Православие облагораживает человека, а атеисты так и остаются агрессивными и безпощадными.
Оригинал взят у
dobryvecher в
Ольга Седакова: Секулярного общества у нас никогда не было · Атеизм был только частью той своеобразной «религии», или идеократии, которую обязано было исповедовать все население СССР.
· Советское общество» было областью тотальной «веры» - мощной квазирелигии со своей «догматикой», культами, «иконами», ритуалами. Во многом созданными по образцу церковных - но с обратным знаком.
· История КПСС пародировала историю Соборов: отсекалась ересь за ересью («левый уклон», «правый уклон»). Портрет Вождя в каждой классной комнате явно замещал икону, а мавзолей - поклонение святым мощам.
· Тоталитарная концепция «вождя» опиралась на ветхозаветный образец Моисея, ведущего народ к земле обетованной.
· Культ героев-мучеников типа Павлика Морозова явно паразитировал на образцах мученических житий.
· Борьба со всеми традиционными религиями была борьбой вовсе не за торжество разума, а «за душу».
· Свободу мысли, обсуждения - основу секулярного общества - идеология запрещала жестче, чем любая религия.
· Сомнение в непогрешимости вождя и «коллективного разума партии» (пародия на соборность) могло стоить человеку жизни.
· Идеократическая «религия» дуалистична, это своего рода манихейство: всё строится на образе борьбы двух начал, «нашего» светлого - и вражеского.
Выводы:
К православной вере мы возвращаемся не из неверия, а из веры «с обратным знаком».
Это объясняет, почему легко оказалось сменить одну «веру» на «другую» - почти не заметив их противоположности. И принести с собой навыки и этику старой «веры».
Новые православные пришли в церковь не из нейтрального пространства гуманистической секулярности, а из квазирелигии, в которой слово «беспощадный» употреблялось как положительное.