Взято у
https://napravdestoy.livejournal.com/5486465.html ПРИТЧА о милосердном самарянине - одна наиболее важных притч Иисуса Христа, ибо она, как молния, озарила божественным светом тьму человеческой жизни, полной вражды и ненависти, превозношения одних над другими.
Вражда была законом жизни древнего времени, когда уважали только силу, а о милосердии никто не помышлял.
А Господь дал понять, как надо перестроить жизнь, чтобы наше поведение было спасительным и богоугодным.
Он учил, что в основу нашего отношения к людям мы должны положить милосердие и любовь.
Самаряне были для иудеев народом презренным, отверженным, они не считались «ближними».
Но Господь Своей божественной притчей заставил законника, спросившего, кто ближний его, самого признать, что именно самарянин был таковым, а не безжалостный иудейский священник и левит.
Вражда и сила в отношениях между людьми и между целыми народами остаются и поныне, через столько лет после Рождества Христова, таким же всеобщим законом поведения, как в ветхозаветные времена.
Притча Христова научила истинному пути только тех, кого поразила она как некое божественное откровение, кто принял в сердце свое слово Христово, под конец сказанное книжнику: Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37).
И Сам Христос заповедал нам: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36).
Это главное, чего Он от нас требует. На Страшном Суде Он призовет творивших дела милосердия:
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).
А тем, которые, будучи стяжателями, пребывали в богатстве и не хотели им делиться со страждущими, громогласно повелит:
Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41).
Ведь еще в древности было заповедано то, что и доныне кажется многим недоступным:
Возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Мф. 22:39; Мк. 12:31). Если заповедано, значит возможно.
Великий святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные слова о милосердии:
«В милосердии находится правда, и правда - в милосердии».
Ведь разве есть правда в том, что мы, имея достаток и даже избыток земных благ, равнодушно смотрим на ближних наших, голодных и раздетых?
Только тогда будет правда в сердцах наших, когда обделенные и гонимые будут возбуждать в нас сострадание.
Правда в том, чтобы мы любили своих ближних.
В другом месте свт. Иоанн Златоуст говорит: «Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком».
Как можно перестать быть человеком? А разве не видите, когда читаете газеты и каждый день с ужасом узнаете о тех нестерпимых зверствах, которые творят в Корее [1] люди, чуждые милосердия? Называя их дела зверствами, мы сопоставляем их со зверями, значит, кто не имеет любви, становится извергом - зверем.
И еще святитель Иоанн пишет: «Без милосердия нельзя обойтись в преддверии царствия небесного». Даже к преддверию подойти нельзя тому, кто немилосерден с ближним, питает к нему лишь ненависть и злобу.
А мы, смиренные христиане, неужели не содрогнемся, услышав, что будет, если не творить дел милосердия?
Да оправдаемся милосердием на Страшном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и поклонение со Пресвятым Его Отцом и Животворящим Его Духом. Аминь.
19 ноября 1950 года
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Слово на Евангелие от Луки, гл. 10, стихи 25-37
rusfront.ru/14766-ne-imeyuschiy-miloserdiya-perestaet-byt-chelovekom.html