Очень часто приходится слышать по отношению к произведениям изобразительного искусства, как то, картинам или фотографиям, такие слова, как «идея», «содержание» (в отличие от «формы»), «смысл», «метафора», «знак», «символ», «дискурс», «выразить», «понять». Например, можно услышать вопросы:
(
Read more... )
Механике в хорошем случае (имеется ввиду высшая школа) учат первые пару лет. Потом учат совсем другому. По прецедентам - очень много замечательных художников и музыкантов были учениками не менее замечательных учителей. Отрицать этот факт - не просто.
В вашем рассуждении есть несколько слабых, на мой взгляд, моментов.
В частности - отрицание значимости склонности к вербализации в пользу склонности к визуализации, но люди всё-таки разные. Вербализирующие произведения искусства тоже правы - они не смогут воспринимать их иначе.
Насчёт психологического представления о языке как исключительно о визуальных образах - спорно. Логику некуда деть. Языки вполне конструируемы логическим аппаратом. Вы считаете логику чем-то чуждым человеческой психике?
Тут же стандартные представления о связи понятия-суждения-умозаключения и ощущения-восприятия-представления.
То о чём Вы пишете здорово как программа, метод, на уровне уверенности (я чувствую также). Но вот доказать... как абсолютная истина - вряд ли.
Reply
формальная логика исключительно визуальный предмет. это легко увидеть на примере когда у нас сложный и не очевидный пример умозаключения. что мы делаем, когда затрудняемся в умозаключении?
вариант 1. мы его превращаем в некую общую форму (написание), потом находим в списке общих форм данный вариант (поиск в таблице), потом опять превращаем в конкретную форму. это сложный вариант, к которому прибегают зубрилы или аудиалы. но он всё зрительный.
2. мы рисуем объёмы понятий. то есть области на плоскости. потом пересекаем их всеми разрешёнными в умозаключении способами. потом называем итоги пересечений областей. исключительно визуальный процесс.
в случае, когда умозаключение простое и не вызывает для нас проблем, вышеописанные процессы происходят очень быстро.
к тому же, язык не конструируется логикой и КАК ПРАВИЛО нелогичен.
теперь о вербализации визуальных произведений. я не отрицаю её, упаси господи. она есть всегда. но она есть ПОСЛЕ визуализации. и эмоцию рождает прежде всего первая часть восприятия, невербальная. за редким исключением, когда вербализация сильно меняет отношения между визуальными объектами (это есть в репортажной фотографии и в совриске). но и тогда есть как бы две эмоции - связанная с невербалкой и потом уже после осмысления.
в данном посте я пытался сказать, что любое произведение изо НЕВОЗМОЖНО свести к описанию и вербализации, что оно бесконечно шире. хотя его можно описать. но не исчерпывающе описать.
Reply
Насколько я понимаю с этим-то как раз никто и не спорит. Но исключать вербализацию (к коим относится и постфактум умозаключения) так же нельзя.
Пример - "Мадонна" Рембрандта - произведение ИЗО. Оказывала бы она такое воздействие на зрителя, не знай мы мифологическую подоплёку сюжета? Не зная, что эта вот женщина несёт на руках в мир Спасителя и какая судьба ждёт его в будущем, эта картина - "гламурный" образчик "дамы с ребёнком". В этом-то и заключается так не принимаемый вами "конфликт" между формой произведения (идилическая картина мадонны с ребёнком)и содержанием (к коиму относится миф).
Reply
а с тем что невозможно свести спорят и многие. иногда заявляя это в мягкой форме "содержание, идея тут главное". суть современного искусства всего - именно в этом: главное идея, дискурс, сообщение.
я вот предлагаю вообще перестать пытаться понять изо. голову отключать как таковую. точнее слова. оно как-то иначе сразу станет. много интересного откроется.
Reply
Reply
а красивость тёти я считаю это может быть намного больше, чем миф, между прочим. неужели вы думаете что иудеи или буддисты или синтоисты существенно иначе эту картину видят? да, они знаю про миф, но он для них ничтожно меньше, чем для христианина значит. по логике и эстетические чувства нехристиан от картины должны быть ничтожными. однако это не так. миф, я считаю, лишь канва, повод для картины. но далеко не главное в ней.
опять же возьмите гравюры японские. их культура и смыслы, которые связаны с картинками для нас очень далеки и непонятны. однако красоту этих гравюр мы видим и очень хорошо.
Reply
Reply
и именно идеология, которую привносят в изо различные идеологи, заставила усомниться людей в собственных чувствах. люди, многие из них, потеряли контакт с собственными чувствами и мусолят бесконечные слова в своей голове, пережёвывают и пережёвывают одну и ту же жвачку.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Возвращаясь к животным - у них, зачастую, не всё так плохо с ощущениями зрения, но вот с мышлением, осмелюсь поправить другой Ваш комментарий, не всё в порядке, скорее его нет, либо есть зачаточные его формы - кому как нравится. Так же у животных не всё в порядке с человечностью. Сложно их назвать "человек".
Логика не опосредована визуализацией т.к. вполне нормально существует, например, в микросхемах, битах, байтах и прочих явлениях, языках программирования опять же. Можно считать это косвенным проявлением, но оно есть, оно объективно работает.
Насчёт того, что люди воспринимают по-разному, для меня это не только надпись в книге, в своё время был сражен этой новостью наповал, аккуратно расспрашивал знакомых - похоже, так и есть. На кого-то больше впечатления производят слова, на кого-то визуальные образы. Кто-то помнит текст партитуры в виде картинки, кто-то звуки (я вообще нотного листа ни разу не "видел" в памяти), кто-то вообще чёрт знает что из цветов и прочего, не передаваемого словами. Получается неплохо у всех в итоге. Динамику вообще проще запоминать логическими построениями - репризы, кульминации и т.д. Личный, индивидуальный опыт - не единственная истина. Обучить всех единообразному восприятию не выйдет - насилие над личностью.
Насчёт того, что практически насильно предлагают как единственно правильный метод восприятия художественных произведений "авторитетные" люди из области искусствоведения - мне это кажется до смешного наивным упрощением. Не популяризация, но профанация. Но это мне и сейчас - я осознаю это. В другое время и/или не мне - всё может быть иначе. Не объективно в общем.
Reply
Leave a comment