Wasserman The Brand

Dec 06, 2008 00:57


Маленькое отступление: во мне гибнет фольклорист.

Анатолий Вассерман - знаток, журналист, человек с уникальными привычками и манерами, чей образ не столь давно превратился в интернет-мем.  С портретами Анатолия начали выпускаться футболки, проект УПЯЧКА.РУ считает его - под именем Онотоле - Великим, "следящим за тобой" и "каг бэ негодующим", если что-то не так.

Обратимся к "фактам":

"Большой Адронный Коллайдер - любимая детская игрушка Анатолия Вассермана.
На японском языке фамилия Вассерман пишется двумя иероглифами, один из которых означает «мозг», а второй «всемогущий».
Когда Анатолий Вассерман хочет куда-то пойти, то он туда не идёт, а двигает вселенную навстречу себе."

Похожими наборами фактов были отмечены Чак Норрис (традиция пошла с англоязычных сайтов в 2005 году), потом - уже на русском языке - Владимир Путин, Михаил Боярский, суровые челябинские мужики. Что интересно, персонажи стали связаны родственными узами: в кино роль Путина играет его брат-близнец Чак Норрис, Чак Норрис же является на самом деле хомячком Анатолия Вассермана (при желании можно найти еще образцы).

На что это похоже с первого взгляда? На иронию над всемогущими персонажами кино, героями комиксов и боевиков. На своего рода осмысление литературы, кино и комиксов ХХ века. Что остается тем, кто не умеет спасать мир, летать и играючи обращаться со всеми видами оружия? Грустный смех:

«ЫЫЫЫЫЫ, завидно. хочу такую же жилетку с мириадом кармашков, и форматировать вселенную.» *

Реальные персонажи становятся медийными, приобретая сверхспособности. "Онотоле" становится "нашим всем". При попытке развенчать реального персонажа и дать ссылку на статью-интервью с героем возникают реплики

"блин ты че так грузишь... ведь поклонники толика не такие умные как он...(((" *

Возникает сильное искушение списать подобные превращения реальных людей в сетевых персонажей на постмодерн, ломку авторитетов, "смерть автора", "симулякры" и т.д.. Но давайте без модной зауми, не будем умножать сущностей без необходимости.

"Все высокое неизбежно утомляет. Устаешь смотреть вверх, и хочется опустить глаза книзу. Чем сильнее и длительнее было господство высокого, тем сильнее и удовольствие от его развенчания и снижения."
Это не постмодернисты. Это Михаил Бахтин, цитата из работы "Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса."

Вспомним "Гаргантюа и Пантагрюэль", роман, писавшийся в середине XVI века, основанный как на фольклорной традиции, так и на опыте автора. Сравним наших медиаперсонажей с Гаргантюа, чей пенал равнялся по величине и объему колонне здания храма, чернильница висела на толстых железных цепях, и вместимость равнялась стоимости бочки, а кобылица мочится настолько обильно, что затопляет окрестные равнины вместе с шайками врагов.
Сам Гаргантюа считает летящие в него ядра виноградинами и не обращал на них никакого внимания, а масштабы съеденного и выпитого им поражают воображение.
Нет ли сходства с невероятным ударом Чака Норриса или всё-вмещающей жилеткой Вассермана?
В обоих произведениях подчеркивается роль "телесного низа": обыгрывается девственность персонажа (или шутки про оргазм как Большой взрыв, про секс с Новодворской) - наравне с всемогуществом мозга. Как и шутки про вытирание пятой точки перфокартами параллельно со считыванием с них секретной информации. Объединяется смех и над повседневными привычками реального человека (жилетка, борода, обладание множеством познаний), и над техногенными реалиями (вроде андронного коллайдера), и над интернет-действительностью (объемами информации в Гугле и Википедии).

Традиции - живучая вещь, как и роль юмора в жизни общества. Средневековые приемы шутовства и гротеска применяются уже не к традиционным персонажам, но к новым героям, становящимися популярными. Только, пожалуй, отличие народных сказок и анекдотов от Интернет-мемов - в сроке жизни: Интернет-мемы устаревают после полутора-двух лет использования. Кризис "проекта Просвещения", возврат к Средневековью, о котором пишут и рассуждают философы, проявляется в юморе, с которыми мы сталкиваемся в интернете практически каждый день. Надо только присмотреться.
А пока что - Божество Упячки снисходительно посматривает на это с небес.

* - цитаты из обсуждения Анатолия на vkontakte.ru. Бесценный социологический источник, ящетаю.

наблюдения, фольклор

Previous post Next post
Up