Малоизвестный парижский художник и фотограф Пьер Буше проснулся с тяжелой, словно налитой свинцом, головой. Впрочем, иначе и быть не могло. Мало того, что после очередной попойки домой он вернулся довольно поздно, так еще и по-настоящему поспать ему не дала парочка чертей, которые гонялись за ним почти всю ночь.
Однако в каком бы состоянии Пьер ни находился, ему все равно необходимо было выполнить срочный заказ: отпечатать несколько снимков богатых клиентов. В противном случае он мог потерять не только заказчиков, но и свою репутацию.
Пьер вошел в небольшую комнатушку, где размещалась его фотолаборатория, закрыл за собой дверь и при свете красной лампы стал разглядывать лежавшие в беспорядке пластины, соображая, какие из них необходимо отпечатать в первую очередь. Ничего толкового в голову не лезло, поэтому фотограф решил проявлять все подряд.
И вдруг, словно в продолжение ночного кошмара, на первой же пластинке вместо респектабельного семейства Пьер увидел отвратительные физиономии ночных «гостей». Его охватил понятный в такой ситуации ужас, и он с воплем выскочил из лаборатории.
Вернулся он обратно в комнатушку лишь тогда, когда окончательно протрезвел. Но за время его отсутствия ничего не изменилось: ужасные лики чертей по-прежнему ухмылялись с негатива. Страх опять охватил фотографа, но выхода у него не было, и трясущимися руками он довел работу до конца. При этом сделал он не только фотографии клиентов, но и «чертей». Таким образом, впервые в мире в 1880 году Пьером Буше были отпечатаны вполне сносные лики «нечистой силы»...
Через какое-то время фотографии с изображением чертей Буше показал приятелям. Вначале снимки они приняли за розыгрыш. Но когда Пьер убедил их, что никакого подвоха с его стороны нет и фотографии подлинные, один из них, естествоиспытатель, проявил к снимкам определенный интерес. Более того, он даже предложил провести контрольный эксперимент, в соответствии с которым Пьеру следовало в очередной раз напиться до умопомрачения. Эксперимент прошел успешно, а его следствием стала научная статья, направленная во Французскую академию наук...
Но статью не опубликовали. Впрочем, этого и следовало ожидать: академики даже представить не могли, что алкогольный бред можно сфотографировать.
На этом, возможно, история с фотографиями чертей и завершилась бы. Но статья случайно попала в руки известному французскому популяризатору науки и собирателю аномальных явлений Камиллу Фламмариону, который, опубликовав статью о странных фотоснимках, положил начало повсеместному увлечению «психической фотографией». О размахе этого увлечения говорит тот факт, что в начале XX века только на русском языке вышли две объемистые книги с большим количеством иллюстративного материала, в том числе и с фотографиями галлюцинаций.
Одно время этой проблемой занимался и знаменитый Никола Тесла. Еще в 1893 году он писал: «Уже не кажется невероятным предположение, что в ответ на образ, возникающий в мозгу вследствие работы мысли, в сетчатке глаза возникает ответное рефлекторное возбуждение, где оно превращается в картинку».
Он даже предположил, что эту картинку могут «прочитать» другие люди или же ее можно спроецировать на экран с помощью специального усилителя. Но дальше этих идей Тесла не пошел: слишком занятым и увлеченным человеком он был.
Впрочем, окончательно из поля зрения ученых проблема не пропала. По меньшей мере еще лет семьдесят в среде психиатров шли абстрактные дискуссии на эту тему. Более того, некоторые специалисты даже рискнули расширить идею Теслы насчет фиксации зрительных образов вне человека. Но это были всего лишь теоретические рассуждения. Повторить же опыты Пьера Буше пытались единицы.
Правда, еще в 1885 году некто Бенет зафиксировал, что, если приставить к глазу психически больных людей призмы, то можно зафиксировать удаление галлюцинаций. Через двадцать лет, в 1903 году, Штерринг повторил этот эксперимент. Еще через 70 лет, в 1973 году, А. К. Зеньковский, используя вместо призмы линзу, отметил, что зрительные галлюцинации удаляются в направлении центральной оптической оси.
А в 1974 году, то есть почти сто лет спустя, пермский врач-психиатр Г.П. Крохалев снова попытался сфотографировать галлюцинации у больных, страдающих алкоголизмом. И все, что потребовалось ему для этого эксперимента - это фотоаппарат «Зенит», маска для подводного плавания и соединительная «гармошка» от старого фотоаппарата «Фотокор». Что же касается испытуемых, то их хватало даже с избытком: ими стали все алкоголики больницы, в которой работал Крохалев.
Были обследованы 2801 человек, причем у 115 из них фотографии зафиксировали образы, сходные с теми, которые они сами воспринимали и описывали. В том числе и чертей.
А для объективности эксперимента часть снимков была получена другими врачами-психиатрами и даже медицинскими сестрами.
Вот такая история с галлюцинациями, которые выдает отравленный алкоголем мозг. Но вот почему и как это происходит, пока загадка.
►
►
reliablecounter.com