- Здравствуйте, листочки, откуда вы?
- Из почки!
- А я из школы в детский сад,
- И я вам очень, очень рад!*
Замечали ли вы у малышей замечательную способность к сочинению песенок и стихов? Эти милые "пыхтелки и сопелки", удивительный дар поэзии, который многие теряют, взрослея, даны нам для познания мира и самих себя через поэтическое слово на границе музыки и речи. Это то самое символическое мышление, которое, как писала Франсуаза Дольто, "со временем только угасает". Поэтому в развитии ребёнка важно не остановить творческий порыв, а постараться помочь ему, погружая его в огромный и прекрасный мир стихов. Читайте стихи, когда купаете или умываете ребенка, во время еды, включите чтение стихов в ежедневный ритуал подготовки ко сну. Читайте стихи, знакомые с детства, которые вам читали родители. Радуйтесь находкам современной детской поэзии:
Ой, мама, это Груффало,
Оно меня понюфало!**
или
Боже мой!
Кто это?
Что это?
Я?!
Что это у меня за спиной?!
КРЫЛЬЯ-А-А!!!***
Именно на рифме и ритме стихов базируются занятия логоритмикой в наших детских садах Согласие. Это сочетание стихов с танцевальными движениями и музыкой и отбиванием ладонями ритма. Логоритмика развивает моторику, координацию, речевое дыхание. Во время занятий тренируется память, внимание и восприятие. О пользе логоритмики знают не только логопеды, но и психологи, ведь благодаря ей нормализуется эмоциональное состояние ребёнка. А берёт она начало в народных песенках и потешках, которые хлопая в ладоши, уже много веков напевают мамы своему малышу. Так что, дорогие мамы, вы на верном пути! Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. Начать заниматься можно с любого возраста, но особенно важным является период активного развития речи с 2,5 до 4 лет. Если ребенок еще не говорит предложениями, пусть повторяет последние слова или окончания слов.
И ещё о стихах. Помимо эстетической и развивающей пользы, детские стихи содержат множество воспитательных моментов. Они развивают не только образное мышление и речь, но и самость ребёнка, причём иногда в прямом смысле этого слова. Как, например:
Сам я встал сегодня рано
Сам умылся из-под крана.
Чистить зубы сам пошёл
И расческу сам нашёл.
Перед зеркалом стою,
Сам себя не узнаю.
Нет, такому молодцу
Быть неряхой не к лицу! ****
Читайте стихи вашему ребёнку, даже новорождённому малышу, и пусть он растёт в музыке созвучий, в мире поэзии, где чудеса возможны!
*Эмма Мошковская
**Наталья Ромашова
**Джулия Дональдсон в переводе Марины Бородицкой
**** Владимир Степанов