Человеку, хоть раз бывавшему в местах скопления Russian souvenirs и иностранцев, не надо напоминать ассортимент этих магазинов. Матрешки, шкатулки, водка... Не секрет: первые и последние появились в нынешнем виде не из глубины веков. Про 40 градусов - открыл Менделеев, да и матрешку слизали в конце XIX века у японцев.
Про лаковые росписи - уже интереснее. В частности, про роспись из Мстёры, которую я видела во Владимирском музее. Мастерские - там и в Палехе - были открыты в 20е-30е годы XX века, под влиянием федоскинских миниатюр, широко к тому времени известных, и того факта, что мастерам-иконописцам надо было зарабатывать на хлеб.
Задолго до того, после раскола в русской церкви при патриархе Никоне, часть жителей Мстёрской слободы составляли старообрядцы, что оказало значительное влияние на характер мстерской иконописи. В одном из своих направлений она постоянно тяготела к подражанию старинным образцам, к их прямому повторению. Мастера создавали иконы в древних стилях - новгородском, московском и строгановском.
Правда, с количеством выпускаемых икон к концу XIX века качество несколько снизилось. Искусство иконописи в начале XX века оказалось обезличено ремесленностью.
Остался навык изображения ярких цветных росписей и иконок для народного потребления.
А советская власть принесла
уже совсем другие сюжеты.
Например, Чапаева. 1936г.
(Картинка=ссылка, открывается в новом окне)
В доме отдыха. 1933г.
Переправа. 1948г.
Строительство газопровода. 1959г.
Веселые доярки. Тогда же.
Приезд молодых специалистов. 1962г.
Имхо, шедеврально "Форсирование Днепра".
Не хочется вешать на все это действо ярлыки, типа "недо-соц-арт" etc, просто скажу, что сочетание интересное.
Мне запомнилось.