ЧИТАЯ СОФИЮ АГАЧЕР. ПАМЯТИ ЛЬВА АЛЕКСАНДРОВИЧА АННИНСКОГО

May 30, 2024 18:20



30 мая 2018 года, ровно 5 лет тому назад, в Московском Доме Книги на Новом Арбате прошла презентация моей книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке».

[Spoiler (click to open)]
Мою книги читателям представлял последний великий советский и российский литературовед, писатель, культуролог и литературный критик Лев Александрович Аннинский.

Лев Александрович писал рецензии на произведения Василия Аксенова, Василия Гросмана и многих других выдающихся советских писателей, а последнюю свою рецензию он написал на Софию Агачер.

В своей рецензии, которую я хочу опубликовать ниже, Аннинский спрашивает:

  • Ромка, ты чего хочешь?

«Я хочу, чтобы у каждого был друг».

Это мечта… И это смысл бытия».

Сейчас весь тираж книги Софии Аначер «Рассказы о Ромке и его бабушке» практически продан.

Последние экземпляры книги для семейного чтения с великолепными иллюстрациями - фотоколлажами, созданными из 1200 фотографий, где настоящие все: и Ромка, и бабушка Соня, и морская львица Марина и даже Грустный телевизор - еще можно приобрести в МДК на Арбате.

А в электронном и аудиоформате книгу можно прочитать и прослушать практически на всех площадках от Ридеро до Литрес.

Лев Аннинский. Читая Софию Агачер.

Что в грядущем предчувствует Ромка?

Ромка - герой «Рассказов о Ромке и его бабушке». Автор рассказов - София Агачер. Это - псевдоним; настоящая русская фамилия отставлена, когда рассказчица решила покинуть Россию и переселилась на Запад. Насколько я понимаю, русский тираж её текстов отпечатан в Чикаго.

Почему уехала? Или ей мало дала Россия? Белоруссия, ещё неотделимая от России? Успешно закончен в Минске Мединститут. В Москве -  аспирантура. Диссертация, учёная степень…

В Перестройку не нашла своего места? Нашла

Повторила участь своей страны и начала заниматься предпринимательской деятельностью. В течение десяти лет возглавляла ряд довольно успешных фирм.

А потом довольно неожиданно для себя начала писать. Под псевдонимом София Агачер. И  эмигрировала из России.

Что подвигло на такую перемену судьбы?

«Будучи реаниматологом, я хорошо знаю развитие этапов перехода из одного состояния в другое. Как и в случае смерти человека, когда это переход души из связанного состояния в свободное, так и в случае гибели страны происходит, как сейчас говорят модные политологи, " полная смена элит". Заново рожденное государство, подобно человеческому младенцу, уже имеет новую душу и своих родителей, которые помогают ему вырасти и окрепнуть. " Старая элита" начинает тормозить дальнейший процесс развития и вынуждена менять свою " сферу обитания". Наиболее активная предпринимательская прослойка девяностых, начинает в нулевые, в основном насильственным путем, отдавать свой бизнес государственным и силовым структурам, а сами уходят от предпринимательской деятельности, начиная пробовать реализовывать свой накопленный потенциал в иных сферах человеческой жизни, в т ч и в творчестве. Но все это я уже понимаю сейчас, глядя на происходившее в нулевые через призму времени и расстояния, пройдя за последние двенадцать лет потери и болезни.»»

Довольно неожиданно для себя три года тому назад, начала писать короткие рассказы, эссе, очерки и путевые заметки.

Чего же не хватило в России?

«Разлом великого государства выбросил большое количество энергии, которая закружила всех и вся, перемешала и изменила судьбы. Ученые, врачи, инженеры, учителя ушли «в иные сферы деятельности, пытаясь упорядочить хаос и организовать свои отдельные миры»

О том, как организовались эти новые миры и куда идёт освобождающаяся энергия, - все мысли подрастающего внука, кареглазого подростка Ромки. То есть речь о том, чего нам всем ждать в будущем.

Первая характеристика наступающего чаемого мира - этот мир должен быть единым. «От Москвы до  Чикаго», далее везде ни границ, ни запретов!  Никогда человечество ещё не мыслилось таким единым, как теперь, в эпоху отказа от мировых войн. Границы настежь!. Путешествуй, куда хочется. Упивайся маршрутами. Иногда в устах Ромки  эти главы читаются как поэмы. Например, о поездке к умным китам, что обитают у западного побережья Мексики…

Вторая черта мироздания, чаемого в мечтах и грёзах: оно будет эмоционально едино. Люди и животные живут ведь в домашнем согласии. Кошки и собаки - само собой, в полном единодушии с людьми. И тут же - какие-нибудь близживущие еноты. Или дельфины. И вообще всё живое - не в агрессивном междоусобии и борьбе за место по солнцем, а в  неопробованном ещё мировом единстве всего сущего.

Ромка, ты чего хочешь?

«Я хочу, чтобы у каждого был друг» -.

Это мечта…  И это смысл бытия.

И наконец, третья черта взыскаемого благоденствия - переменившееся каждодневье.

Советское детство и юность всё ещё вспоминает Ромкина бабушка Софья. «Во Дворцах пионеров воспитывали только звёзд», - а родители от зари до зари были на работе или просиживали часами на партийных, профсоюзных и иных собраниях, делая вид, что творят историю».

А сегодня?

Сегодня - «будний, предпраздничный день, и Капитолий (в американском Лансинге Л.А.) живёт своей обычной жизнью: в залах идут многочисленные заседания комиссий…»

Я подозреваю, что и участники этих нынешних заседаний уверены, что творят историю.

Что в сознании Ромки остаётся от оставленной России с её неимоверно трудным для изучения языком? Воспоминания о раннем детстве? Или ощущение новой реальности?

Я думаю, и то, и другое. По контрасту. И по неразрывности.

Если рассказы Софии Агачер будут публиковаться в русских литературных журналах (что я журналам искренне рекомендую), - в них оживёт неистребимая русскость. И будет воспринята нашими теперешними читателями.

Но к делу! Вот бабушка Софья, идя в губернское Правление, по давней привычке  собирается заказать пропуска себе и внуку.

Внук успокаивает:

- Бабушка, не волнуйся, ты же идёшь со мной!

И ведёт бабушку! А потам сам идёт по правительственным апартаментам, как хочется.

Тут, у собственного кабинете, и застаёт малолетнего гостя губернатор. И вместо того, чтобы вызвать дежурного охранника и отправить Ромку за пропуском куда следует (как было бы в советскую эпоху) хозяин кабинета начинает дружелюбно расспрашивать мальчишку о его делах… И Ромка не удивляется - в новую эпоху это в порядке вещей.

Не этот ли чаемый порядок вещей  побуждает Софию Агачер оставить Минск и Москву и получить в качестве места жительства (и творчества) Чикаго, а затем весь мир?..

И мир он получает!

Каким образом?

«Я, бабушка. теперь знаю, как «оживлять предметы. Просто для каждого человека или вещи надо создать свой мир».

И Ромка, как это и принято на Западе, «приручает» брошенный кем-то во дворе телевизор.

«Я открою аккаунты в социальных сетях под именем «Грустный телевизор» и начну выкладывать его фотографии и писать от его имени, что он чувствует. Просто для каждого человека или вещи надо создать свой мир, а ещё лучше бизнес-проект, который будет кому-то нужен».

У меня нет сомнений, что Рома, подкованный Западом, преуспеет в своём бизнес-проекте.

Но почему называется этот его теле-бизнес-проект - «Грустный»?

Заново рожденное государство подобно человеческому младенцу, оно уже имеет новую душу…».

Можешь переселяться или идти гулять по всему миру. Мир -  другой! Но душа - всё та же. Иначе и говорить не о чём. Другая душа - это другая история.

23 апреля 2018 года


РЕЦЕНЗИЯ ЛЬВА АННИНСКОГО

Previous post Next post
Up