Очень часто приходится слышать по отношению к произведениям изобразительного искусства, как то, картинам или фотографиям, такие слова, как «идея», «содержание» (в отличие от «формы»), «смысл», «метафора», «знак», «символ», «дискурс», «выразить», «понять». Например, можно услышать вопросы:
(
Read more... )
формальная логика исключительно визуальный предмет. это легко увидеть на примере когда у нас сложный и не очевидный пример умозаключения. что мы делаем, когда затрудняемся в умозаключении?
вариант 1. мы его превращаем в некую общую форму (написание), потом находим в списке общих форм данный вариант (поиск в таблице), потом опять превращаем в конкретную форму. это сложный вариант, к которому прибегают зубрилы или аудиалы. но он всё зрительный.
2. мы рисуем объёмы понятий. то есть области на плоскости. потом пересекаем их всеми разрешёнными в умозаключении способами. потом называем итоги пересечений областей. исключительно визуальный процесс.
в случае, когда умозаключение простое и не вызывает для нас проблем, вышеописанные процессы происходят очень быстро.
к тому же, язык не конструируется логикой и КАК ПРАВИЛО нелогичен.
теперь о вербализации визуальных произведений. я не отрицаю её, упаси господи. она есть всегда. но она есть ПОСЛЕ визуализации. и эмоцию рождает прежде всего первая часть восприятия, невербальная. за редким исключением, когда вербализация сильно меняет отношения между визуальными объектами (это есть в репортажной фотографии и в совриске). но и тогда есть как бы две эмоции - связанная с невербалкой и потом уже после осмысления.
в данном посте я пытался сказать, что любое произведение изо НЕВОЗМОЖНО свести к описанию и вербализации, что оно бесконечно шире. хотя его можно описать. но не исчерпывающе описать.
Reply
Насколько я понимаю с этим-то как раз никто и не спорит. Но исключать вербализацию (к коим относится и постфактум умозаключения) так же нельзя.
Пример - "Мадонна" Рембрандта - произведение ИЗО. Оказывала бы она такое воздействие на зрителя, не знай мы мифологическую подоплёку сюжета? Не зная, что эта вот женщина несёт на руках в мир Спасителя и какая судьба ждёт его в будущем, эта картина - "гламурный" образчик "дамы с ребёнком". В этом-то и заключается так не принимаемый вами "конфликт" между формой произведения (идилическая картина мадонны с ребёнком)и содержанием (к коиму относится миф).
Reply
а с тем что невозможно свести спорят и многие. иногда заявляя это в мягкой форме "содержание, идея тут главное". суть современного искусства всего - именно в этом: главное идея, дискурс, сообщение.
я вот предлагаю вообще перестать пытаться понять изо. голову отключать как таковую. точнее слова. оно как-то иначе сразу станет. много интересного откроется.
Reply
Reply
а красивость тёти я считаю это может быть намного больше, чем миф, между прочим. неужели вы думаете что иудеи или буддисты или синтоисты существенно иначе эту картину видят? да, они знаю про миф, но он для них ничтожно меньше, чем для христианина значит. по логике и эстетические чувства нехристиан от картины должны быть ничтожными. однако это не так. миф, я считаю, лишь канва, повод для картины. но далеко не главное в ней.
опять же возьмите гравюры японские. их культура и смыслы, которые связаны с картинками для нас очень далеки и непонятны. однако красоту этих гравюр мы видим и очень хорошо.
Reply
Reply
и именно идеология, которую привносят в изо различные идеологи, заставила усомниться людей в собственных чувствах. люди, многие из них, потеряли контакт с собственными чувствами и мусолят бесконечные слова в своей голове, пережёвывают и пережёвывают одну и ту же жвачку.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Возвращаясь к животным - у них, зачастую, не всё так плохо с ощущениями зрения, но вот с мышлением, осмелюсь поправить другой Ваш комментарий, не всё в порядке, скорее его нет, либо есть зачаточные его формы - кому как нравится. Так же у животных не всё в порядке с человечностью. Сложно их назвать "человек".
Логика не опосредована визуализацией т.к. вполне нормально существует, например, в микросхемах, битах, байтах и прочих явлениях, языках программирования опять же. Можно считать это косвенным проявлением, но оно есть, оно объективно работает.
Насчёт того, что люди воспринимают по-разному, для меня это не только надпись в книге, в своё время был сражен этой новостью наповал, аккуратно расспрашивал знакомых - похоже, так и есть. На кого-то больше впечатления производят слова, на кого-то визуальные образы. Кто-то помнит текст партитуры в виде картинки, кто-то звуки (я вообще нотного листа ни разу не "видел" в памяти), кто-то вообще чёрт знает что из цветов и прочего, не передаваемого словами. Получается неплохо у всех в итоге. Динамику вообще проще запоминать логическими построениями - репризы, кульминации и т.д. Личный, индивидуальный опыт - не единственная истина. Обучить всех единообразному восприятию не выйдет - насилие над личностью.
Насчёт того, что практически насильно предлагают как единственно правильный метод восприятия художественных произведений "авторитетные" люди из области искусствоведения - мне это кажется до смешного наивным упрощением. Не популяризация, но профанация. Но это мне и сейчас - я осознаю это. В другое время и/или не мне - всё может быть иначе. Не объективно в общем.
Reply
оттого, что компьютер работает и работает хорошо не значит, что человек работает так же. кроме того, есть и не "логические" компьютеры и они тоже работают.
визуальность логики не обобщение. во-первых, это опыт. именно через визуальность люди логику изучают (таблицы силлогизмов и геометрические объёмы понятий). во-вторых логические отношения между понятиями изоморфны отношениям между некоторыми геометрическими объектами. ни в какой другой модальности такой изоморфии просто нет. то есть логические отношения между понятиями иначе как визуально представить невозможно (если не предположить, что есть внечувственные формы мышления. были такие направления в психологии, которые допускали внечувственное мышление, но я не разделяю этих позицийартитуры и сейчас, кажется, никто не разделяет).
люди действительно представляют себе по-разному. точнее так. репрезентирующей основной модальностью (модальностью внутренней коммуникации) для всех может выступать разная модальность. но обработка происходит во всех модальностях. при этом некоторые формы отношений могут быть представлены только в одной модальности. ну например, вы запоминаете музыкальный текст на слух и вербально. для других опорой выступает картинка партитуры. но, опять же, это память, опора. та же картинка для последних просто генерирует в голове звук или вообще звук для них не участвует в восприятии. есть только связь между картинкой и моторикой. но при этом представить звук именно как звук в тактильной или зрительной модальности (исключая уникумов с синестезиеей) невозможно. другой характер сигнала, другие пространственно-временные параметры.
Reply
Leave a comment