Четыре приручения в истории человечества: огня, растений, животных и… нас

Apr 16, 2017 23:25

Прислали хорошую статью, почему бы не прочитать многим:

Четыре приручения в истории человечества: огня, растений, животных и… нас*
Джеймс Скотт

Аннотация. Данная публикация представляет собой сокращенный перевод двух лекций, прочитанных Джеймсом Скоттом, профессором политологии и антропологии Йельского университета, в рамках проекта «Лекции Таннера» в качестве руководителя Программы аграрных исследований и ведущего специалиста по изучению крестьянства стран Юго-Восточной Азии и Африки. Стремясь найти ответ на во¬прос, почему на всем протяжении человеческой истории все государственнические проекты преследовали, по сути, одну единственную цель - гарантировать всеми возможными средствами оседлое состояние своих граждан - Скотт предлагает «альтернативную» версию исторического процесса, с одной стороны, отказываясь от доминирующего в науке «цивилизационного нарратива» об отсталости, варварстве, дикости и прочих весьма уничижительных характеристиках негосударственных сообществ, с другой стороны, доказывая возможность иной интерпретации и иной модели становления первых государств, опираясь ровно на тот же, что и указанный цивилизационный нарратив, корпус доказательств.

Историю крестьянства пишут горожане.
Историю кочевников - оседлые жители.
Историю охотников-собирателей - крестьяне.
Историю безгосударственных людей -судебные писцы.

Подтверждения тому можно найти в архивахв разделе «История варваров»
Последние два десятилетия, как странствующий рыцарь, я пребываю в безуспеш¬ном поиске. Дракон, которого я хочу убить или, по крайней мере, найти первым, называется странным словом «оседлость». Я беспрестанно задаю себе вопрос, почему целью всех государств - классических и современных, колониальных и независимых, популистских и авторитарных, коммунистических и неолиберальных - было оседлое состояние крестьян на определенных сельских территориях. Оседлость - древнейший государственнический проект, который встроен в саму архитектуру государства. Вот суть моих поисков, которые я веду до сих пор, ибо неоднократно терял дорогу. Когда я писал свои последние книги - «Seeing Like a State» (1998)1 и «The Art of Not Being Governed»2 (2009) - мне казалось, что они били как раз в цель. Но пока я отвлекся на другую интересную добычу, попавшую в поле моего зрения, не успел я опомниться, как колчан мой был пуст, а уже, казалось бы, плененный дракон - вне зоны досягаемости. Программа лекций Таннера вдохновила меня вновь выйти на охоту и попытаться подстрелить своего зверя. Наверное, учитывая мой возраст, это мой последний шанс выпустить свою парфянскую стрелу - на скаку, во время отступления.

Принимая во внимание устный формат лекций, я отказался от большинства привычных педагогических осадных орудий и на сумасшедшей скорости проследую сквозь тысячелетия истории, изредка притормаживая, чтобы высказать свое восхи¬щение теми научными открытиями, что сделали более компетентные, чем я, ученые. В качестве оправдания скорости и поверхностности изложения материала я могу представить только свое желание исправить другое постигшее меня интеллектуаль¬ное разочарование. Вот уже в течение двадцати лет я читаю вводную лекцию к меж¬дисциплинарному семинару «Аграрные общества» в Йеле. Шаг за шагом я пытался прийти к пониманию, как же так случилось, что именно аграрные общества оказа¬лись в центре нашего внимания. В конце концов, человечество существует уже более 200 тысяч лет и только последние 60 из них - за пределами Африканского конти¬нента. Первые аграрные государства - на тот момент просто пятнышко на карте, статистическая погрешность в масштабах населения Земли - появились, при самых оптимистических оценках, примерно 6500 лет назад. Это всего лишь небольшая тень над 3 % нашей истории как вида. И я был поражен, узнав, что найдены археологиче¬ские свидетельства того, что домашние растения и животные появились за несколько тысячелетий до возникновения первых аграрных государств.
читать далее здесь:
https://sociologica.hse.ru/2012-11-3.html

первые государства, Оседлость, бегство от государства, агроэкологический ландшафт, свобода выбора форм выживания, варварский образ жизни., стигматизация, безгосу¬дарственные люди/сообщества

Previous post Next post
Up