Sep 01, 2017 00:02
В продолжение исследования учения адопционизма и его развития посмотрим, кто же были учениками Павла Самосатского ( см. запись Павел Самосатский 12 марта, 2016), ибо сказано в Евангелии от Матфея гл.7 «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узна́ете их.»
В Самосате, где около 120 года н.э. родился ироничный и язвительный античный сатирик Лукиан Самосатский, естественно, нелюбимый христианами, и где в 200 году н.э. родился сам Павел Самосатский, около 235 года н.э. родился еще один Лукиан, который в последствие был прозван не Самосатским , а Антиохмйским.
По преданию Лукиан уже в 12 лет остался сиротой и, раздав имущество, отправился в Эдессу к исповеднику Макарию. Город Самосата теперь ушел под воды водохранилища после строительства плотины Ататюрка, хотя район сохранил свое греческое наименование, а знаменитая и несчастная Эдесса, мало того что в 12 веке лишилась жителей, из-за турецкой резни и обращения выживших в рабство, но и название свое потеряла. Теперь это Шаньлурфа. Кружным современным путем расстояние между ними увеличилось до 170 км, когда пути были прямее дорога была короче в два раза. Римские легионы ее могли преодолеть за два дня, мальчишка за неделю. Кто такой исповедник Макарий из Эдессы мне уточнить не удалось, но вскоре Лукиан оказывается в Антиохии (это еще почти 350 км в сторону Средиземноморского берега), где становится учеником Павла Самосатского. Здесь стараниями Павла Самосатского и его ученика Лукиана из его же родного города возникла знаменитая впоследствии Антиохийская богословская школа.
Среди множества греческих Антиохий именно эту можно называть без уточнений географических. Говорят именно здесь ученики Христа стали именоваться христиане, и именно здесь в «противостоящей», как переводится имя Антио́х (др.-греч. Ἀντίοχος - Противостоящий), родилось и оформилось христианское учение, которое определило ход истории на долгие века.
арианство,
адопционизм,
раннее христианство