В преддверии написания поста заглянул по привычке в
гандамопедию. Испытал неприятные ощущения пониже спины.
Орбитальные лифты у меня действительно сильно ассоциируются с гигантскими роботами, но мы сейчас не о гандамах.
По-моему Чарли Фтвофф, говоря о метафоре девятнадцатого века, писал, что если космические корабли - пароходы (а судя по необходимости частой дозаправки так оно и есть, и эту-то метафору натягивали ещё Нивен с Пурнелем), то орбитальные лифты - это железные дороги, ведущие к портам. У Фтвоффа ещё был атомный паровоз, возивший пассажиров к лифтам, правда без упоминаний о том, были ли вагоны двухэтажными, а колея трёхметровой, но неважно. Атомные паровозы это просто хорошо, но даже ради экономии на такую тягу в орбитальной железной дороге не перейдешь.
У орбитального лифта, конечно, рельса нет, но в целом всё было именно так: я некоторое время считал эту метафору довольно успешной, и теперь счастлив, что не успел воплотить её на бумаге. Потому что на самом-то деле, к орбитальному лифту у меня имеются вопросы. Вопросы заключаются в том, что орбитальный лифт, на самом деле, очень неторопливый вид транспорта - настолько, что вагончик лифта на геостационарную орбиту будет ползти пять дней. При условии, что он ползет со скоростью современного скоростного поезда в 300 км/ч. А так как вагончику нужно преодолевать притяжение при подъёме и при этом ещё стараться не сломать кабель ускорением, то... вполне возможно, что выше 300 км/ч не прыгнешь.
Пять дней. Вообще, честно говоря, я весной осилил рейнольдсовский Chasm City, и там лифт полз наверх несколько дней (я правда не помню, сколько, то ли больше пяти, то ли меньше), и по уровню комфорта напоминал каюты первого класса на каком-то океанском лайнере. При этом в гандамах по лифту вверх-вниз бегают щинкансены с неизвестно какой скоростью, но с купе как в поезде-экспрессе - то есть, определенно не несколько дней. Потому что если бы такой щинкансен ехал несколько дней, то там должны были бы быть хотя бы полки, а там и до чая с подстаканниками и курицы, завернутой в газету, недалеко.
Конструкция и особенности посадки в орбитальный лифт - вопрос ещё тот. Честно говоря, я уже сломал себе об него мозги, учитывая, что пресловутый "лифт" в орбиталище формально весьма похож на орбитальный, разве что ехать гораздо меньше. А вопрос, как раз, именно в этом: стоит ли игра свеч? Да, экономично, все дела, при условии, что энергозатраты на разгон туда-сюда вагончиков лифта мы выносим за скобки... но проблема в том, что в достаточно продвинутой космоопере вопрос экономичности обычных полётов стоит гораздо меньше, если вообще. Это сейчас на Земле есть два варианта - либо неэкономично, но быстро на тяжелых и сложных химических ракетах, либо экономично, но медленно на хуйне, которую ещё даже не начинали проектировать, я уже молчу про "строить". А в 24 веке, где воздуходышащие двухрежимные термоядерные двигатели стоят на каждом Конкорде (вкупе, кстати говоря, с прыжковым двигателем), и он даже от космодрома раскаленный фонящий кратер не оставляет? А в 4517 году, когда управление гравитацией существует с таких незапамятных времен, что люди столько не живут?
Иными словами, вопрос в конкуренции. Если орбитальные лифты должны сосуществовать с одноразовыми МТКК, то у них должны быть какие-то достоинства по сравнению с этими МТКК. Либо скорость, каким-то образом, должна быть выше, но три дня вместо пяти - это всё равно медленнее, чем орбитальный самолёт, выходящий на орбиту за три часа, а на геостационарную - за пять. Либо орбитальные самолёты - транспорт не для всех, и там даже аэрофлотовская курица и банка колы стоят космические суммы (да, МАУ, я к вам обращаюсь!), а нищие пролы обречены ездить орбитальным лифтом в переполненных плацкартах, но это, честно говоря, какой-то бред в нормальном мире без фашизма и классового неравенства (тогда самолёты только для расы господ, а унтерменши будут ездить в переполненных плацкартах).
Либо, конечно, орбитальный лифт будет возить исключительно большие грузы, полностью отказавшись от пассажирских перевозок и тем самым ещё раз повторив железнодорожную метафору - с тем небольшим различием, что железными дорогами пассажиры ездят до сих пор, а на орбитальных лифтах перестанут ездить вообще.
Это, конечно, если на орбитальном лифте вообще будет, чего возить. Потому что, опять же, это сейчас на Земле проблема, потому что всё космическое строительство, топливо, расходные материалы и так далее, должны доставляться с Земли, и ракетами они доставляются только в микроскопических количествах (поэтому, напомню, эту проблему предлагается решить строительством хуйни, которую даже проектировать не начали); но в достаточно продвинутой космоопере эта проблема не стоит так остро. Хотя бы потому, что стройматериалы можно и в космосе накопать...
Поэтому я, собственно, даже и не знаю, так ли уж нужны орбитальные лифты. Я не исключаю, что когда-нибудь они нужны, а потом демонтировать такую штуку просто-напросто жалко, но это всего лишь означает, что орбитальный лифт отойдет в прошлое точно так же, как разваливающиеся в воздухе ракеты-носители.
Что, в принципе, объясняет их подозрительное отсутствие в фантастике космооперного прицела.
Для масштаба, лифт из гандамов:
Хотя, конечно, в гандамах -башня-, как завещал Циолковский, и в реальности трос лифта... ну, я даже не знаю, будет ли он виден.
Во всяком случае, не настолько.
P.S. Так уж и быть, для полноты вопроса: в гандамах было хорошо подмечено, что орбитальный лифт в плане компонента системы солнечной энергии весьма и весьма неплох. Во всяком случае, не хуже микроволновых передатчиков, которыми эту энергию предполагается передавать на Землю в классических вариантах.
Но проблема в том, что это, опять же, хорошо для Земли, но не факт, что так уж хорошо для космооперы.
P.P.S. Кто-то скажет, что если уж строить масштабные орбитальные станции, каких в космоопере хоть жопой жуй - всякие искусственные кольца вокруг планет и прочие красивые вещи - то соединять их с планетой лифтом не только логично, но и правильно.
Я в общем-то согласен, но тогда неплохо бы, чтобы на это кольцо не приходилось ехать пять дней. А хотя бы пять часов.