Оригинал взят у
vbulahtin в
«Всем миром»_Гуманитарный груз_Спасение своих_почувствуй себя одним народом Из статьи В.О.Ключевского Добрые люди Древней Руси
статья:
"Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников.
...
При обсуждении участия, какое могут принять в деле помощи народу правительство, земство и общество, надобно разделять различные элементы и мотивы: экономическую политику, принимающую меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий, и следствия помощи, могущие оказаться невыгодными с точки зрения полиции и общественной дисциплины, и возможность всяких злоупотреблений. Все это соображения, которые относятся к компетенции подлежащих ведомств, но которых можно не примешивать к благотворительности в собственном смысле.
Благотворительность (в Древней Руси) была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья... Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать уменье и навык любить человека.
Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли в древней Руси все нищие и убогие, кто знает, может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость, подобно оставшемуся без посоха, на который он привык опираться; у него оказался бы недочет в запасе средств его душевного домостроительства.
Общественная благотворительность имеет свои преимущества: уступая частной милостыне в энергии и качестве побуждений, в нравственно-воспитательном действии на обе стороны, она разборчивее и действительнее по своим практическим результатам оказывает нуждающемуся более надежную помощь...
Тяжелые испытания привели к мысли, что государственная власть своевременными мерами может ослабить или предотвратить бедствия нуждающихся масс
крымские татары в XVI и XVII вв. сделали себе прибыльный промысел из разбойничьих нападений на Русскую землю, где они тысячами и десятками тысяч забирали пленных... Чтобы спасти и воротить домой этих пленных, московское правительство устроило их выкуп на казенный счет, для чего ввело особый общий налог, полоняничные деньги. Этот выкуп назывался «общей милостыней», в которой все должны были участвовать: и царь, и все «православные христиане», его подданные. "
В 1551-1679 это налог, который собирали для выкупа пленных ("полоняников"), главным образом из Крыма, взимался с окладной единицы - сохи в зависимости от фактических расходов.
С 1580-х гг. - постоянный оклад.
Полоняничные деньги собирались посошно с различных категорий земель. Освобождение от этого налога в тарханных грамотах встречается редко. До 1580-х полоняничные деньги взимались «по разводу», т. е. смотря по расходу на выкуп пленных, а в к. XVI в. стали окладным налогом (по 2 руб. с сохи)
В царствование Михаила собирались временно по особому распоряжению правительства. Потом этот налог стал постоянной и по Уложению 1649 г. собиралась ежегодно "со всяких людей", как тяглых, так и нетяглых, но не в одинаковом размере с людей разных состояний: посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, крестьяне дворцовые, черные и помещичьи вдвое меньше, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов только по 2 деньги.
...полоняничных денег в его время собиралось ежегодно тысяч по 150. Эту подать собирал заведовавший выкупом полоняников Посольский приказ
Получается - хоть и принудительно, но был отдельный налог, который заставлял чувствовать себя единым народом.
Живи ты хоть в Архангельске или Новгороде, ведай-не ведай, что это за крымские татары..., пока соотечественники в плену, пока государство и ты в том числе не можешь что-то противопоставить стихии (набегам крымских татар) - плати
Под катом годы, в которые происходили всевозможные военные спецоперации, в т.ч. связанные с Крымом и противостоянию Руси, России Крымскому ханству... ногайцам -- и спецоперации, в т.ч. по спасению своих, часто проходили там, где сейчас идет караван Белых Камазов
1502
1503
1505
1506
1507
1508
1509
1510
1511
1512
1513
1514
1515
1516
1516
1517
1519
1521
1524
1527
1531
1532
1533
1534
1535
1535
1536
1537
1539
1541
1542
1544
1547
1548
1550
1551
1552
1555
1557
1558
1559
1560
1561
1562
1563
1564
1565
1566
1567
1568
1569
1570
1571
1572
1573
1574
1576
1577
1578
1580
1581
1582
1584
1585
1586
1587
1591
1592
1593
1594
1595
1596
1606-1608
1609
1610
1611
1612
1613
1614
1615
1616
1617
1618
1619
1620
1621
1622
1623
1624
1625
1626
1628
1628
1632
1633
1634
1637
1640
1642
1643
1641
1644
1645
1648
1648
1649
1651
1652
1653
1654
1655
1656
1657
1658
1659
1659
1660
1660
1660
1661
1662
1663
1664
1665
1667
1668
1669
1670
1671
1671-1672
1672
1673
1674
1675
1676
1677
1678
1677-1678
1679
1680
1681-1682
1683
1684
1688
1691
1692
1693
1694
1696
1698
1711
1713
1714
1715
1716
1717
1718
1719, 1720,1721 и1722
1723
1724
1725
1726
1727
1728
1729
1730
1731-1732
1733
1734
1737
1739
1756-1763
1769