Как противостоять клиповому мышлению

Sep 17, 2015 17:38

Оригинал взят у feurig_zinnober в Через руки - быстрее


Есть у меня одна слабость. Скорее полезная, чем нет. Люблю периодически просматривать-обозревать разнообразные обучающие онлайн-курсы. MOOC - так их нынче называют в мире (Massive Open On-line Course). Некоторые привлекают и задерживают внимание, некоторые в действительности оказываются куда менее полезными, чем это представлялось. Некоторые выглядят скорее пропагандой или рекламой, чем реальным обучением. Но в любом случае бесспорно, что это потрясающая практика, которая действительно позволяет повысить свою квалификацию в тех или иных областях тем людям, которые не имеют средств и возможностей обучаться в тех или иных вузах. Или же не имеют времени на то, чтобы идти к этим знаниям не через курсы и учебники, а через научные статьи и книги. А среди огромного предложения MOOC действительно можно найти много ценного.
На днях нашла на "Курсере" весьма интересный курс "Основы ремесла" (хотя я бы скорее перевела как "Основы мастерения"). Он представляет собой просто-напросто описание работы "Студии мастерения" ("The tinkering studio") при "Эксплораториуме" - "музее науки, искусства и человеческого восприятия", основанным известным физиком Оппенгеймером в Сан-Франциско еще в 1969 году. В этой студии дети и взрослые под надзором наставника-тренера могут заниматься свободным творчеством, конструируя электроприборы-игрушки и подспудно впитывая те или иные научные и инженерные знания. Один стол - один тип конструирования. Здесь делают забавные "рисовальные машины", здесь - разбирают, как работают электронные игрушки, здесь - конструируют поделки с проводками и светодиодами и так далее. Можно переходить от стола к столу. Заниматься тем, что тебе в данный момент интересно. На видео выглядит всё это крайне вдохновенным и захватывающим. Студия позиционируется как одно из средств развития мотивации к обучению, повышения интереса к изобретательству и физико-математическим. И, пожалуй, в определенной мере она эту функцию действительно выполняет.

Хотя, быть может, это моя консервативность, закостенелость, но лично я бы отдала предпочтение, например, кружку работотехники, где есть определенная, последовательно усложняющаяся программа и возможность включить в занятия необходимую теорию. С другой стороны, кружки робототехники, во-первых, весьма недешевое удовольствие (по крайней мере, вся расходка в виде проводов, светодиодов, переключателей, микросхем и многого другого действительно "влетает в копеечку") и, во-вторых, не все элементы этой последовательной программы могут быть детям интересны - есть риск, что они бросят кружок, не добравшись до того, что их действительно бы зацепило. А здесь ты находишься в одном большом помещении, где у тебя полная свобода выбора. И пусть сам этот формат существенно ограничивает этот самый выбор (выдвигая требования к тому, чтобы те или иные поделки можно было сделать быстро, легко и ярко), зато он превращает занятие в некий праздник, яркое событие, способное вызвать столь же яркий интерес. И это выгодно отличает его от формата кружка. Опять же, два формата друг друга не исключают. Один может "зацепить" интересующихся, тогда как другой - дать им куда более полный набор знаний и навыков.

Сегодня все больше детей и молодежи приобретают клиповое мышление, которое, с одной стороны, позволяет быстро переключаться от одной темы к другой, быстро искать ту или иную информацию. С другой - становится мощным препятствием к проникновению в суть, к глубокому постижению текстов и проблем и скрупулезному исследованию явлений. Людей с клиповым мышлением зачастую невозможно заставить долго и систематически посещать один и тот же кружок с усложняющейся программой. Им нужны короткие "мастер-классы", "тренинги", "семинары" и пр. Для них подобные "студии" - находка. С другой стороны, неизвестно, а может ли вообще из ребенка/подростка с клиповым мышлением развиться талантливый вдумчивый физик или математик?

Тем не менее, было бы здорово - иметь подобную студию при каком-нибудь музее (мечты-мечты!) или учебном заведении. Куда можно было бы водить детей и молодежь на экскурсии, попутно привлекая их к реальной активности, самому настоящему конструированию. Ведь это правда - что через руки доходит быстрее )), и практика - важнейший компонент познания.

PS: К слову, не могу не поделиться ссылкой на чудесную книгу Иванова Б.С. "Электронные игрушки". Просто уму непостижимо, сколько всяких интересностей можно придумать для изготовления вместе с детьми. "Для начинающих радиолюбителей" - как указывают в описании книги )). Было бы время, я бы сама с огромным удовольствием занялась подобным конструированием.

образование, воспитание

Previous post Next post
Up