A Streetcar Named Gagarin

Feb 01, 2016 15:48

Меня, честно, раздражают эти восторженные охи-ахи-вздохи про "new Russian tram", на которые я натыкаюсь подозрительно часто ПОСТОЯННО, но так как картинка условно подходит для условий поста, то - почему нет?




Но, условно говоря, и почему да. Трамваи, как оказалось, упоминаются даже в Eclipse Phase в категории "транспорт в орбиталищах", наряду с велосипедами и прочим левачеством, так что это, простите, знак: если уж левацкое постчеловечество ездит железными колёсами по железным рельсам, то чем я, извините, хуже?

Правильно, нездоровой фиксацией на. Но что тут поделать, я люблю нездоровые фиксации. Тем более, трамваи всё ещё лучше космических корабликов. But I digress.

Если неизбежность троллейбусов мы уже предметно обосновали ранее, то настала пора применить такой же подход и к трамваям. Здесь следует напомнить, что проезжей части на улицах будущего (это ж не нуворишская Земля, где золотой миллиард ездит на Теслах и разбрасывается халявным жизнеобеспечением) самый минимум (вплоть до одной полосы в одну сторону, бу-га-га), поэтому трамваи у нас в любом случае не ездят по проезжей части. У них либо обособленное движение (когда ещё есть бордюрчик или заборчик), либо не обособленное (когда, например, улица пешеходная и трамвай едет прямо посреди неё). Но здесь надо определиться с тем, что именно мы понимаем под трамваем.

Потому что всё вышеперечисленное актуально тогда, когда трамвай - это, как в старые-добрые времена (for auld lang syne, ну!), уличный вид транспорта. Но точно так же трамвай может быть и внеуличным видом транспорта. У которого ещё могут быть одноуровневые пересечения (с трафиком в полтора троллейбуса в обе стороны это не представляет проблемы), но в остальном он идет по жёстко отделенным путям, останавливается на станциях (а не остановках) и чаще всего представляет собою либо длинную трамвайную колбасу, либо поезд. Причем такая система может как быть основой транспортной системы (в сравнительно небольшом поселении), так и дополнением к более ёмкой системе (в большом городе). Больше того, такая система технически может сосуществовать и с обычными уличными трамваями!

Тут, конечно, нужно сделать шаг назад и спросить, а зачем нам нужны уличные трамваи при наличии, опять-таки, троллейбусов? Троллейбус это и так тот же трамвай, только на шинах и на дороге, а гонять по рельсам вагон с вместимостью обычного автобуса, когда можно от этого автобуса (ну троллейбуса) и не отказываться - это как-то немного умножение сущностей. Может быть, конечно, вкусовщина и вопросы экономии - вот тут у нас пусть дальше ездит трамвай, а в новом раёне мы сделаем троллейбус, зато дешевле и [другие местечковые соображения]. Но вопрос всё-таки остается: почему по улицам ездит трамвай? с той же вместимостью, что и троллейбус?

Трамвай хорош своей гибкостью - поезда можно сцеплять-расцеплять, а без проблем со вписыванием в повороты гонять вплоть до трёхвагонные сцепки, и даже к сочлененным колбасам можно приделывать секции разных размеров (но это нельзя делать на ходу в час пик, например); но если это хорошо смотрится на выделенном полотне, когда трамвай внеуличный, то уличные трамвайные сцепки... ну, знаете, в сравнительно недалеком будущем это представить можно. Но сложно.

Равно как, кстати, и сам трамвай, который неясно как будет выглядеть - несочлененные вагоны, в мрачном мире далекого будущего есть только PCC и Татры Т3? А если вагоны сочлененные, то по скольку раз? Трехсекционные трамваи, например, можно унифицировать между разными типами трамвайных систем - на скоростных сцеплять их в поезда, на уличных - гонять поодиночке; но вместимость трехсекционного трамвая не сильно выше односекционного. Которая вообще от габаритов вагона зависит, а габариты, в свою очередь - от того, где этот вагон предполагается гонять (узких европейских улочек, конечно, не предвидится, но...). При этом пятисекционную колбасу сцеплять в поезд можно, но сложно, она и так здоровая, а вот расцепить - никак; зато и пассажировместимость у неё больше. Ну и, конечно, по эстетике уличный трамвай из одной-трех секций смотрится старомоднее, чем пятисекционная колбаса - но, с другой стороны, кто знает, что в будущем понимается под "старомодностью", может, у них идеалом "трамвая прошлого" является не двухосный вагончик с бугелем, а условный Альстом Цитадис...

Вообще, конечно, ответ напрашивается сам собой - мы исходим из тех предпосылок, что в городе будущего, может, и будет такое понятие, как -улица-, но вот -проезжая часть- для неё совершенно необязательна. Троллейбус ты по пешеходной зоне не пустишь - но трамваю-то ничего, кроме рельс, не нужно! Тут даже есть свои плюсы в старомодности: клумбы, фонтаны, няшки и среди всего этого проезжает старомодный трамвай, а то, что "старомодным" считается сочлененная колбаса (пусть и трехсекционная) - так это уже для читателей чуждо, не для персонажей. А троллейбус... ну, где есть дорога - там и троллейбус. А где её нет, но очень надо - трамвай.

Трамвай ещё и грузовым может быть. И хотя пускать грузотрамваи по маршрутам пассажирских трамваев не лучшая идея (в отличие от троллейбусов и троллейфур, например), но это ещё одна предпосылка к продолжающемуся существованию трамваев вообще. А равно и к сосуществованию уличных (не скоростных) трамваев и дорожных альтернатив...

И, кстати, о персонажах, осталось ответить только на один вопрос - почему няша-офицер спецназа приезжает в министерство обороны народовой на трамвае, а не на чём-нибудь другом?




Ответ на него может иметь неожиданные последствия для общей картины мира, я более чем уверен в этом.

P.S. Вы же, надеюсь, понимаете, что остановок а-ля "Автогенный завод" или "Завод тракторных трансмиссий", которых так много в наших широтах, у трамваев будущего не будет в любом формате?

сатурнверс, инфодамп, общая теория космооперы, картиночки, зрители в экстазе, yebani styd!, ассорти, Стигмата, sprashivait, не могу молчать, дикие трамваи и троллейбусы

Previous post Next post
Up