Светильник Йоля

Dec 12, 2013 12:46

(Нем. Julleuchter), еще иначе называемый Подсвечником Йоля или Лампой Йоля - это полая четырехстенная башенка из керамики, которая в Германии еще известна под названием Светильник-башня (нем. Turmleuchter).

Стоит сразу же заметить, что все эти названия довольно условные, так как, увы, мы не знаем, как в древние времена назывался этот светильник, предназначенный для одной или нескольких свечей.

Впервые изображение йольского светильника было опубликовано в 1888 году в шведском журнале «Runa». В статье описывался оригинал, обнаруженный в XVI веке на территории провинции Халланд и в настоящее время выставленный в Нордическом музее Стокгольма. Аналогичные светильники хранятся в музеях Норвегии.

На современных йольских светильниках, как правило, со всех четырёх сторон вырезана руна Hagall (скандинавский вариант младших рун) и символ сердца. Реже вместо сердца изображаются руны Algiz или Uruz. Свеча может вставляться как в отверстие в верхней части светильника (если такое имеется), так и внутрь светильника.

Если говорить о символике огня, то сакральный образ пламени домашнего очага, огненного жертвенника или алтаря присутствует во всех уголках нашей планеты. Огонь воспринимался как выражение духа, жизни и божественного покровительства. В Литве, например, свято почитали Габию - огонь домашнего очага. Огонь воспринимали как частицу самого Солнца, а процесс зажжения или тушения сопровождался всяческими обрядами, заговорами, молитвами и другими традиционными действиями, о которых можно найти множество информации, потому на данном моменте останавливаться не будем. Символика огня Вечной памяти или символика почитания павших героев огнем, по всей видимости, тоже пришла к нам из далеких времен.

Символически образ башни также связан с образом священной Мировой горы в индоевропейской мифологии. В Индии это Меру, космологический центр Земли и Вселенной, вокруг которого вращаются небесные светила, а на нем живут могущественные боги. В одном из литературных древнеиндийских религиозных текстов существует описание, где говорится, что на горе Меру боги видят Солнце, которое днем движется по небу в сторону Севера, а ночью - в сторону Юга. Божественный день и божественная ночь - это как целый человеческий Год. Метафизическое понятие Меру имеет свои аналоги и в мифологии европейских народов (например, древнегреческий Олимп), но интересно то, что образ Мировой горы часто связан с Севером или северным направлением, а это уже дает нам повод ассоциировать символический образ Горы (Башни) с так называемой сакральной Осью жизни, Мировой Осью, Древом жизни в арийской космологии.

Не менее интересны трактовки изображенных на Светильнике Йоля символов. Упомянутая нами выше руна Хагал символизирует не только мир, но и переводится как "снег", "град". Абсолютно все снежинки подобны шестилучевому образу Хагал. Однако в средневековой англосаксонской рунической поэме упоминается не только разрушительный аспект града, но и превращение его через таяние в жизнь порождающую воду. Т.е., в некую генерирующую силу, которая оживляет Сердце Земли (мотив сердца на Светильнике Йоля) для новой жизни и для нового рождения. Такую символику можно интерпретировать и несколько иначе -в контексте германской мифологии рождения мира, когда Хагал (лёд, снег) в вечной борьбе с огнем (символ сердца) расшатывает или создает силу, ответственную за вечное космическое обновление и преобразование.

Не сохранилось никаких сведений, как в древние времена люди использовали Светильник Йоля, потому мы можем полагаться лишь на интерпретации исследователей прошлого века и гипотезы современных романтиков.

“Светильник Йоля” используются различными новоязыческими и ариософскими общинами во время различных ритуалов, в частности - на праздниках Солнцестояния и Равноденствия.

21-ого декабря, в канун Зимнего солнцестояния, сначала зажигается свеча внутри Светильника, что символизирует Солнце, находящееся в ином, не видимом потаенном мире. Это как символическая смерть Солнца, которое будет преодолено посредством нового рождения. Ближе к концу обряда, с помощью палочки огонь от нижней свечи через руну Хагал на северной стенке Светильника передается на верхнюю свечу, что символизирует процесс последующего солнечного перерождения и преобразования Всего. Утром все радуются новым появлением Солнца на небе, дарят подарки, произносят праздничные речи.

В истории этого светильника есть и такая неоднозначная графа как причастность к мистическим изысканиям Третьего Рейха.
С подачи президента оккультного общества “Анэнэрбе” было введено обязательное использование “Светильников Йоля” в различных ритуалах СС.
После того как в 1939 г. Фриц Вайтцель упомянул светильник в своей рекомендательной брошюре "Проведение годовых праздников
в семье СС" - светильники Йоля начали изготавливаться в созданной по приказу Гиммлера и подвластной СС мануфактуре фарфоровых изделий Алаха. С каждым годом выпускалось всё больше светильников Йоля и всё больше их дарилось семьям членов СС.








новогоднее

Previous post Next post
Up