узнаю себя. А значит - у них настоящие, не условно огрублённые и идеализированные, а настоящие переживания и эмоции. В наш век штампованных протагонистов это слишком многого стоит.

И не ищите здесь псов: бордель пал жертвой гонений, а псарня разбежалась. Но есть здесь и "Пёсий двор", и собачий холод, конечно, и даже волк - вот он, собственно.

А также многое, многое другое.

"Пёсий двор" - большая книга. Я бы даже сказал, монументальная книга. Книга размером и величиной с целую жизнь, если не в пятнадцать.

И, собственно, поэтому вам стоит её прочитать.

Если вы, конечно, зачем-то до сих пор ещё не.







tl;dr - роман про кровь, любовь и революцию в исполнении пятнадцати человек, а вовсе не про двор. Ну, который с пёсями.

P.S. Как и с любой понравившейся мне книгой, я весьма горячо думаю о переводе на английский.

Хотя скорее даже, конечно, о сложностях такого перевода.

инфодамп, самокритика, большой книжный репозиторий, картиночки, зрители в экстазе, gesselschaft, liberté, не могу молчать

Previous post Next post
Up