съезд молодых региональных художников

May 24, 2011 01:59



Вернулась со Съезда молодых региональных художников, который прошел в Нижнем Новгороде. Его организатору, Маши Фоминой, удалось, несмотря на первоначальное сопротивление местного ГЦСИ, получить в Арсенале зал для выставки региональных художников, а также привезти братьев Субботиных из краснодарской группы «ЗИП», провести встречу с Провмызой, устроить видеопоказ с комментариями Андрея Парщикова и открыть выставку «Документ» (Ломаско, Николаев, Фасхутдинова).
Всем гостям были оплачены билеты, деньги были собраны на аукционе в Фейсбуке. Маша расселила художников своими силами, без какой-либо поддержки ГЦСИ.
Я была на двух последних днях съезда и, к сожалению, не застала круглый стол с Провмызой и видеопоказ с Парщиковым.

Зато побывала на круглом столе зиповцев и нижегородской группы АIII.
Понравились работы группы «ЗИП», особенно «Плот», «Другой» и «Автомат изобилия». На свои средства зиповцы издали отличный каталог своих работ и текстов. Один экземпляр был подарен Маше Фоминой. А нижегородцы вручили зиповцам за заслуги в искусстве «Оскар» - статуэтку Максима Горького.




У нижегородцев понравилась коллективная выставка «Еда и Смерть», проведенная в кинотеатре «Рекорд», начальство которого отличается демократическими взглядами.



Участники Съезда делились художественным и организационным опытом.
Например, в Краснодаре негласно запрещены даже одиночные пикеты, милиция тут же забирает и прессует участников любых митингов. Зиповцы едва не были исключены из Краснодарского университета культуры и искусства за довольно безобидную акцию «Переименование города». Когда Краснодару грозило переименование в Екатеринодар, художники рядом со входом в выставочный зал поставили специальные урны, куда жителям города предлагалась бросать бюллетени со своими вариантами названий. Сами художники развернули лозунги: Путинодар, Москва-2, Медведевск.





Художников практически моментально задержала милиция. Мэр города направил в Университет письмо с личным приказом об их отчисление. Зиповцев спасла общественная поддержка.

В Нижнем, наоборот, на улицах можно с легкостью устраивать провокационные акции: АIII делали акцию в центре города в поддержку больных СПИДом, втыкая себе в руки шприцы и рисуя на телах друг друга кровью. Художник группы АIII Андрей Амиров работает волонтером в благотворительном Центре, который помогает ВИЧ-инфицированным и бездомным.



Меня особенно заинтересовали рассказы художников об их городах. Каждый город сейчас превратился в маленькое государство, живущее по своим собственным законам. Андрей Амиров описал ситуацию так: «Страну сейчас объединяет только телевизор». А ведь художники могли стать связующими ниточками между городами, наподобие странников дореволюционной России.
Нам самим, художникам, важно знать, что представляет из себя современная Россия, если мы хотим делать искусство нужное здесь и сейчас. Мы знаем только внешний контур границ на карте, а внутри - белое пятно, неисследованное.
Было очень жаль, что на Съезд не приехали приглашенные художники из Самары, Воронежа и Ижевска. Вот если бы удалось провести следующий Съезд с художниками из всех регионов России с обсуждениями не только художественной жизни, но и политической и социальной обстановки!

Не только города разительно отличаются друг от друга, их окрестности тоже напоминают мозаику: каждый райцентр, село или деревня выживает как может, посильным способом и в результате приобретает особенный уклад жизни. Так вокруг Нижнего есть деревни староверов, где сохраняется патриархальный уклад. В деревнях нет ни света ни газа. Дома топят печками. Жители занимаются собирательством грибов, ягод, трав и другими промыслами.
Есть вокруг Нижнего и закрытые для русских мусульманские деревни с мечетями среди берез. В них живут татары, которые при СССР были включены в политическую и экономическую жизнь страны, а сейчас превратились в подобие секты.

Даже в самих городах происходит деление на районы, конфликтующие друг с другом. Нижний Новгород разделен рекой на Верхний и Нижний город. Верхний по чистоте и безопасности напоминает европейские города, это старая часть города. Здесь живут состоятельные люди, расположены культурные центры (Арсенал), много офисов, клубов и ресторанов. Нижний Нижний строился в сталинское время для рабочих автозавода. Сейчас завод почти полностью стоит, а безработные потомки пролетариата превратились в пьяных и опасных монстров. Соваться в Нижний Нижний стало просто опасно. (К большому огорчению, не успела там побывать.)
На моей лекции каким-то чудом присутствовал молодой человек из Нижнего. После лекции он подошел ко мне и стал рассказывать про эту часть города. По его словам, характерная особенность Нижнего Нижнего - это железные решетки, которые разделяют продавца с товарами и покупателей во всех палатках и многих магазинах. Рассказы молодого человека напомнили мне сюжет «Машины времени», про разделение людей на изящных «элои» и опасных «морлоков».
Что-то подобное, конечно, происходит и в Москве: обособленные жители Садового кольца и жители «белого гетто» спальных районов. А по большому счету кажется, что маленький пяточок центра Москвы претендует быть единственным Верхним районом страны.

В кинотеатре «Рекорд» открылась наша выставка «Документ». Были представлены рисованные истории, продолжающие традиции военных, блокадных и концлагерных альбомов, а также путевых заметок 19 века: наша «Провинция», часть моих «Черных портретов» и «Урока рисования» (рисунки из детской колонии), часть серии Антона «Внутри» (исунки из новосибирской психиатрической больницы) и истории инвалида-колясочника Лени Родина, нарисованные ижевской художницей Таней Фасхутдиновой (Антон вдохновил ее своей лекцией в Ижевске на работу в этом жанре). Во время открытия показывалось видео Бомбил «Экскурсовод» про культовых персонажей ижевского культурного андеграунда перформансиста Максима Веревкина и поэта Александра Кирышева.







Отдельное спасибо Саше Лаврову, который монтировал выставку.
Мне кажется, нам удалось овладеть этим сложным пространством.

В тот же вечер был видеопоказ Бомбил, и я прочитала лекцию «Искусство как репортаж».
Основная часть лекции была посвящена «Тарантасу», незаслуженно забытому проекту 19 века.

негалерейное

Previous post Next post
Up