Валентин Гафт: "Россия! Слышишь страшный зуд? Три Михалкова по тебе ползут!".
Оригинал взят у
wapkin в
Ордынский комплекс Цитирую Кончаловского:
"Люди не составляют общество.
Общество составляют граждане, а граждан у нас очень мало. Так как граждан мало, будем считать, что общества нет - есть население и власть. Как в Африке. Население само по себе живет, власть сама по себе.
Поскольку ни население, ни власть не заинтересованы во взаимодействии, власть делает то, что считает целесообразным. Поэтому говорить об обществе бессмысленно. Люди, которые являются гражданами и как-то выражают свое мнение, составляют ничтожную часть российского государства, и их можно не принимать во внимание.
Так было всегда - и до революции, и после революции, и сейчас. Я написал большую статью о том, что есть малый народ и большой народ, европейский народ и гигантский российский народ. Гигантский российский народ никогда не имел гражданского сознания. Диагноз поставить очень важно, но мой диагноз не соответствует диагнозу населения моей страны.
Все мои идеи воспринимаются чрезвычайно критически нормальными российскими людьми. И это нормально. Если бы 30% населения страны воспринимало мои мысли как должное, это была бы другая страна.
Надо думать, как страна будет развиваться и какие задачи будут стоять перед следующим правительством, поскольку это правительство и эта власть не в состоянии решить эти проблемы.
Не в Киевской - в Московской. Киевская Русь не коллаборацировала с Батыем, она была разрушена татарами при помощи Московского княжества. А в Московском княжестве были абсолютные коллаборационисты во власти, и они индоктринировали ордынский синдром в русское сознание.
Чернышевский замечательно написал, что в каждом из нас немного сидит Батый. Есть большой Батый в Кремле, под ним - еще десяток, тысячи, потом сотни тысяч Батыев, а потом - самые маленькие, но они - начальник паспортного отдела, лифтер - это тоже Батыи.
Петр получил власть по наследству и был глубоко травмирован власть имущими, Петру претило всевластие РПЦ, связка между Церковью и боярами. Он разрушил не только эту связку, но и предал свой класс. Петр - предатель своего класса, политический.
У нас должен появиться президент, диктатор, который будет предателем своего класса, а такого нет пока.
Дело не в оппозиции. Это может быть любой человек, который получит власть и поймет, что необходимо делать. Необязательно быть в оппозиции сегодня, чтобы стать Петром.
Очень часто человек, который хочет реформ, становится охранителем, как только приходит во власть.
Он хочет разрушать до тех пор, пока не достиг власти, а дальше он хочет сохранить. А речь идет о том, чтобы получить власть, чтобы разрушить создавшуюся порочную связь круговой поруки социальных институтов.
Историческая необходимость должна оказаться такой, чтобы им смог стать любой из сегодняшних руководителей, даже Владимир Владимирович Путин. Но исторической необходимости пока нет, потому что нет общественного мнения, мы еще не коснулись дна.
Нужно, чтобы птичий грипп случился, или все население на иглу село, или что-то еще, а сейчас пока рано.
...часто думают, что если взять Кремль, то все пойдет так, как следует. Это величайшее заблуждение, потому что грязный подъезд от Кремля не зависит, как не зависит и мусор, который летит в окна.
Поскольку у нас не существует гражданского общества, поскольку не существует общественного мнения, поскольку у большинства граждан не существует никакого желания как-то влиять на действия власти, власть делает, то что хочет, в том числе применяет юриспруденцию в нужных пропорциях в нужном направлении.
Французский социолог Алексис де Токвиль в середине XIX века, изучая американскую ментальность, определил ее словом "нравы". Он писал: "Благодаря своим нравам, народ может извлечь пользу даже из самых неблагоприятных климатических условий и самых скверных законов. Никакую конституцию не обеспечишь, если нравы населения этому сопротивляются".
У нас Конституция есть, законы есть, суды есть, но все это для того, чтобы легитимизировать решения власти. Точно так же как Госдума существует, чтобы легитимизировать законами решения власти.
Как сказал один африканский социолог, у нас в Африке hardware демократический, а software авторитарный. Это очень подходит к российской формуле.
Демократия в какой-то степени была при советской власти в последнее время и в самом начале. Демократия была в политбюро, когда Брежнев ругался с Козловым: ты старый, тебе на пенсию пора. Это была почти демократия. При молодом Сталине была демократия, пока он не набрал власти, в партии была оппозиция, но Сталин с этим делом покончил. При культе Сталине демократии не было, все боялись.
Сейчас у нас есть видимость демократии. Но, понимаете, культура определяет сознание, культура определяет судьбы народа.
Культура народа сегодня успешно освободилась от европейских традиций, которые были насильно навязаны ей Петром, и от той части европейского русского, что было воспитано за 300 лет. Поэтому сегодня царствуют Московия, ордынский синдром и видимость демократии.
Безусловно, свобода слова сегодня есть, а при советской власти ее не было. Но за нее сегодня убивают где-нибудь на "Кропоткинской".
Культура - это же не знание произведений искусства. Культура - это знание своих обязанностей. А обязанности должно индоктринировать государство.
Вот есть строгий учитель, есть бездарный учитель, есть неграмотный, есть добрый. Какой самый важный? Строгий! Потому что добрый учитель ничему не научит, дети будут бегать и фантиками бросаться, бездарный учитель заставит ненавидеть предмет, поэтому должен быть строгий талантливый учитель. Это власть.
Народ как был языческим, так во многом им и остается, а государство и народ не соединяются, как в Африке. Народу не важны цели государства. Он хочет, чтобы ему платили пенсию, на дорогах не было больших ям и чтобы лифты ходили. Народу неинтересно, что делают губернаторы.
Люди заранее знают, что начальник по своему призванию - вор, но он по этому поводу ничего не делает.
На мой взгляд, российская Церковь находится в удручающем состоянии. И не потому, что там какие-то плохие люди с бородами, а потому что, во-первых, я согласен с Антоном Павловичем, русский человек о религии не знает ничего либо знает очень мало, и потом религия - это не ритуал, это ощущение своих обязанностей - сначала перед собой, перед семьей, а потом перед Богом. Если не будет ответственности перед семьей, неважно, как он относится к Богу, 1,5 тыс. малолетних детей в год будут изнасилованы и убиты, как у нас сейчас происходит.
Вероятность того, что люди пойдут в церковь подумать о своем внутреннем, этическом комплексе очень низкая. Это можно смотреть по статистике педофилии, алкоголизма, наркомании, бытовых убийств и т.д.
Власть пытается при помощи РПЦ вернуть обратно морально-этические ценности XIX века. Это очень сложно сделать. Если бы призыв "Будь хорошим!" был услышан, то весь мир жил бы в раю.
Как сказал один философ, знать истину и жить по истине - это две разные вещи.
Поэтому это сложный вопрос, и это вопрос индоктринизации - это значит насильственное, подчеркиваю - насильственное, внутреннее ощущение обязанностей человека перед собой, перед государством. Это обязанности, а не права.
Права появляются, когда человек знает свои права, а когда он свои обязанности не знает, тогда он раб.
Его заставляют что-то делать.
Что же я буду говорить: "Свобода - это осознанная необходимость"? Это глупо, это неправильно. Потому что свобода - не самое главное в жизни. Это абсолютно ложная идея, что свобода - главное в жизни. У китайцев вообще нет понятия свободы. По-моему, понятие свободы возникло в христианстве, когда возник постулат "Истина сделает вас свободным". А потом возникло то, что называется антропоцентризмом, когда мужчина стал в центре вселенной, а христианские соборы в VI или VII веке обсуждали, есть ли душа у женщины.
Антропоцентризм сам по себе - колоссальная иллюзия. Человек отличается от муравья только тем, что может больше вреда нанести природе.
До тех пор пока человек не поймет, что он часть экосистемы, как говорил Вернадский, ноосферы, и будет думать, что он царь природы, ничего хорошего из этого не выйдет.
"Свобода" - слово довольно обманчивое. В принципе, она не дает человеку ничего хорошего.
Животные все свободны, у них есть одна несвобода - инстинкт.
Государство - это репрессивный аппарат. Кто-то замечательно сказал, что государство не для того, чтобы создать рай на земле, государство для того, чтобы избежать на земле ада. Если не будет государства, будет ад, на улицах будут насиловать женщин даже не маньяки, а просто пьяные мужчины. В Средние века во Флоренции женщины проголосовали за то, чтобы были открыты публичные дома. Потому что как только были открыты публичные дома, прекратились изнасилования на улицах. До этого они просто не могли выходить из дома. Естественно, Средние века есть Средние века.
Все на свете относительно, в том числе и свобода. Свобода не создавала никаких великих благ. Величайшие произведения искусства возникли во время дикой цензуры и инквизиции. Микеланджело мог писать только на религиозные мотивы, а шедевры были. Поэтому у меня нет ответа, а вопросов масса.
Надо посмотреть на гносеологию слова "интеллигенция". Интеллигенция же возникла только в России - нигде в мире нет такого понятия. Есть интеллектуалы, есть интеллектуальная элита и есть неинтеллектуальная элита. Интеллектуальная элита - это те люди, которые задумываются над какими-то вопросами, на которые у других людей нет времени. Интеллигенция возникла в России как прослойка мыслящих людей, понимающих, что рабовладение, что крепостная Россия - это величайший грех власти. Вина, которую испытывает интеллигенция перед так называемым народом - крепостными - и породила эту интеллигенцию, которая всегда должна быть в оппозиции власти.
Интеллигенция в России - это те, кто думает, что знает, как изменить жизнь в стране. Они должны были бы иметь какое-то место во власти, но почему-то им всегда этих мест не хватает. Когда человек попадает во власть, он перестает быть интеллигентом.
Недаром Антон Павлович Чехов сказал горькие слова: "Презираю русскую интеллигенцию, презираю ее даже тогда, когда она жалуется, что ее притесняют, потому что ее притеснители выходят из ее же рядов". Поэтому я не знаю, что такое интеллигенция, я знаю, кто такой интеллигентный человек - это человек, который осознал свои обязанности больше, чем свои права. Он необязательно дворянин, может быть и мещанином, может быть и разночинцем, может выйти вообще из самых низов, как Антон Павлович Чехов - из крепостных в третьем поколении, человек, которого пороли, - глубоко интеллигентный человек, европеец.
Стать европейцем значит осознать свои права, но прежде осознать свои обязанности.
Я не знаю, что такое путь к счастью. Я думаю, что счастье - это дышать, слышать, видеть, быть живым и когда не болит один орган. Когда болят разные - это ничего, а когда один все время болит - это опасно.
Для каждого человека понятие счастья индивидуально: миллиардер мог застрелиться из-за того, что у него осталось всего 100 млн.
Ничто на свете не имеет другого смысла, кроме того смысла, который мы вкладываем в то или иное."
"РБК" ИМХО: Андрей Сергеевич прав во многом, это уже житейская мудрость человека повидавшего у власти Сталина, Маленкова, Булганина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина, Путина, Медведева и опять Путина. Хотя один может стать мудрым в течении мига, другим для этого не хватает жизни, и видимо у Андрея Сергеевича был тот самый миг прозрения, когда он осознал, что беды России идут не от власти, а от самого народа и его ментальности. В полиции работает - народ, в тюрьмах сидит - народ, во власти - народ, и на площадях протестует всё тот же народ: послушный и буйный, простоватый и гениальный, работящий и ленивый русский народ, и всё прочее коренное население России - подлинная многонациональная сообщность людей связанных историей и территорией, которая так и не стала по настоящему гражданами, которая всё ждет варягов, которые придут и наведут порядок в государстве, ждет уже более тысячи лет, а порядка, как не было, так нет.
Ни тираны, ни диктаторы, ни революционеры, ни вера, ни атеизм не способны улучшить ментальность населения с его национальным блюдом - "каша в голове": полуязычники, полуатеисты, полуграждане...
Западная рецептура - не работает, восточная -тоже, своя цивилизация с полуанархической ментальностью, с суровыми законами не обязательными к исполнению, но с уверенностью в том, что законопослушный гражданин не тот, кто чтит закон и следует ему, а тот, кто не попался. Народ с такой верой в душе, что во имя любви к ближнему, может его и иконой по голове приложить. Впрочем и иная конфессиональная принадлежность, не способствует снижению агрессивной любви к ближним, и уж тем более к более отдаленным или недалеким.
Милосердие и сострадание, цинизм и равнодушие - так прочно уживаются в населении, что давно стали сторонами одной медали.
Власти, что только не делали, и опричников заводили, и "словом и делом" пытались вразумить, и через окно в Европу выпихивали, и просвещенной монархией баловали, и потмкинские деревни строили, на каторгу и ссылку гоняли, расстреливали и убивали без суда и следствия, по концлагерям распределяли. переставали руководить в принципе, и перестраивали, рыночные отношения внедряли, вертикаль выстраивали... всё бестолку. У нас власть такая, любит методы "кнута и пряника", при этом, может ведь ещё и пряником уеб@ть при удобном случае, а толку нет. Мятежная душа народа, по своей рабской сущности, чертовски любит, что бы у неё все было и ей за это ничего не было. Халявная такая душа у народа, всё ждет, что все её проблемы кто-то придет однажды и решит, ментальность укоренившаяся веками, судя по сказкам про Емелю или Ивана-дурака оно же царевич. Что не сказка, так обязательно про халяву и наличие Чуда. Вот без чудес народ скучает и так начинает "чудотворить", что хоть всех святых выноси. И воспитать такой народ верой, занятие безнадежное, РПЦ пыталась веками, и где ну хоть одна народная сказка, в которой поп - положительный герой?
В исторически обозримом прошлом, власть предпринимала усилия по организации местного самоуправления, понимая, что порядок можно навести только снизу вверх, а не наоборот. При Иване Грозном работало земство, при других императорах, и даже сами избирали себе царя, но при движении по исторической спирали эволюции русской цивилизации, траектория оставалась в конечном счете весьма загадочной и непредсказуемой на перспективу.
Собственно я о чем? Переворот или революцию, наверное, устроить в России - можно, но большой пользы от этого не будет, нужно сначала навести порядок в головах у населения, а уж потом заниматься наведением порядка в Кремле.