"В ожидании варваров", Кутзее

Apr 08, 2014 21:42


Почему мы утратили способность жить во времени, как рыбы живут в воде, а птицы - в воздухе; почему мы разучились жить, как дети? В этом повинна Империя! Потому что она создала особое время - историю. Тому времени, что плавно течет по кругу неизменной чередой весны, лета, осени и зимы, Империя предпочла историю, время, мечущееся зигзагами, состоящее из взлетов и падений, из начала и конца, из противоречий и катастроф. Жить в истории, покушаясь на ее же законы, - вот судьба, которую избрала для себя Империя. И ее незримый разум поглощен лишь одной мыслью: как не допустить конца, как не умереть, как продлить свою эру.

Новый для меня автор и сразу же в любимые.
Книга вне времени и вне географических границ. Книга, ставящая диагноз, вскрывающая гнойники на теле империалистических государств, тех, что пытаются побороть собственные страхи путем уничтожения других народов, путем пыток, изнасилований, издевательств над так называемыми варварами. Все эти преступления совершаются из-за страха завершения правления империй.

Книга, задающая множество вопросов скорее политикам, чем нам. Но им автор не доверяет. Он обращается к нам. Пытается достучаться до рядового читателя, независимо от того, где, в какой реальности он живет. Обращается к совести человека, живущего в спятившем от жестокости мире, человека, единственным инструментом выживания которого является понимание окружающей действительности, поиск своего места в этом мире, в мире, который пытается этого человека уничтожить. Цель этой книги -- кропотливое строительство общественной совести, состоящей из сознательности отдельно взятых людей.

Как, скажите, искоренить презрение, особенно если в основе его лежат такие ничтожные причины, как разная манера вести себя за столом и некоторое несходство в строении глазного века?

Не правда ли, актуально? Как научиться уважать другого человека не за что-то, а просто за то, что он человек?

Кутзее откровенно пишет о пытках, издевательствах, о сексуальном желании, о сомнениях, о природе чувств, о моральном разложении и деградации, о жестокости, о странной тяге толпы лицезреть пытки и участвовать в них. Это нелегкое, но необходимое чтение. Необходимое прежде всего для нас самих, для осознания, для самовоспитания, для обучения других неприемлемости шовинизма, какой бы то ни было дискриминации и связанных с этим унижений и преследования.

В этой книге нет положительных персонажей. Если с антигероем все понятно (вся жестокость и ненависть сосредоточены в полковнике), то судья, который ему противостоит, обладает омерзительными качествами, несмотря на свою роль так называемого героя и защитника варваров. Увы, такова человеческая природа с точки зрения автора.

Я был олицетворением лжи, которой Империя тешит себя, когда в небе ни тучки, а он [полковник]- та правда, которую заявляет Империя, едва подуют грозные ветра. Я и он - две ипостаси имперского правления, не более того.

Империя в тревоге ждет нападения варваров, но

Весть с границы: варвары не пришли,
Варваров вовсе и не было.
Что теперь будет?
С варварами была хоть какая-то ясность.
(Кавафис)


зарубежная литература, Кутзее, книги

Previous post Next post
Up