КАРТИНКА 14. ЛЕГЕНДА О НЕРПАХ И ВОЛКАХ ( НАЧАЛО)

Apr 02, 2017 18:16





Лиелвардские пояса.

В городской квартире неожиданно раздались звуки рынды. Корабельный колокол, висящий в гостиной, призывал всех приглашенных на обед. В дверях появилась хозяйка дома, Мила, с огромным блюдом, на котором возлежала значительных размеров щука, фаршированная подкопченным лососем по фамильному рецепту Луганских. Марк Иосифович из рук жены подхватил красавицу-рыбину, купающуюся в тёмно-бордового цвета свекольном желе, и гордо двинулся с ними обеими в столовую, ведя нас за собою.

[Spoiler (click to open)]
Он водрузил блюдо посредине стола, и мы все расселись на свои стулья. Мила начала весело щебетать, предлагая выпить за встречу, но хозяин дома почему-то явно нервничал. После тоста он вдруг встал, закрыл окно в столовой, приспустил шторы и раздвинул французские стеклянные двери в гостиную. Мы с Артурсом посмотрели друг на друга и весело рассмеялись. Ничего не изменилось за эти тридцать лет!

Марк все так же зашторивал окна от солнца, закрывал их от шума и комаров, открывал двери и контролировал внутреннее пространство дома, а Милочка любила ветер и свет, закрытые двери, и была готова упорхнуть в неизвестном направлении, так ничего и не взяв с собою. Она жадно вдыхала свежий ветер перемен и предпочитала общение с миром настоящего и будущего, а он видел лишь стабильное пространство прошлого, из которого сквозили воспоминания или приходили гости. Абсолютно два разных человека, они были идеальной парой, и их дом представлял собой этакий  непотопляемый никакими историческими цунами ковчег.

-   Ну-ка, ну-ка, повтори, что надо предпринять, чтобы стать таким богатым, как ты?- спрашивал Артурс слегка захмелевшего Марика, при этом аккуратно разделывая в своей тарелке вилочкой кровяную колбасу.

-   Слушай, я тебе дарю очень простой совет,- отвечал своему старому другу хозяин дома. - Если хочешь стать богатым  - купи денежное дерево, поставь его в западной части своего дома и ухаживай за ним. Хоть что- то начни делать сам регулярно и обязательно!

- Какой ты, умный, муж! А что надо сделать, чтобы стать красивой?- стала кокетничать Мила, намазывая на клонюмайзель толстый слой гусиного паштета.

-    А чтобы быть красивой - перестань много есть, начни заниматься спортом, улыбайся всем и говори приятные вещи - либо станешь красивой либо перестанешь хотеть ею быть, - рассмеялся Марк и поцеловал надувшую губки жену.

-   А что это ты, Артурс, даже не попробовал фаршированную щуку?- почти обиженно поинтересовалась Мила.

-   Знаешь на прошлой неделе прилетел из Иркутска мой друг и привёз байкальского хариуса и омуля, и я так объелся вкусной рыбы, что у тебя налегаю на ржаной хлеб и кровяную колбасу. Ну, что, Марк, повторим во водочке с хреном!

-   А почему ты нам ничего не сказал, омуля пожалел, обжора? Или там более таинственная история? - заинтересовался Марк, закусывая после выпитой рюмки стремижкой.

-   Вы знаете, что моя бабушка жила в рыбацком селении рядом с мысом Колка, где встречаются Балтийское море и Рижский залив, и где мои предки ливы на косе в ненастную погоду разжигали костры и заманили корабли викингов, за что и почитались ими за грозных разбойников. Так вот она рассказывала мне сказку о том, что когда то здесь жил народ, который в море плавал нерпами, а на суше бегал волками. И пришёл этот народ на наше море с другого только пресного моря, которое находилось очень далеко за большими горами. Я вырос и благополучно забыл эту легенду, а вот два года тому назад, зная мои ливские корни, ко мне обратились с предложением поработать оператором при создании фильма о древней истории ливов. Я приехал в Лиелварде, небольшой город, что расположен в пятидесяти километрах от Риги, точнее в их музей, где собрана уникальная коллекция предметов быта ливов. И там, снимая ливские пояса, я вдруг увидел, как наяву, видение берега моря с дюнами и соснами, что напомнило мне родную Колку и бабушку, и я вспомнил забытую мною легенду о нерпах и волках.



Балтийская нерпа

Я прочитал, что действительно, нерпы живут не только в Балтийском море, но и на Байкале, и что средний вес их и размеры равны весу волка. И я подумал, что возможно ливы, которые считаются представителями финно-угорской группы, пришедшей с Южного Урала, имели свои древние корни на Байкале. Самое трудное было, как в в известном анекдоте, найти в Иркутске латыша, который бы захотел мне помочь, а не посчитал за сумасшедшего. Удача сопутствовала мне, и я познакомился с парнем из Иркутска по имени Пётр Берзин, который прилетал в Ригу разыскать родственников своего деда-латыша, сосланного под Иркутск  Советами сразу после раздела Латвии между СССР и немцами.

Когда мы познакомились, я показал ему, сделанные мною фото орнаментов ливских поясов, и Пётр по возвращении в Иркутск через несколько месяцев прислал мне фотографии узоров, вышитых на национальных одеждах, и что самое интересное, вырезанных или нарисованных на фасадах деревянных домов в сёлах староверов, живущих вокруг Байкала и в Бурятии. Так вот, узоры староверов совпадали с отдельными фрагментами орнаментов ливских поясов.  - сделал паузу в своём рассказе Артурс.

Мила  толкнула меня ногой под столом, округлила глаза и многозначительно произнесла:

-   Ну, что ты молчишь, Пропажа, пояс своей тёти Оли принесла, покажи его Артурсу! Он тот человек, который может тебе помочь!

Да, сюрприз у моей подруги удался на славу, я сидела поражённая тем, как помимо моей воли сам по себе разворачивался увлекательный роман моей дороги. Я принесла из прихожей свою сумку, открыла её и протянула Артурсу “змеиный” пояс, подаренный мне папиной сестрой. Он внимательно осмотрел мой пояс и произнёс:

-   Знаешь, если ты хочешь узнать об этом по-больше, то тебе надо ехать в Лиелвардский музей, там самая большая коллекция поясов ливов, а я тебя готов туда отвести завтра утром и познакомить с хранительницей музея. Тем более, что скрывать - твоя подруга, Милочка, своими нежными пальчиками выкрутила мне сегодня утром уже всё, что можно и нельзя, объяснив, что тебе обязательно надо завтра утром попасть в этот музей. Так что, я позвонил туда и договорился о нашей встрече!

Дальше речь пошла о детях и внуках с показом их фотографий, а потом долго пили чай с эклерами и ватрушками.

В восемь часов утра следующего дня в моем гостиничном номере раздался телефонный звонок, и голос Марка в трубке произнёс:

-   Доброе утро, родная! Труба зовёт в дорогу, мы ждём тебя внизу вместе с Артурсом и полной корзиной вкуснотищи для пикника! Спускайся! Погода сегодня очень солнечная и редкая для этого времени года, да, вообще, для Риги, вечно живущей под моросящий дождём и ветром.

В фойе гостиницы меня ожидали мои друзья в полном составе, во главе с Милой.

-   Здравствуй, дорогая, как отдохнула, надеюсь гуляющие по Старой Риге туристы не мешали тебе спать! - приветствовала меня Милочка, обняла и расцеловала в обе щеки. - План у нас следующий. Сейчас едем по дороге на Даугавпилс. Лучший в мире кофе и маленькие бутербродами с ржаным хлебушком для первого перекуса в пути у меня с собой. Потом доезжаем до замка Улдевена, где устраиваем маленький пикничок, а в полдень нас ждут в музее Андрея Пумпура, там коллега Артурса по его фильму расскажет нам о лиелвардских поясах! Уф! Кажется ничего не забыла!- обрисовала она для нас всех перспективы сегодняшнего дня. - Да, все вопросы м пояснения в машине, - тут же выпалила Мила, видя что я открыла рот.

Мы чудесно разместились в мерседесе Марка, причем я с Артурсом расположилась на заднем сидении, что позволяло мне беспрепятственно общаться с ним во время предстоящей поездки.

-  Ну, рассказывай, Артурс, наконец-то про замок Улдевена, и почему мы вначале едем туда, а не в музей?  И причем тут твой фильм об истории ливов? И что таинственного в этом народе и их поясах? И…- начала тут же задавать вопросы Мила, повернувшись на переднем сидении машины к нам лицом.

-   Милочка, прошу тебя прервись, я все понял, и расскажу то, что знаю. Я если потом будут ещё вопросы, то вы зададите их мне на пикнике. Иначе ты можешь сломать шею, все время поворачиваясь к нам, а Марк куда-нибудь врежется, а я хочу еще прожить сто лет, как мои ливские предки, - полушутливо начал свой рассказ Артурс.

-  Как я вам уже вчера рассказал, мои предки были ливами-рыбаками с мыса Колка, и когда я вырос и стал интересоваться своими корнями и родом, я начал искать какие-нибудь знаки того, что ливы пришли на побережье Балтики и берега Даугавы с территорий, связанных с  озером Байкал. Мой друг из Иркутска, Пётр Берзин, привёз мне фотографии традиционных орнаментов староверов, которые совпадали с отдельными фрагментами поясов ливов, хранящихся в музее Андрея Пумперса в Лиевалварде. Кроме того, Пётр записал для меня на диктофон предания и легенды, поведанные ему староверами из Бурятии, прослушав которые для меня стали понятны многие загадки ливов. Оказывается, у староверов Сибири есть предание, что давным-давно в течение нескольких тысяч лет существовало “государство” под названием “ Арда Великая”, границы которого простирались от Балтийского Поморья до Алтая и Бурятии, и жили там люди, так называемого Коло-этноса. Эти люди считали себя потомками “звёздных пришельцев” с далёкого мира под названием Кола. Староверы и казаки созвездие Большой медведицы называли - Кола, а Полярную звезду величали Прикол-Звезда. Кстати, самоназвание скифов - сколоты, то есть связано опять же с “коло”. Скандию же на древних античных картах называли Германской Скифией. Но больше всего меня зацепило в рассказе одного из староверов то, что начертанное руническое письмо было распространено у простого люда, а вот “знающие” люди передавали письмена в виде вязания, а хранили тайные книги в виде поясов или полотнищ.

Представляете, ребята, и после этого у меня выстроился очень понятный ассоциативный ряд, связавший воедино и эпос, созданный Андреем Пумпурсом, и лиелвардские пояса, тайну которых тот же Пумпурс пытался разгадать.

-   Артурс, извини, пожалуйста, ты оперируешь понятными и очевидными для тебя именами, а для меня они звучат впервые, поэтому, давай начнем с терминов, как говорят на защите диссертации,- попросила я Артурса поподробнее углубиться в тему.

-   Хорошо, я понял, очень кратко расскажу, остальное будете смотреть в интернете сами.

Андрей Пумпурс был интендантом крепости в Даугалпилсе и родом из одного хутора близь Лиенварде, дружил с народовольцами и увлекался идеей национального  освобождения Латвии. Он стал по крупицам собирать сказания и легенды ливов, тем более что в середине девятнадцатого века ливы были малочисленны, но еще существовали и общались на своем языке. Проживали они наиболее кучно по берегам Даугавы, причем лиенаварды из всех ливских племен были самыми свободолюбивыми и непокорными, не раз убивая в первые века прошлого тысячелетия миссионеров, пытавшихся обратить их в христианство, и отправляя их трупы на телегах с деньгами в виде откупного. Скорее всего “лиелварде” произошло от скандинавского “варде” - пристань, ведь место было уникальным - одной из ключевых точек торгового пути из “варяг в греки”. Здесь варяги платили ливам деньги не только за возможность дальнейшего проезда по Западной Двине, но и нанимали лоцманов или кормщиков. Поэтому в десятом-двенадцатом веках ливы были очень богаты, что вы и увидите в музее, глядя на национальный костюм древней ливки, на котором находилось до нескольких килограммов серебрянных, а иногда и золотых украшений.



Битва Лачплесиса и Черного рыцаря.

Итак, Андрей Пумпурс написал эпическую поэму “ Лачплесис”. Лачплесис - мифический богатырь, рожденный, как вы думаете кем? Ну, смелее, распахните своё сознание, не бойтесь показаться смешными детьми! - подначивал нас Артурс.

-   Неужели Лачплесиса родила медведица! - воскликнула я, поскольку для Милы и Марка это было очевидным фактом.

-   Да, Лачлесиса родила медведица, и он носил медвежьи уши, дававшие ему огромную силу, что косвенно подтверждает рассказ староверов о далёких “звёздных предках” с Большой Медведицы. Причем к мысли о том, что матерью Лачлесиса является медведица, Пумпура привело тщательное изучение ливских поясов и общение с “прялками”, с теми кто прял эти пояса. Но поскольку тех, кто не копировал, а умел создавать пояса, в живых уже нет, и поговорить мне было не с кем. Я стал смотреть на звёздную карту большой медведицы, и в её описании нашел фото галактики Вертушки, которая была открыта в 1781 году.

-  И что? Ты узрел особенного в изображении этой галактики? - совсем обалдевши от рассказа Артурса спросила Мила.

-   Ха, ты не за что не поверишь! Я увидел классический многолучевой коловрат, который я много раз лицезрел на ливских поясах. Возможно, Пумпурс и видел рисунок этой галактики тоже, ведь почему-то он интересовался астрономией!!!




Фото галактики Вертушки.

-   Ты хочешь сказать, друг мой,- не выдержал и вступил в беседу Марк,- что Пумпурс продолжил традицию своих предков и зашифровал в своей поэме некие сакральные знания, а ливские  пояса - это хранилище этих знаний, в том числе, если уж совсем оторваться от реальности, возможно там записан путь и история “народа с Большой Медведицы”.

-   Да, ребята, а ведь латыши очень спокойный народ, а сколько темперамента! - воскликнула я. - Но расскажи немного больше о других персонажах поэмы, о музее.

-    Красивая и властная ведьма Спидола полюбила Лачлесиса, и поэтому она пыталась то сгубить его, то спасти. Ведьмы или ведуньи занимали очень важное место в жизни ливов. Они летали на ступах на большие расстояния, и “бранились” с врагами ливов, например, со жмудью, а еще ведуньи плели пояса и сопровождали лодьи варягов вплоть до волоков в Днепр. Ведьмы были потрясающе красивы и сами выбирали себе мужчин. Причем после христианизации ливов и уничтожения ведьм, которых сжигали на кострах, распинали и топили крестоносцы, сила и цивилизация ливов резко пошла на убыль, а путь “из варяг в греки” перестал существовать. Последней ведьмой с огромными зелеными глазами была легендарная Кача.

-   Как интересно, похоже, что ведьмы были действительно ведуньями и знали пути, возможно что пояса служили еще и картами, воспользоваться которыми могли только ведьмы,- задумчиво произнес Марк.

-   Конечно, как про ведьм с большой грудью и зелёными глазами, так ты все знаешь, муженёк дорогой! - подколола Марка Мила.

- Ну, а дальше, то что было в этой поэме, в чем суть? - пыталась я направить разговор в прежнее русло.

-   Далее, Лачлесис вызывает на бой Черного рыцаря, символизирующего захватчика-крестоносца, сражается с ним, и оба они падают в Даугаву, где, как скажет вам экскурсовод музея, они сражаются в параллельном мире до сих пор. Так вот, на месте разоренного городища ливов в середине тринадцатого века был построен замок Рижского Донского капитула, впоследствии ставший замком Рижского архиепископа. Сейчас сохранились только его развалины, кстати восстановить которые пытались много раз, но всё время происходили какие-то истории со строителями. Так что место там непростое!

-  А что музей, разве он расположен не в древнем замке?- опять встряла я в разговор.

-   Нет, музей был создан энтузиастами в конце прошлого века, ха-ха, как смешно звучит, ведь мы то же люди прошлого века, в тенистом парке на берегу Даугавы в старом амбаре, и был посвящен знаменитому земляку и поэту Андрею Пумпурсу, героям его эпической поэмы, ну, а потом постепенно стал музеем быта и культуры ливов. Там вы увидите и огромный камень- постель Лачлесиса, и ступу ведьмы, и предметы быта и национальных костюмов львов, но все это, как правило, воссозданные или не очень древние экспонаты. Истинной сокровищницей этого музея является древняя коллекция лиелвардских поясов, причем я договорился нам покажут подлинные пояса тринадцатого-четырнадцатого веков, тканные еще ведьмами ливов.


ПУТЕШЕСТВИЕ ВНУТРИ СЕБЯ

Previous post Next post
Up