София Агачер (Елена Васильевна Клименкова) - потомственный врач, писатель, чьи книги получают международное признание, общественный деятель, пропагандист семейного чтения, организатор и идейный вдохновитель. Международного литературного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники!», а также фестиваля детских театральных коллективов “Живая Книга”.
- София, вам всегда нравилось писать? В какой момент вы решили, что книге бумажной, напечатанной пора увидеть мир?
- Да, я дружила со словом всегда. В школе любила писать сочинения, в том числе и на свободную тему. К тому же я - врач, а врач - человек слушающий и пишущий. С врачом откровенничают чаще, чем с другими, а врач слушает и записывает историю своего пациента… Я давно заметила, что врач всегда стремится к тому, чтобы создать для истории пациента хороший финал. Это глубокий и полный смысла труд. Сколько известных писателей были врачами - Чехов, Конан Дойль, Сомерсет Моэм, Михаил Булгаков… Сначала я писала истории пациентов, научные статьи, диссертации и другие «нехудожественные» произведения. [Spoiler (click to open)]
А потом я сломала ногу и начала работать над прозой. Писала для себя, для своих, о том, о чем действительно хотелось рассказать. Потом появились электронные журналы в интернете, я завела свой аккаунт в «Живом журнале» и делилась написанным там. А потом родилась и первая бумажная книга.
- Ваша первая опубликованная книга «О Ромке и его бабушке» посвящена внуку. Как он относится к тому, что стал героем книги?
- Мой внук Ромка родился в Америке и никак не хотел учить русский. Лучший инструмент договориться с ребёнком - делать что-то интересное вместе с ним! И мы с Ромкой начали игру в написание книги как полноценные соавторы. Это был наш серьёзный многолетний проект. Сейчас ему 13, и он уверяет, что это всё я придумала сама, и он вообще никакого отношения к книге не имеет (смеется). 13 лет - возраст отрицания. Но, несмотря на его сложный возраст, у нас с ним очень теплые отношения, и совместная работа над книгой сыграла в этом немалую роль.
- Выход в свет первой книги послужил еще и импульсом к реализации двух масштабных и интересных проектов: конкурса прозы и фестиваля. Их запуск действительно связан, или это совпадение?
- Первая книга действительно сыграла огромную роль. После неё было большое количество отзывов, очень душевных. Были и реакции, вскрывающие определенные проблемы нашего общества. Например, острая нехватка книг для пожилых людей. Это специальный шрифт, размер, расположение текста, цвета иллюстраций. Не говоря о сюжетах! Совсем не все выходящие книги могут прочитать возрастные читатели. Литература для людей старшего возраста (старше 80) - большая редкость, и о таких читателях никто не думает. Все мои книги адаптированы для людей возраста 80+, и для меня это очень важно! Ещё одна проблема нашего времени - разрыв поколений. Поколения разделились - на до появления Интернета и после. И именно сотворчество является мостом для связи поколений. Как взрослым - родителям, бабушкам-дедушкам - найти общий язык с детьми? Нужно стать таким же искренним! Равным ребенку по своему эмоциональному восприятию мира. И тогда происходит волшебство, строится незримый мостик, появляются общие темы для общения. С ребёнком нужно заниматься, период детства неповторим, его нельзя упускать. Нужно вместе творить, общаться, искать обоюдно интересные темы для творчества. Смысл моего конкурса - семейное совместное творчество! И совместное чтение в том числе. Чтение вслух, совместное чтение, чтение по ролям самым благоприятным образом влияет на изменение ситуации недопонимания между поколениями к лучшему.
- Вы живете на три страны: США, там живет внук, Россия, где сосредоточена главная рабочая активность, и Беларусь, где живет ваша мама. У вас огромное количество начатых проектов, три книги в работе… Чем вдохновляетесь? Откуда берете силы?
- Если сам не будешь свою жизнь делать интересной, никто не придет и не сделает это за тебя, это никому не нужно. Если ты не интересен себе, то и никому не будешь интересен. Как только мне становится неинтересно с самой собой - это сигнал: нужно меняться. И я меняюсь! А вообще, я считаю, что кардинально нужно менять жизнь как минимум раз в 15 лет! Я уже трижды поменяла профессию, страну для жизни, даже имя. Это даёт серьезный стимул, силы, энергию. И я благодарна судьбе, что она мне подкидывала такие вызовы. В Библии два глагола повторяются особенно часто: «возрадуйся» и «не бойся». Этим я и руководствуюсь.
- Читала, что вы планируете учиться сценарному мастерству, чтобы самой написать сценарий сериала по своему роману «Твоими глазами»? Почему вам важно написать сценарий самой?
- Сюжет книги разворачивается в декорациях 6-го Фестиваля молодежи и студентов, который прошёл в Москве в 1957 году. Я буквально влюбилась в это событие, глядя на кадры хроники. общаясь с Н.Н. Рахмановым, последним из ныне живущих фотожурналистов СССР. 34000 (!!!) молодых людей со всех уголков мира и «слетевшая с катушек Москва». Это было истинное единение всего мира, которое незаслуженно забылось. Мне хотелось это воскресить, напомнить. Книга вышла, и её прочитало много молодых людей, она понравилась, многие просто об этом и не слышали никогда. И я загорелась сделать сериал, именно сериал, основанный на реальных событиях, с вкраплениями настоящей хроники событий. Мне интересно это сделать самой, потому что я хочу показать то, что мне действительно важно. Сейчас я учусь на сценарных курсах, и мне непросто принять всё то, чему там учат. Стараюсь взять главное, что поможет мне осуществить задуманное.
- Знаю, что многие люди пишут прозу, для себя чаще всего, как они говорят… Что бы вы посоветовали тем, кто не решается публиковать свои «пробы пера»?
- Издание книги - это стена, которую сложно преодолеть. Это огромный труд. Если вы сами не станете проводником своего творчества, маловероятно, что кто-то это сделает за вас. Совет 1. Надо публиковаться в соцсетях, начиная с эссе, маленьких отрывков, зарисовок. Вы получите общение, обратную связь, признание поклонников, пусть их будет немного, но… это позволит поверить в себя. Главное начать, не нужно бояться. Совет 2. Существует огромное количество конкурсов, отправляйте свои работы на конкурсы, и вас обязательно заметят. Нужно войти в это сообщество, нужно перестать бояться, и двери начнут открываться. Совет 3. Нужно стать менеджером своего творчества. Многие люди отказываются от этой возможности из-за лености, это, правда, тяжёлый серьёзный труд. Совет 4. Литература, как и любое искусство, не может существовать только на коммерческих условиях, нужна финансовая поддержка. Ищите спонсора и литературного агента. Идеальная формула писательского успеха такова: Талант + Трудолюбие + Спонсор + Литературный агент. Если же вам всё равно, увидит мир ваши произведения или нет, - продолжайте писать для себя. Это прекрасная терапия.