Бурятский гений Даши Намдаков

Oct 27, 2017 05:59


Пост от 4 мая 2015 года



Невероятные, потрясающие душу работы! Можно написать тысячу книг о величии монгольских народов и сказать меньше, чем сумел это сделать гениальный Даши Намдаков своими скульптурами.
Каждая его работа - чудо! Предельная сосредоточенность и самоуглублённость, мужественность и благородство, высочайшее владение оружием и своим телом, неразрывная связь воина с конём, когда они образуют единое целое, резкая ярость в бою и здесь же глубочайшая мудрость и сильная трагическая нота, которая пронизывает всё творчество этого удивительного человека.
Не хватает слов, чтобы описать всю гамму чувств, которые испытываешь глядя на работы этого гения.
Собственно и сам он, стоящий в общем ряду среди своих творений, точно такой же, как и они. Обычный современный монгольский, бурятский герой. Один из многих.
В наше время, когда российское общество ничего не знает о малых народах Сибири и в лучшем случае относится к ним снисходительно, как к диким племенам, которым ещё расти и расти до высот европейского цивилизованного общества, совершенно необходимо доносить искусство Даши Намкадова до массового зрителя. Тогда и никаких слов не понадобится - люди сердцем поймут трагическое величие этих народов, осознают униженное состояние, в котором  они пребывают, и признают их таки равными себе, чтобы далее действовать вместе с ними рука об руку. Собственно это и есть единственное условие дальнейшего сохранения единой Российской Империи.

PS Я полукровка, мой отец - алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда "под главенством племени монголов объединились все монголо-язычные и тюрко-язычные народы центральной Азии и стали называться монголами" (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт.
Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.

Взято  http://sergey-v-fomin.livejournal.com/82022.html?view=193894#t193894

Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ

«…Кочевники, отличались двумя качествами - военной храбростью и безусловной верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создавали великие монархии».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Этот пост посвящен российскому скульптору, художнику и ювелиру Даши Намдакову и его работам. С некоторыми из них посетители нашего ЖЖ уже знакомы.
Родился он в 1967 г. в забайкальском бурятском селе Укурик. Был шестым ребенком в многодетной семье Бальжана Намдакова, принадлежавшего к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов. Согласно обычаям, только им дозволялось работать с огнём - священным символом избранности. Как и в соседней Монголии, тут весьма внимательны к семейной родословной. По мужской линии род Намдаковых в течение 600 лет дал 23 поколения.




Даши Намдаков учился сначала в Улан-Удэ, а затем в Красноярском государственном художественном институте, после окончания которого открыл в Бурятии маленькую ювелирную мастерскую. В 2000 г. в Иркутске прошла первая его персональная выставка, после которой к нему пришла заслуженная слава.





Ритуал. 2001 г.

Выставки его работ прошли в главных музеях страны: в Третьяковской галерее (2008), в Эрмитаже (2010), Государственном Историческом музее в Москве (2014).



Богатая невеста. 1998 г.



Степная Нефертити. 2001 г.

Его вклад в создание художественного фильма «Монгол» был отмечен премиями «Ника-2008» и «Белый слон» «за лучшую работу художника». Д.Б. Намдаков лауреат правительственной премии Российской Федерации 2009 г. в области культуры.



Кадр из фильма «Монгол».

Основные темы произведений Даши Намдакова - кочевники, воины, сакральные фигуры, легендарные личности, родовые покровители бурят, тотемные животные и мифологические существа.



Хан.



Вельможа.



Кочевник.



Кочевник-2.



Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
Александр БЛОК.

Выставка работ Даши Намдакова в Эрмитаже 2010 г. получила очень точное название: «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников».





Просветленный.



Воин.

Большая часть произведений Даши Намдакова выполнена в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Материалом служит бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, а также кость (бивень мамонта), конский волос и дерево.



Старый воин. 2001 г.



Старый воин. Фрагмент.



Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока, Музея современного искусства в Москве, а также в китайских и американских государственных собраниях. Имеются они и во многих частных коллекциях, в том числе и Президента В.В. Путина.



Воин Чингисхана.







Лучник. 2000 г.





Есть у Даши Намдакова и графические работы.







Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
Александр БЛОК.

ВСЕЛЕННАЯ КОЧЕВНИКОВ (окончание)



Царица. 2010 г.

Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ

«Копытами коней вписана история Евразии в летопись человечества. […] Легендарная монгольская конница, вызывавшая ужас у европейцев, навсегда осталась в исторической памяти поколений».
А.Н. ЗЕЛИНСКИЙ.

В одном из предыдущих постов нашего ЖЖ мы уже писали об установке 14 апреля 2012 г. в Лондоне бронзовой конной статуи Чингисхана, созданной Даши Намдаковым к 850-летию со дня появления на свет Великого завоевателя.
Скульптор работал над ней более двух лет. Англичане предоставили ему в Лондоне огромную мастерскую в самом центре города. Мастер нашел интересное решение: Великий Хан, облаченный в монгольские доспехи, как бы остановился у самого края невидимой пропасти - у границы Неба.



Отливали скульптуру из бронзы в мастерской «Mariani» на севере Италии, доставив в Великобританию по частям. Высота ее от копыт коня до шлема всадника составляет около пяти метров, вес - 2714 килограммов.
Установили статую у Лондонского городского совета Вестминстера на островке-лужайке рядом с Мраморной аркой в северо-восточной части Гайд-парка. Событие происходило в рамках фестиваля «Город скульптур» в преддверии Олимпиады.



Однако появление статуи в центре английской столицы не пришлось по вкусу некоторым островитянам.
«В каких облаках витали консерваторы в Вестминстере, когда принимали решение об установке статуи рядом с Мраморной аркой? Кто следующий у них на очереди? Сталин? Пол Пот? Саддам Хусейн?», - возмущался депутат-лейборист Пол Димболденберг.



Ничего странного, конечно, в такой реакции нет. Достаточно вспомнить некоторые строчки из уже приводившегося нами стихотворения Алексея Широпаева:

Буряты, монголы, казаки -
На запад, на запад, на запад,
Туда, где сверкает столица,
Легенда, как туча, стремится.



На офисы, факсы и пластик -
Мистерия шашек и свастик.
Смотрите: на банковских стенах
Пульсирует конская пена.



В ребристые ваши тоннели
Бураны степные влетели,
И рушит компьютеров недра
Империя бронзы и ветра.



Сорвав занавески и шторы,
Влетят в сновидения ваши
Казаки, буряты, монголы,
Влекомы прибоем Ла-Манша.



Тогда конники Чингисхана не добрались до Британских островов.
Однако сегодня бронзовая статуя их Грозного предводителя стоит в самом центре Лондона.



Между тем триумф бурятского скульптора из России в Европе продолжался.
В следующем 2013 году он стал лауреатом международного конкурса скульптуры «Pietrasanta e Versilia nel Mondo», который ежегодно проводится в Пьетрасанте (итальянская провинция Лукка), городе с мiровой известностью, где творили величайшие мастера, включая Микеланджело.



Российская Азия в Сердце Европы.

Это была первая награда такого рода, присужденная российскому скульптору.
Премию и звание «Художник года» Даши Намдаков получил за работы на скифскую тему. Одна из них - «Царская Охота», - изготовленная в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро», была представлена на суд публики и экспертов на главной площади города Пьетрасанта.



Увиденное покорило зрителей. Известный итальянский критик, поэт, доктор искусствоведения Джузеппе Кордони оставил восторженный отзыв: «Маэстро Даши изобразил прекрасную Царицу - амазонку и Царя - героя. Они в состоянии стремительной погони. Они номады Евразии, где дом - это шатер, а крыша дома - небо над ними. Души всадников “дышат” безграничной необъятностью степи, по которой они скачут. Для автора степь - это центр мiроздания, она определяет суть существования персонажей скульптуры. В ней заключено все, что воплощают и чем обладают герои: шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего искусства».

В «Царской Охоте» есть то, что сегодня приходится видеть не часто: пластика, элегантность, легкость, движение…





«Я счастлив!» - так отозвался на успех скульптора глава Тувы Шолбан Кара-оол. «Я безмерно благодарен Даши Намдакову за силу его искусства, за то, как оно сближает народы. За то, что сегодня эта свобода и вольница скифских Царя и Царицы уже здесь на Западе в бронзе, в самом центре мiровой культуры, вызывают восхищение у взыскательной публики и критиков. Высокохудожественная эстетика Даши прочитывается людьми самых разных языков и культур, связывает нас, доносит дух Азии до самых отдаленных уголков планеты».
«Царская Охота» представляет из себя часть скульптурного ансамбля «Центр Азии» в столице Тувы - Кызыле, заказанного Даши Намдакову.

С нетерпением будем ждать осуществления этого замысла.



«По коня-ям!» - доносится команда,
Люди враз взлетают на коней,
И глотают ветер кони жадно,
Ветер тех невозвратимых дней.
Юлия ШИШИНА

КОММЕНТАРИИ

rosh_mosoh
Честно говоря, ты меня расстроил здорово, прошу прощения, что не мог сдержаться... Чертей каких-то понапихал в свой блог... Толерантность!


sofya1444
Любовь к своему народу совершенно не предполагает ненависти или презрения к другим народам. Тем более, что эти народы столетиями живут рядом с русскими и, по сути, пребывают в русской матрице, сохраняя при этом своё национальное достоинство, свой язык, свою культуру и свою религию.
Большинство русских людей это воспринимают правильно, но находятся идиоты, которые готовы сапогом выбивать из монголов всё нерусское.
Уважаемый! Не уподобляйтесь американцам!

rosh_mosoh
Речь в комментарии идет об отношении к художественному образу с точки зрения православного религиозного восприятия, а вовсе не о современных российских людях, которые, конечно, не таковы на самом деле. И дурна не толерантность, а ее издержки. И подскажите, как можно "выбить" из чего-то что-то чего в нем нет?


sofya1444
=о современных российских людях, которые, конечно, не таковы на самом деле=
Таковы, таковы! Вы просто их не знаете. И русские, и монголы, каждый в своём деле, исключительно талантливы. Я вообще-то не о ленивых и говорливых горожанах говорю, но о реальных делателях.
=...из чего-то...=
Может быть всё-таки из кого-то? Или вы отказываете малым народам даже в праве быть одушевлёнными существами?
=...что-то...=
Я же написала вам. Если не услышали, повторю: что-то - это язык, культура, религия и национальное достоинство.
=...чего в нем нет...=
Взгляните на фотки этого поста. Дай Бог, чтобы у вас была хотя бы тысячная доля того, что присутствует у героев этого скульптора хотя бы в духовном плане, мелкотравчатый вы наш!
Про физический план я просто не говорю. Пусть не на коня, на козу вскарабкаться сможете? Натянуть тетиву? Хотя бы руки в стороны развести?

rosh_mosoh
существа, в отличие от этих шаржей или каррикатур, которые претендуют быть образом живых людей,будучи в сущности отражениями инфернальной природы,кумиротворением.

К сожалению, того, что присутствует у героев этого скульптора,нахожу в себе гораздо более тысячной доли...
Руки в стороны развести могу от того взаимонепонимания, выраженного в нашем с Вами обмене мнениями, которое характерно вообще для современного мира, не только для представителей разных народов и культур, но и для близких людей, единомышленников.
Увы, мы говорим на разных языках.


sofya1444
=Современные российские люди не таковы, как изваяния скульптора=
А это как смотреть, уважаемый! Что должен был сделать скульптор, чтобы вы признали в его творениях своих современников?
Натянуть на них бейсболки, полосатые семейные трусы и китайские шлёпанцы за пятьдесят рублей? Или изобразить их с голыми задницами, как это сейчас модно? А на грудь просто повесить табличку, на которой написать: этот скачет на коне, этот - стреляет из лука, этот - думает, этот страдает, этот боится...
Как вы хотя бы умозрительно изобразите страсть? Покой? Усталость? Горечь? Беззащитность? Нежность? Замкнутость? Крик души, наконец? Какие средства вы найдёте для того, чтобы рассказать о вожде и герое Чингизхане? Чтобы рассказать о том, какая непомерная тяжесть лежит на его плечах? Взгляните в его лицо. Это вы о нём говорите - карикатура?
Вы действительно считаете, что ядовитый чернильный всё растворяющий скепсис, этакое поплёвывание на всё - плодотворно?
Вы позволяете себе оскорблять целые народы, а когда вас тычут носом в собственное дерьмо, начинаете рыдать и плакать: Ах-ах, вас не понимают!
=Руки в стороны развести могу...=
Руки в стороны развели? А теперь присядьте, скажите "Ку" и попрощайтесь с тётей Светой навсегда. Она с вами говорить больше не будет.


vikazina1

Очень красиво и стильно


sofya1444

Красиво, стильно... А какой нравственный заряд несёт!
По сути этот молодой человек рассказал о своём народе все. Созданные им образы красивы и значимы. Он показывает глубокую душу своего народа, невероятно сдержанную в своих переживаниях, он демонстрирует совершенство этих прирождённых воинов, их силу и пластику их движений, их способность к невероятной мгновенной концентрации в процессе боя, к ювелирной точности их движений, к силе и ярости, с которой они способны действовать в нужную минуту.
Всё это было в современниках Чингизхана, всё это присутствует в душах представителей монгольских племён и сегодня. Просто оно запечатано. Пока запечатана.
Русские люди должны это понимать и, делать правильные выводы: Эти народы следует иметь в друзьях, но ни в коем случае не в противниках, иначе Российской Империи не быть!
Вы обратили внимание на образ Чингизхана? Трагичное лицо мудрого бесконечно уставшего человека, вынужденного нести непосильную ношу. Этот образ совершенен!
Я преклоняюсь перед гением Даши.


vikazina1

Очень яркий талант. Собственный стиль, который, я думаю, еще долгие годы будет рождать последователей. Я согласна - гений. И Россия - империя, да)))) Потому что раскидываться гениями не будем)))


sofya1444

На Руси сегодня есть мастера ничуть не хуже Даши Намдакова, только им ходу совершенно не дают. Даже речи не может быть об участии этих мастеров в выставках и проч. Я видела изделия одного из них во Владимире - они совершенны! В них меньше динамики, ну так и русские более статичны, работа у них была другая - землепашецкая.
Впрочем, в статичности и заключается сила русского человека.
У каждого народа свой талант!
К сожалению, мне не удалось найти фотографии изделий владимирского скульптора, работающего в той же технике, что и Даши. Имя автора неизвестно и его изделия знают лишь немногие любители. Эти русские мастера совершенно отгорожены от российского культурного поля, их изделия идут по разряду "народных промыслов" и их авторы крайне ограничены в своём творчестве и бедствуют, поскольку технология изготовления подобных изделий достаточно дорога.
Этому молодому бурятскому мастеру просто повезло, он попал в струю. Закулиса сегодня крайне заинтересована во внутреннем расколе России, она заигрывает с малыми народами, вот и приоткрыла дверь для одного из многих талантливых российских мастеров в расчёте на то, что его творчество подогреет националистические настроения в среде малых народов Сибири и посодействует отсоединению Сибири.
Будем надеяться на то, что и у русских, и у представителей малых народов Сибири достанет мудрости не способствовать разрушению Империи. Тогда плохо станет всем, а эти племена попросту погибнут. Наша сила - в единстве!

искусство, тюрки, малые народы России, Даши Намдаков, монголы

Previous post Next post
Up