Оригинал взят у
vita_colorata в
Кружева Шантийи. Мантильи. Не забудь потемнее накидку, кружева на головку надень...
Французские производители стали поставщиками кружева в другие страны, среди которых Испания была не на последнем месте из-за популярности мантильи, которая в праздничном варианте была кружевной. Более того, испанская мантилья стала популярной и в других странах, что еще больше способствовало развитию кружевных предприятий.
История мантильи теряется в веках, но её расцвет начался с 17 века и мода от простолюдинок быстро перешла к аристократкам. Оно и понятно, красавицы махи выглядели так соблазнительно, что королевам хотелось им подражать.
Королева Мария-Луиза на портрете Франсиско Гойи в костюме махи.
Махи на балконе кисти Гойи наглядно демонстрируют, что мантилья в его время была не только черной.
Будем считать, что портреты Гойи тоже многое сделали для продвижения моды на мантилью.
Постепенно сложилась традиция, что белую и слоновой кости мантилью носили незамужние девушки, а черную - замужние дамы. И все одевали черную мантилью в Святую неделю в Великий Четверг и Святую Пятницу, с черным платьем.
Длина мантильи должна быть рассчитана так, чтобы в передней части быть по длине руки, а сзади не доходить до конца бедра. Чтобы сеньора, носящая мантилью, выглядела всегда достойно, при повороте головы в одну строну, мантилья должна прикрывать плечо противоположное повороту. Для этого она крепится потайными застежками на плечах. Что касается свадебных мантилий, то если свадьба проходит днем мантилью допускается одеть с коротким платьем, а если вечером - с длинным.
Мантилья одевается на высокий черепаховый гребень - пейнету, который делался из слоновой кости или черепахового панциря.
В чем-то образ испанки в мантилье перекликается с русским праздничным костюмом некоторых губерний , когда на высокий кокошник одевали фату.
Слово мантилья ведет своё происхождение от латинского mantillum и является родственником "мантии".
По одной версии история мантильи начинается в период завоевания Испании арабами, и праматерью мантильи считается восточная чадра. По другой версии, своим рождением мантилья обязана дамам легкого поведения, коими изобиловала Испания XVI века. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с "жрицами любви" издал указ под названием "Орденанс де Мансебиас", по которому девушки легкого поведения должны были покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей - мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король.
И этот интерес к мантилье у аристократок появился, когда мантилья стала кружевной. Кружева шантийи на мантильях смотрелись по-королевски.
Самый расцвет моды на мантилью начался во время правления королевы Изабеллы II (1833-1868), которая сделала мантилью любимым аксессуаром, а двор подхватил, поскольку королевы испокон веков были законодательницами моды для двора.
После свержения королевы, казалось, должна была быть свергнута и мантилья, но она стала символом протеста против власти новой династии - Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это стало историческим событием, известным как "La Conspiración de las Mantillas" (Заговор мантилий). Испанки вместо шляп демонстративно носили гребни и мантильи. Через три года король Амадей не выдержал и отрекся. Нежные кружева победили.
А как хороша Мария Луиза-Фернанда, инфанта, младшая сестра королевы. Портрет Винтерхальтера.
Выкройка у мантильи не простой конфигурации.
Кружевные края на мантильях испанки красиво называли "зубцы кастаньет" - puntas de castanuelas
Мантильи и кружевные шали, а также пелерины стали модными не только в Испании, и не только мантильи, Козьма Прутков передразнивал моду на испанское в стихах :"Дайте мне мантилью, дайте мне гитару, дайте Инезилью, кастаньетов пару..." и в пьесе, где главной героиней была прекрасная донна Ослабелла.
Но в мантилье из сумрачных кружев кто-то вечно спускается в сад.
В других странах дамы носили мантильи скорее как накидки и шали.
Портрет Франца Винтерхальтера
Дамы в испанских костюмах и мантильях остались на полотнах у многих художников.
Английский художник Джон Багнольд Бургесс.
Любопытно, что рисунок каймы на некоторых портретах похож, рисунки передавались из поколение в поколение.
На некоторых портретах заметно, как черные кружева мантильи сочетаются с черными кружевами на платье,
Великая княгиня Мария Николаевна
Пьер-Огюст Ренуар
Alejandro Christophersen Spagna 1866 "La mantilla blanca"
Хоакин Соролла. Портрет королевы Виктории Эухении. 1910 год.
Сеньора Урсула
Хулио Ромеро де Торрес
Русский театральный художник Александр Головин путешествовал по Испании, сделал несколько портретов испанок и создавал костюмы испанок.
Белые испанки Натальи Гончаровой.
Она писала неоднократно испанок.
Сохранились фотографии Жаклин Кеннеди в мантилье
И, конечно, испанка в мантилье не могда не привлекать модельеров.
Коллекция Кристиана Лакруа haute couture 2004
Выход невесты, которая у Лакруа похожа на статуи святых дев, которые стоят в соборах
Dior haute couture 2008
Cтелла Теннант в образе испанки.
Оскар де ла Рента
Наверняка женщина в мантилье еще вдохновит и художников и модельеров.
Продолжение следует.