Дмитрий Ватолин. Почему государству не нужна деревня? 2-я часть

Nov 14, 2012 05:13

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

В среднем за год

5,2

29,9

22,3

10,2

17,89

18,44

31,83

19,4 км

Источник: Федеральная Служба Государственной Статистики по Калужской области

Получается, что в среднем в области за последние годы строится порядка 20 километров сельских дорог в год. Причем злые языки говорят, что точно известно, к чьим дачам ведут эти конкретные дороги.

Если учесть, что в Калужской области более 3 тысяч населённых пунктов, то получается, что строится в среднем по 6 метров дороги на один населенный пункт в год. Если взять среднее расстояние от села до дороги в 6 километров (что вообще-то не так), то получится, что потребуется больше 1000 лет, чтобы такими темпами дойти до европейского уровня сельской дорожной сети (асфальт к каждому коттеджу). При этом мы не учли, что дороги разрушаются и за эти 1000 лет они разрушатся, скажем мягко, довольно ощутимо.

Очевидно, сегодня дело не в бедности, а в приоритетах распределения средств. И не надо говорить про климат. При пересечении границы Финляндии качество дорог вырастает на порядок, а климат там похожий. При этом неплохие дороги у финнов идут буквально на каждый хутор. Более того - в последнее время заметной стала разница даже при пересечении границы Белоруссии. Поскольку в Белоруссии удалось сохранить почти советские темпы строительства сельских дорог, сельская дорожная сеть там находится в отличном, по сравнению с Россией, состоянии. Причем она там действительно используется, в результате чего Белоруссия экспортирует продовольствие.

Характерно, что лендлорды (землевладельцы) не заинтересованы ни в развитии, ни даже в поддержании сети дорог. В одном месте на средства, собранные местными жителями, проводилась отсыпка дороги. Полномочный представитель владельца не только не попытался помочь, а потребовал 1000 рублей с каждой машины земли, поскольку "это его земля берётся" (позднее выяснилось, что местный карьер не относился к "его" земле). В том же ключе относятся к ремонту и прокладке дорог очень часто. В другом месте существенно улучшалась дорога, ведущая к ферме. Хозяева фермы связались с владельцем земли с обеих сторон от дороги и предложили тому поучаствовать в финансировании, поскольку лучшая дорога повышает в том числе и стоимость земли, однако получили краткий и ёмкий ответ: "Просьба с такими вопросами больше не беспокоить. Спасибо". Т.е. "инвестор" по-русски - это "специалист по покупке-продаже", которого не интересуют другие виды операций. Положительные примеры на общем фоне редки, как звёзды в ясный день.

Выводы:
  • Жить в деревне, куда нельзя доехать, мало кто готов. Дорожная сеть, построенная во времена СССР, сегодня деградирует. При этом ни администрация, ни землевладельцы, как правило, не заинтересованы в восстановлении и прокладке дорог. А у редких сельхозпредприятий на это нет средств. Ухудшение качества дорог стимулирует отъезд из деревень оставшихся жителей и серьёзно тормозит старт новых проектов, поскольку создание дорожной инфраструктуры стоит дорого.
Заключение

Кто-то, не слишком знакомый с предметом, может сказать: "Какая-то слишком мрачная картина нарисована, не может такого быть. Ведь кормил же кто-то 140 миллионов населения России в 90-е, в т.ч. после дефолта, когда мы не могли закупать продукты?" Что можно на это ответить... Ниже приведена схема структуры продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу).



Источник: Федеральная Служба Государственной Статистики

Это официальная статистика, и у федеральной службы нет причин преувеличивать роль населения. Население кормило себя само. Доля личных хозяйств достигла максимума (56,5%) в 2002 году, потом начала медленно снижаться. Показательно, что площадь земель личных подсобных хозяйств составляет примерно 2.5% от площади сельхозугодий страны. Получается, что 5-7% площади сельхозугодий достаточно, чтобы в экстренной ситуации прокормить всю страну (причем располагаются эти угодья фактически во всех климатических поясах России примерно пропорционально проживающей доле населения). Т.е. если завтра границы перекроют - зубы на полку, пожалуй, никто не положит. Вот только заслуга государства в этом не просматривается, скорее наоборот.

Еще раз кратко основные выводы статьи:
  • В последние годы Россия сознательно наращивала импорт продовольствия (компенсация дефицита и т.д.), серьёзно опустив по сравнению с другими странами импортные пошлины.
  • Также в 90-е годы была в десятки раз снижена государственная поддержка сельского хозяйства, причем в 2000-х поддержка, как доля от ВВП, продолжает снижаться. Это, вкупе с дешевым импортом, сделало нерентабельным многие виды сельхоздеятельности, что привело к огромным долгам или банкротству большинства хозяйств. Активный импорт также демотивирует и личные хозяйства.
  • Стоимость сельхозпродукции в мире будет серьезно расти в ближайшие десятилетия, что может стать проблемой для России при текущем объёме нетто-импорта продовольствия.
  • Население России сейчас сокращается на 0,5-1.0% в год. Для многих наций (в т.ч. молодой американской) культурной, демографической и социальной опорой общества являются семьи, живущие в своих домах на своей земле. В России и сегодня в деревнях рождается больше детей, чем в городе, однако миграция населения в города продолжает стимулироваться государством, что усугубляет проблемы деревни.
  • Одной из важных причин отъезда из деревень является активное сокращение числа сельских школ (-23% за 6 лет в Калужской области). Во многом это отголоски давнего кардинального сокращения их финансирования. При серьёзном росте бюджета России ситуация с финансированием сельских школ не изменялась, изменения тенденции также не проглядываются.
  • В условиях отъезда коренного населения деревни заселяются мигрантами из Средней Азии, на востоке - китайцами, с соответствующим изменением культуры и традиций.
  • Либерализация рынка торговли землей только ухудшила ситуацию, поскольку львиная доля земли выкуплена крупными землевладельцами, никак не заинтересованными в развитии, или хотя бы поддержании населения (скорее оно только мешает).
  • Ни администрация, ни землевладельцы не заинтересованы в поддержании дорожной инфраструктуры, без которой жизнь в деревне замирает.
  • Действующие населенные пункты являются при сложившейся системе финансирования скорее бременем для местных администраций. Чиновники оказались финансово заинтересованы в сокращении числа сельских населенных пунктов, что зачастую существенно влияет на их текущие решения и приоритеты.

Выше приведены далеко не все факторы, способствующие деградации сельского хозяйства и деревни. Ничего не сказано про систему сельскохозяйственного кредитования, в т.ч. про то, на каких условиях было прокредитовано большинство хозяйств в условиях кризиса весной 2009 года. Ничего не сказано про состояние электрической сети, про уменьшение парка сельхозтехники, про закрытие предприятий, производивших соответствующую технику и т.д. и т.п.

Общий вывод статьи простой. По совокупности результатов законотворческой деятельности, направлениям финансирования и фактическим приоритетам в области сельскохозяйственной политики можно сделать вывод, что на сегодня России как государству деревня не нужна.

Изменится ли что-то завтра? Хороший вопрос. Если в условиях мирового финансового кризиса возникнут проблемы с получением продовольствия (что возможно по многим причинам), то необходимость в собственном сельском хозяйстве станет очевидна всем. Другое дело, что быстро поднять эту отрасль крайне сложно. Парадокс заключается в том, что неэффективное сельское хозяйство СССР было разрушено только для того, чтобы на его месте создать еще менее эффективную систему, в которую вообще практически бесполезно вкладывать государственные деньги. Попытки что-то сделать были не раз, но без финансирования подобные программы обречены, а любое денежное вливание по факту стало совершенно неэффективно - львиная доля средств вообще не доходит до адресата, растворяясь по дороге. Поэтому предложить разумную глобальную программу сегодня намного сложнее, чем раньше.

Так что же теперь - пойти и застрелиться? Попробуем добавить хоть немного позитива. Шестого июня 2009 года президент России Дмитрий Медведев в своей статье по поводу зернового рынка сказал: "Отмечу и то, что возможности расширения посевных площадей в большинстве регионов планеты практически исчерпаны. Россия же занимает лидирующее место в мире по площади и качеству сельскохозяйственных земель. ... Россия ставит задачу... стать для значительной части человечества гарантом продовольственной безопасности. … Мы готовы к дополнительным мерам по повышению эффективности агропромышленного производства, созданию благоприятных условий для внедрения инноваций и обеспечения доступа эффективных сельхозпроизводителей к земле и капиталу". Совершенно правильное понимание ситуации и грамотные слова. Правда, буквально через два дня первый вице-премьер Виктор Зубков выступил с предложением пригласить в Россию инвесторов на 20 миллионов гектаров неиспользуемых ныне сельскохозяйственных земель. Надо понимать, что приглашение внешних инвесторов это плохой сценарий. По нему уже пошла Аргентина (один из довольно крупных экспортеров продовольствия в мире), однако их собственное население в неурожайные годы просто голодает. Т.е. внешний производитель будет в первую очередь беспокоиться о внешних контрактах и прибыли, в то время как внутренний может заботиться и о внутренней продовольственной безопасности своей страны.

Как уже говорилось, для решения проблем эффективного финансирования нужно решить проблему с коррупцией. О ней регулярно говорят уже много лет, однако от слов к делу перехода пока не было (что только ухудшало ситуацию). В последний год наметились положительные тенденции: стали собираться налоговые декларации не только с чиновников, но и с их родственников, идет изменение антикоррупционного законодательства и т.д. Появилась надежда, что за словами наконец-то последуют соответствующие действия.

Впрочем, история нашей страны знала много разных примеров, серьёзные действия могут и не последовать. Но в любом случае сегодня каждому стоит знать свой ответ на вопрос: "Что я буду делать, если завтра продукты питания подорожают в разы?" Последний раз Европа переживала глобальное подорожание продуктов весной 2008 года, и тенденция такова, что в ближайшее время подобные скачки цен повторятся еще несколько раз (есть несколько серьёзных причин для этого, начиная от скачков климата и заканчивая возможными потрясениями экономик). По счастью, в последние десятилетия нас регулярно отучали надеяться на государство в этом вопросе, а значит нужно строить стратегии для своей семьи, своего предприятия, своего района, и чем раньше начать, воплощая решения в жизнь, тем проще будет это сделать. Кто-то купит домик в деревне и переселит туда родителей, кто-то договорится о поставках с конкретным фермером, кто-то профинансирует новое сельхозпредприятие. Важно не сидеть, ожидая пока грянет, а действовать, обеспечивая себя качественными хорошими продуктами. При этом, чем больше серьезных активных людей будут вникать в сложившуюся на селе ситуацию, тем сложнее станет чиновникам проводить текущую убийственную для деревни политику. А там, глядишь, и ситуация, наконец, изменится в лучшую сторону не только на словах.

В статье использованы:
  • Данные "Федеральной службы государственной статистики" - "Россия в цифрах - 2008"
  • Данные "Федеральной Службы Государственной статистики по Калужской области"
  • Данные расчетов журнала "Эксперт", в т.ч. "Эксперт" №22 (611) за 2008 год, "Системная ошибка на сто миллиардов" и "Эксперт" №9 (648) за 2009 год, "Скрипка и сорок оптимистов".


Что может сделать каждый

И что теперь делать? Опустить руки? Конечно, нет. Если бы население опустило руки в 90-х, то изрядная доля погибла бы с голоду ещё тогда (падение валовой продукции колхозов было в разы из-за кардинального снижения рентабельности, а импортировать было не на что - у страны были огромные долги). Значит что-то делать можно. Что?
  • Для начала хотя бы распространять информацию о том, что такая проблема существует. Напомню, в течении года были попытки опубликовать эту статью, но в итоге все журналы (включая специализированные) отказались ее брать даже в сокращенном виде. Пресса у нас на сегодня совершенно свободная и по ряду причин им некомфортно печатать и распространять подобную информацию.
  • При этом я не призываю ставить ссылки на эту статью. Гораздо важнее - собирать и писать новую аналитику, максимально точную и объективную. Кто ездил по сельской местности (особенно ближе к северу), те все это видели своими глазами, но по ряду причин найти что-либо более внятное, чем эмоциональную публикацию в газете - крайне сложно. Фактически нет публикаций о причинах явлений и о том, почему дальше ситуация может серьезно ухудшаться.
  • И надо понимать, что сейчас государством в лице Госдумы закладывается прочный фундамент для дальнейшего ухудшения положения сельских жителей. Одно из серьезных направлений - законотворчество. Оно сегодня поставлено так, что вдруг делает незаконным образ жизни местных жителей, которым они жили десятилетиями. Например:
    • Незаконным стало строительство домов, если строить дома так, как их строили испокон веку. Сейчас формально необходимо сначала утвердить проект (недешевое удовольствие), потом получить на него разрешение и дальше еще ряд формальностей (требующих походов к чиновникам) во время строительства соблюсти. Понятно, что никто так не делает. Однако сильные этой страны не устают повторять, что они строят правовое государство, а это означает, что рано или поздно придут серьезные государственные служащие и строго спросят за не по закону оформленное строительство. Да, понятно, что за взятку все решится. Но мы если это не усложнение жизни сельскому жителю, то что это? Формально - забота о качестве строительства.
    • К слову скоро станет незаконной работа сельских печников, эта деятельность готовится стать и лицензируемой, и регулируемой. Печников и так-то мало осталось, спрос слишком невелик. Очевидно, что кому-то этого показалось мало (в данном случае - МЧС, которая таким образом заботится о том, чтобы в деревнях было меньше пожаров).
    • Кардинально усложнена заготовка дров, в частности если ранее бумагу (на одну страницу) выписывал местный лесничий, то теперь требуется договор, который должен подписывать государственный чиновник рангом не ниже, чем замминистра области (sic!). Причем максимальный срок действия договора - месяц, а для его оформления необходимо минимум четыре поездки в райцентр. И это не издевательство, это новое законодательство (с 2008 года). Понятно, что дрова критичны для проживания на большей части территории страны. И также понятно, что в разы выросла незаконная заготовка дров, с которой государство через некоторое время начнет решительно бороться.
    • Во многих местах незаконными стали традиционные рыболовство и охота. Как правило, это связано с введением квот и едиными правилами для всей страны без учета реалий в кардинально разных условиях. Формально это забота об устойчивом использовании ресурсов, но фактически это мощная основа для взяток на местах, при том, что массовое варварское уничтожение ресурсов никто не отменял.
    • Незаконными стали сбор ягод и грибов, теперь формально для этой деятельности необходимо брать в аренду или субаренду соответствующий участок леса. Если учесть, что многие жители в последние годы жили со сбора грибов, клюквы, малины, брусники, морошки понятно, как их обрадовала такая забота госудраства. Многие о ней пока не знают, но безусловно узнают, когда местные чиновники до них доберутся в процессе построения правового государства (или, если уж говорить о реальных причинах, личного благосостояния).
    • В новых законах много "маленьких подарков", например, в соответствии с новым Лесным кодексом и ФЗ "О пожарной безопасности" привлечение добровольцев к тушению лесных пожаров незаконно. Чем радостно воспользовались ретивые чиновники, попытавшись привлечь к ответственности ряд добровольцев в конце лета 2010 года. Понятно, что маразм, но "Dura lex sed lex", а новые законы у нас такие, какими они создаются.
    • В последней реформе образования "забыты" домашнее обучение и экстернат, две формы, активно использовавшиеся для того, чтобы дети жили в деревне с родителями, если школа не рядом. Будем надеяться, что их окончательно не отменят, но если это произойдет - это будет серьезный удар, причем весьма пострадают семьи, где мамы сами занимаются с детьми (особенно на этапе начальных классов), вместо того, чтобы отдавать их в сельские интернаты. Часто это наиболее образованные семьи, в т.ч. еще оставшиеся семьи специалистов.
  • Увы, останавливаться на достигнутом чиновники явно не собираются. В ближайшие годы с сельских жителей строго спросят за использование дешевых лампочек (изьяв их и обязав купить дорогие), строго спросят за отсутствие вакцинации коров, коз, собак и кошек, готовятся новые правила содержания пчел, которые позволял любому дачнику фактически перекрыть возможность постоянно живущим по соседству селянам содержать пчел и т.д. и т.п. Отдельно готовится забота о сельских детях, условия жизни которых заведомо не удовлетворяют критериям ювенальной юстиции. И это при том, что даже сейчас официально усыновить/удочерить ребенка из детдома в сельский дом заметно сложнее, чем в городскую квартиру (при том, что чиновницы сами в личной беседе признают, что в сельском доме детям явно лучше, но таковы правила). В общем забота государства о сельских жителях фактически беспредельна (во многом из-за того, что на сколь угодно дикие законы практически не раздается возражений, селяне представляют собой гораздо более благодатную почву для творцов законов, по сравнению с горожанами). Очень многое из заложенного в законы пока не работает в т.ч. и из-за того, что на местах встречаются нормальные разумные чиновники. Но очевидно, что новые появляющиеся возможности будут использоваться все шире, поскольку они кардинально расширяют базу для взяток.

Еще раз кратко основное:
  • Большинство происходящих на селе изменений к худшему имеют глубокие системные корни, однако практически не встречается их анализ и, что важнее, анализ положительных редких примеров. А это (особенно второе) критично, если вообще говорить о попытке возрождения чего бы то ни было.
  • Т.е. крайне важно понять причины явлений, понять причины, почему где-то что-то сохранилось или было создано, чтобы развернуть ситуацию. Как правило те, у кого что-то получилось очень хорошо знают, почему это произошло, что им сильнее всего мешало и что им сильнее всего могло помешать. Однако массово люди пока не дошли даже до осознания, что деградация деревни - это проблема. Анализировать успешные случаи (например, чтобы сделать законотворчество более осмысленным) пока никто даже не пытается. Фактически нет ресурсов, где бы подобная информация была аккуратно собрана (и для того, чтобы продвигать тему их нужно создать). Понятно, что пока государству осмысленная деятельность в деревне не интересна, но есть шанс, что подобная ситуация не вечна, поэтому сбор подобной информации потенциально мог бы очень и очень помочь.
Как показала практика не так просто дочитать предыдущую большую статью :), поэтотому повторим вывод из нее: Сегодня каждому стоит знать свой ответ на вопрос: "Что я буду делать, если завтра продукты питания подорожают в разы?" Последний раз Европа переживала глобальное подорожание продуктов весной 2008 года, и тенденция такова, что в ближайшее время подобные скачки цен повторятся еще несколько раз (есть несколько серьёзных причин для этого, начиная от скачков климата и заканчивая возможными потрясениями экономик). По счастью, в последние десятилетия нас регулярно отучали надеяться на государство в этом вопросе, а значит нужно строить стратегии для своей семьи, своего предприятия, своего района, и чем раньше начать, воплощая решения в жизнь, тем проще будет это сделать. Кто-то купит домик в деревне и переселит туда родителей, кто-то договорится о поставках с конкретным фермером, кто-то профинансирует новое сельхозпредприятие. Важно не сидеть, ожидая пока грянет, а действовать, обеспечивая себя качественными хорошими продуктами. При этом, чем больше серьезных активных людей будут вникать в сложившуюся на селе ситуацию, тем сложнее станет чиновникам проводить текущую убийственную для деревни политику. А там, глядишь, и ситуация, наконец, изменится в лучшую сторону не только на словах.

информационные войны, общество, КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Previous post Next post
Up