Оригинал взят у
vinivartana в
О чем подумалось, читая Евгения Гришковца Так случилось, что вторую статью Евгения Гришковца («Весточки из Украины») я прочел прежде первой, майской. И даже сразу кратко ее прокомментировал, отметив новый взгляд автора на сегодняшнюю «эмигрантскую психологию» украинского народа. И в то же время выразил уверенность в том, что не может целый народ вот так просто «эмигрировать» из русского мира, из мира православного, без того, чтобы вовсе не исчезнуть с лица земли как культурно-духовная общность. Немного не согласившись таким образом с мрачным прогнозом Евгения Гришковца, выраженным словами «эмигранты не возвращаются».
Но теперь я прочел и первую статью и вынужден сказать, что взгляд автора в ней показался мне менее отвечающим реальности, чем в заметке о его переписке с друзьями-украинцами.
Если в сжатой форме перечислить ключевые моменты этой статьи, то они сведутся к следующему. Это неразрывность, органическое единство двух разделенных ныне народов. Это открещивание автора от собственной «европейскости». Это следующий шаг - утверждение, что поскольку русский и украинский народы не имеют шансов расстаться, то, значит, и украинцам следует отбросить всяческие свои притязания на европейскость, понять, что они, как и русские, не европейцы. И, наконец, уверенность в том, что начав диалог, нам непременно возможно «договориться».
Скажу сразу, что во многом согласен с автором. И скажу ему спасибо за искреннее и эмоциональное обращение ко всем нам. Можно понять эмоции человека, на исторической родине которого происходит физическая и духовная катастрофа, а его бывшие друзья и соотечественники превращаются во врагов и недоброжелателей. Это ужасно. Однако, к сожалению, причины и последствия этого ужаса во многом ускользают от авторского внимания.
Да, мы, слава Богу, не европейцы. И нет никакого ни «героизма», ни самоуничижения в том, чтобы вслух сказать об этом. При том, что прекрасно помню, как я сам в советские еще годы, подобно Гришковцу (в аналогичный период его жизни), всячески старался подражать загранице и примерять на себя все «несоветское», ибо имел тогда мозги вполне промытые англо-сионистской пропагандой в исполнении советских диссидентов и всяких западных «голосов». Стремился попасть на «свободный и демократический» Запад. О нет, не ради пресловутой «колбасы», но, так сказать, во исполнение своей мечты о реализации собственных человеческих «прав и свобод». Сейчас, когда западную жизнь я познал не по статьям и фильмам, когда моя собственная жизнь уже практически прошла, я могу с полным правом сказать, что реальность во многом, в главном своем оказалась прямо противоположной моим ранним представлениям-заблуждениям. Нет на «свободном» Западе ни демократии, ни реальных прав человека, ни подлинной нравственности - так, как должно понимать нравственность людям, многие из которых и по сей день называют себя христианами. Творящееся сегодня в мире беззаконие и лицемерие наглядно это демонстрируют, так что повторять очевидные вещи не станем. Замечу лишь, что при всей моей давнишней увлеченности вымышленным «миром свободы и демократии», я никогда не считал Европу и тем более Америку образцом для подражания в отношении духовности и понимания смысла и истинных целей жизни. Так что одно дело быть ничего не понимающим антисоветчиком (каким в свое время был я) и мечтать вырваться из «советского концлагеря» куда угодно - хоть в Америку, хоть в Танзанию (реально были такие мысли и желания), и совсем другое - преклоняться перед Европой. Поэтому я совершенно согласен и солидарен с автором в том, что мы не европейцы.
Единственно что важно при этом - понимать, почему и в чем мы не европейцы. Ведь не в какой-то нашей мифической отсталости и дикости дело (дикость, если уж на то пошло, всегда цвела и цветет буйным цветом именно на Западе. Исторических примеров - море). Ибо нет их у нас - ни отсталости, ни дикости. А есть другое - совершенно уникальный душевный и духовный строй русского человека, живущего, невзирая на все его многовековое бытовое и социальное неустройство, невзирая на всевозможные падения, все же по-Божески, по совести, в единении с ближними своими и с дальними.
Да, именно и с дальними, поскольку душа русского человека открыта и сопричастна всему миру и не может оставаться в покое, когда где-то в мире творится зло и несправедливость. И этот внутренний строй нашего народа всегда находил свое отражение в политике России. Также происходит и в день сегодняшний.
Что же касается главного постулата автора, касающегося единства русского и украинского народов и их одинаковой «неевропейскости», то здесь, увы, у меня возникают серьезные сомнения. Не будучи этнически украинцем, но родившись и проживя на Украине многие годы, закончив там свое образование, я прекрасно вижу, почему именно с Украиной англо-сионистам удалось проделать нынче такой дьявольский трюк. Причина - в тех жизненных ориентирах и ценностях, которые свойственны основной массе населения этой территории. Вспоминая Герцена, писавшего об обмещанивании человечества, явственно видно, что именно мещанская, зацикленная прежде всего на «добробут» обывательская психология огромного числа украинцев и послужила той питательной средой, из которой как грибы стали расти «майданы», обещавшие рядовым украинцам вожделенное европейское благополучие. Как маленький штришок, приведу наблюдение одного товарища моего детства и более поздних лет. Он заметил, что когда приезжаешь в Ленинград к знакомым интеллигентам, у них с потолка может сыпаться штукатурка, но все стены в книгах. А у нас в Киеве у так называемой «интеллигентной публики» могут быть, конечно, красивые корешки на полках, но главное - непременная мебельная стенка и хрусталь. Понятно, что не обо всех это сказано (как в Питере, так и в Киеве), но характерная черта подмечена очень верно. Ну как с такой психологией не мечтать о европейском благополучии?
Или другие примеры - из истории. Всем хорошо известно, какие должности «на гражданке» и в армии всегда стремились занять украинцы. И о том, кто был в Великую Отечественную полицаями у немцев, напоминать тоже ведь не надо? Как в одном анекдоте, где украинец доказывал белорусу, что Украина имеет все богатства, а Белоруссия нет, белорус в конечном итоге вздохнул и сказал: да, верно - даже полицаев во время войны приходилось завозить с Украины. Не стану приводить многие другие анекдоты - весьма нелицеприятные для украинцев, но возникшие, увы, не на пустом месте.
Тем не менее, не смогу не сказать о другом, очень болезненном для всех нас обстоятельстве. Какова реакция нормального человека на трагедию, горе, случившееся у соседа? И кем надо быть, чтобы радоваться массовому убийству людей в Одессе, писать своим соседям о «сожженных колорадах». Или радоваться гибели россиян в авиакатастрофе. Понятно, тысячу раз понятно, что далеко не все на Украине так реагировали. Хочу надеяться и верить, что таковых даже абсолютное меньшинство. Но вдумаемся, могло бы быть такое со стороны русских? Да, многие русские (а, может, далеко и не русские?) в соцсетях измываются над убожеством украинских «свидомых», но не могу себе представить, чтобы наш человек способен был слать поздравления соседям в связи с трагической гибелью их родных. Не могу. На такое на моем веку способными оказались лишь азербайджанцы (те же этнические турки), славшие поздравления в Ереван в связи с разрушительным землетрясением 1988 года в Армении, унесшим по разным оценкам до 50 тысяч жизней. Поэтому не могу отделаться от ощущения, что у украинцев с турками куда большее душевное сродство, чем с русскими.
Еще и еще раз хочу оговорить: на Украине самые разные люди. И в массе своей они действительно такие же, как и в России. Но приходится признать, что есть при этом слишком много таких, кто действительно иной. Иной по своему отношению к миру и к людям в нем. Иной по своим душевным качествам. И будет весьма наивным полагать, что с такими людьми можно «договориться», всего лишь объяснив им, что «мы одинаковые». Договориться можно с теми, с кем договариваться и не надо - они нас поймут и понимают, уверен, и без лишних слов.
Я не историк и не способен в нескольких строчках развернуть историю территории, называемой ныне обобщенно «Украина». Да это и не требуется - об этом предмете много сказано специалистами. Но и не будучи историками, мы знаем, что это сегодняшнее псевдогосударство на самом деле соткано из нескольких разнородных территорий, часть из которых есть попросту та же Россия, часть - Малороссия, а часть - нечто России и вовсе чуждое и враждебное. Так не стоит ли нам не пытаться соединить несоединимое и не повторять механически как заклинание фразу о нашем «братстве» (я и сам до недавнего времени так говорил) , не учитывая, что для кого-то на Украине нет худшей доли, чем иметь в «братьях» русского. И это не из-за недопонимания, не из-за политической или иной конъюнктуры, не из вредности, но по самой что ни на есть совести (какая бы она не была эта совесть) этих «небратьев» - они действительно так думают и чувствуют. И неважно, что для европейца, как пишет автор, мы все одинаковые - какое дело нам до мнений европейских? Разве способен оценить средний европеец в нас то, что в нем самом принципиально отсутствует? Для традиционного европейского сознания весь мир, кроме «цивилизованной» Европы, вообще населен недочеловеками. Так что, думаю, мы с таким же успехом можем считать себя одинаковыми и с китайцами, и с американскими индейцами. А как по мне, так китайцы и американские индейцы - куда более приятное и подходящее родство, чем европейцы с их вековой колонизаторской жестокостью и лицемерием. И уж во всяком случае не стоит нам жаждать оказаться близкими родственниками с галичанскими бандеровцами.
КОММЕНТАРИИ
magis_amica ...противопоставление русских и украинцев - неправильно. Не там проходит водораздел - не по этнической принадлежности и даже не по языку.
vinivartana Согласен - не по этнической принадлежности: она зачастую вообще непонятна. Тем более, не по языку. Сейчас пытаюсь понять, где в самом деле этот водораздел, но не удается пока выразить словами... Пока в голову приходит только то, что написал в комментарии. Может быть, Вы подскажете? Мне важно знать Ваше мнение. Спасибо.
magis_amica Сама пытаюсь понять.
Линия водораздела часто проходит внутри семей - между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами. Вот парадокс.
vinivartana Понимаю, о чем Вы говорите. Но... Вы, наверное, и сами, написав это, вспомнили известные евангельские слова. Да, Христос принес в этот мир меч разделения - иначе и быть не могло. Только это разделение есть следствие чего-то другого. И это другое - в различной организации души человека (простите, точнее не получается это определить). У одного душа взыскует горнего, у другого - дольнего. Чаще же всего она теплохладна и терпима к творящемуся вокруг злу, почему мы и имеем в нашем мире то, что имеем.
magis_amica Да, вероятно, так и есть.