Пелевин в литературе - это Сурков в политике

May 15, 2015 10:52

Оригинал взят у cardinalpavel в Пелевин мистик среднего класса

Весьма неплохо написано о Пелевине.
  Правда не пойму зачем автор в конце пнул Путина? Я понимаю, многие его не любят, в том числе среди патриотов, но как к нему не относись, - никогда не поверю что Путин это дюрьмо читает. Все-таки Путин, - правитель, государственник, чекист,  и сравнивать его мышление и вкусы с мышлением и вкусами московской среднеклассовой западнизированной быдлятины. это черезмерно даже для самого ярого антипутиниста.
Хотя без сомнения пелевинщина один из культурных столпов государственности нулевых, эры деидеологизации, парадоксального шизофреничного смешения патриотизма и потребительства-западничества.
    Для меня Пелевин и продуцируемое им мировоззрение это ключ к понимаю сурковщины и всей стратегии Суркова, его мышления. Ведь во многом именно Сурков все это говнище раскрутил. И оно было крайне выгодно для эры "стабильности"  и бума потребления. Деидеологизированная, вертящаяся вокруг пилежа денег политика, где на словах отстраняются от новодворских и шенедеровичей, а на деле пытаются влезть а Запад и корчить из себя постмодернистский запад, - это с одной стороны; а с другой потребительски циничная, аполитичная быдло культура, где для низших слоев есть комедик-клаб, пошлейшее телевидение, а для типа "интеллектуалов", - вот эта самая пелевинщина. Все это утилизирует всякую энергию, - политическую, духовную, культурную, а управление превращается в политтехнологический дешевый манипулятивный спектакль, в котором нет ничего настояещего (а все настоящее, типа НБП, Родины и других патриотов в политике, узгоняется из политики).
  Я бы назвал это пелевинщиной/сурковщиной, без разделения. Сурков это Пелевин в политике.
Очень метко выразился И.Стрелков по поводу сурка -
"человек который все к чему прикасается, превращает в говно".
Ну в политике это все видели, а вот в культурной части пелевинщины это увидеть также несложно, - этот отрешенный "буддизм", высмеивание всего и вся, "интеллектуальный стеб", посредством которого Пелевин в своих "творениях", превращает все ценности, идеи, все что он описывает в говно, ибо в контексте трудов Пелевина все становится таковым.

А вот собственно текст. Оригинал здесь.


  "В любом диалоге, при любой погоде, везде хоть где, можно неожиданно наткнуться на цитату из Виктора Пелевина. Причём она будет как раз к месту и весьма ироничной. Потому что Пелевин талантливый писатель и прекрасный комментатор современной России. Он вполне удовлетворяет спрос на интеллектуальную прозу и мистику у подрумянившегося среднего класса.
Пелевин нужен для того, чтобы объяснять продвинутым мещанам эпоху стабильности и всесмешения. Не зря же родился почти что мем: «Пелевенщина какая-то». Так говорят, когда чудо-Россия делает очередной выкрутас, повторяя какую-нибудь сцену из романа писателя. Да и темы, поднимаемые Пелевиным, актуальны для горожан среднего достатка: LSD, средства расширяющие сознание, дзен-буддизм, бродяжничество по дорогам дхармы, new-age, протесты и майданы, критика общества потребления, виртуальная реальность, эзотерика, поп-философия и прочее, прочее. Это ведь стандартный набор любого хипстера или продвинутой девочки. Вооружившись им, люди считают, что их теперь ничем не проведёшь. Они поняли, как устроен мир: либо клоун у пидорасов, либо пидорас у клоунов. Мысль, достойная Скота Эриугены и Унамуно. Впрочем, дело не в Пелевине. Он просто удовлетворяет возросший спрос на циничную мудрость.

Наиболее ходки у Пелевина хлёсткие, очень едкие фразочки. Примечателен рассказ «Македонская критика французской мысли». Там Пелевин даёт прекрасную и точную характеристику французской философии, где: «тупой ум утонет, как утюг в океане г-на, а острый утонет, как дамасский клинок». Безусловно, изящное определение, но определение для менеджеров, для тех, кто не будет читать Фуко и Деррида, а пробежит по ним глазами в Википедии. И когда-нибудь ты, читатель, пролистывая вполне компетентный спор о французских структуралистах, наткнёшься на ироничную цитату Пелевина. Это руководитель отдела продаж показывает, что тоже в теме.

Ближайший аналог Пелевина это не коллеги-писатели, а певец Шнур. У него всё тоже самое, только в музыке. С матерком и социальной критикой. В итоге публика потребляет не просто ироничных постмодернистов, а вроде как умудрённых интеллектуалов, гасящихся от общества алкоголем и наркотиками. «Как-то раз восьмого марта Бодрийяр Сосюр у Барта» - всем сразу смешно и в кайф. Как мы их уели! Показали, что не лыком шиты! Произнеси распевным тоном и покажешь, что понимаешь СУТЬ и глубинные процессы. Но ведь - не читали этих авторов, а если читали, то не поняли. Вот Пелевин он весь в этой частушке: «Припев два раза. Припев два раза». К десятым годам Виктор стал повторяться, потому что смыслы с которыми он работает, ограничены и выдумать с помощью них что-то захватывающее очень, очень проблематично. Можно взглянуть на два последних романа «Бэтман Аполло» (2013) и «Любовь к трём цукербринам» (2014), чтобы в этом убедиться.

Возможно дело даже ещё хуже и Пелевин повторялся всегда, с самого начала, совершив уже двенадцать полных циклов. За любой его вещью, начиная от раннего «Омон Ра» и заканчивая чем-нибудь иштарским, проглядывает только одно. Конец 80-х, когда скучный марксизм отслоился от реальности, и кто-то увидел за ним либеральную свободу, а Пелевин - благородную буддийскую пустоту, после чего стал снисходительно смотреть на тех, кто погряз в политических страстях. Да, точно, так или иначе паттерн всех его романов, когда бы и где они не происходили, это конец 80-х и начало 90-х - Кастанеда, выращенные под лампой псилоцибины, первые номера журнала «Элементы», доморощенные маги, спиритуализм, всеобщее увлечение каннабисом и оккультизмом, разговоры о бренности бытия и сути сутей. Вот это ощущение, что за реальностью спрятаны пустотные боги и есть лейтмотив любого пелевинского произведения. А кто этого не понимает, тот профан и кузьмич. Но ведь это ясно хотя бы из «Чапаев и пустота», так зачем было писать ещё с десяток романов?

Виктор Пелевин, как и любой постмодернист, находится в плену контекста, его породившего. Он хороший эрудит и пользователь «Google», но он не писатель, а интерпретатор, распределитель, виртуальный рефлектор. Он не создаёт контекст, не пишет смыслы, а грузит, высмеивает, деконструирует материал, созданный другими. Его можно сравнить, скажем, с дятлом, который достаёт из-под коры червячков. Поэтому Пелевин пленник нашей информационной эпохи, живописатель современности из форточки 80-х - начала 90-х. Сегодня видно, как писатель тасует те же смыслы, что и в начале своей карьеры. Пока автору помогает то, что выйдя с коммунальной кухни, где чифирем расширяли сознание, он передал опыт другой аудитории, иным людям - приличным мальчикам и девочкам, которые аккуратно влились в существующие экономические отношения. Пелевину на руку стабильность Владимира Путина, потому что только в ней он будет восприниматься, как оракул, как острый скальпель, вскрывающий вроде бы спрятанные от взгляда профанов смыслы. Но все эти смыслы всё равно родом из оккультного самиздата конца советской эпохи.

Закончится цифровая эпоха затянувшихся нулевых, пройдёт, как прыщик или первая любовь, и сам Пелевин. Он немедленно попробует постмодернично просклонять новый контекст, будь то государственный переворот или демократизация России, но выглядеть это будет, как новый «Generation P», «S.N.U.F.F.» или что там ещё. Добровольное затворничество Пелевина не только бытийное - он почти не даёт интервью и не появляется на публике. Это и творческое схимничество. Выйди оно под солнце, покажись на свободе, быстро истает на ветру. Творчество Пелевина без путинского мира не особенно-то и интересно. Оно прочно с ним связано на правах его толкователя, и неудивительно, если президент России в свободную минуту проглядывает книжку Пелевина, осторожно хмуря складочку у рта. Думаете невозможно? А вы знаете, что Виктор Пелевин любимый писатель уголовного президента Виктора Януковича? Каково, а?

Пелевенщина какая-то."

либерасты, Сурков

Previous post Next post
Up