Эдвард Блэйкли
Vedomosti.ru Проводимые в последние годы опросы по всему миру свидетельствуют, что сегодня людей волнует не только место, в котором они живут, но и
качество жизни, а также взаимосвязь этих двух факторов с возможностями самореализации и развития сообщества. Эти запросы кардинально меняют роль урбанистов, градостроителей, архитекторов и управленцев - всех тех, кто отвечает за развитие города.
Традиционно города создавались и планировались исходя из экономических предпосылок, а не из потребностей и запросов людей. Люди были только частью механизма, а не управляли им. Роль градостроителя заключалась в том, чтобы обеспечить участие людей в экономических процессах, оптимальным образом использовать их как производительную силу. Города развивались вокруг железных дорог и транспортных коридоров, чтобы обеспечить преимущества живущим неподалеку людям. Таким образом, городское планирование не являлось таковым в строгом смысле слова. Оно следовало за экономической деятельностью и обеспечивало ее эффективность. В свою очередь градостроители были не лидерами мнений или дизайнерами, а скорее играли роль контролеров.
В Советском Союзе множество городов было создано директивным путем для ведения хозяйственной деятельности на конкретной территории. На протяжении десятилетий многие российские города строились и развивались не как гостеприимные или инновационные города, а как города для осуществления контроля над пространством и экономической деятельностью.
Однако сегодня люди перестали быть лишь частью производственных процессов и механизмов. Изменилось и наше представление о городах. Будущее городов видится не в том, чтобы обеспечить движение людей по строго обозначенным маршрутам. Будущее городов в том, чтобы обеспечить более тесную связь людей и производства в одном месте.
После Второй мировой войны по всему миру появились спальные районы (suburbs), специально спланированные в отдалении от центров производства и промышленности. Однако удаленность пригородов от мест экономической активности приводит к тому, что города такого типа вымирают в
США, Европе, Австралии. У этих мест нет будущего. К сожалению, российские промышленные города ждет подобная судьба.
Сегодня инфраструктура такого масштаба потеряла былое значение. Важно иметь глобальные связи и локальные корни. Важна культура, и у России здесь большие конкурентные преимущества как у страны с долгой историей и богатой культурой. Это и должно стать краеугольным камнем для будущего.
Авиаперевозки становятся важнее, чем железнодорожные или морские. Самой ценной продукцией в мире становятся идеи и технологии, и для их перевозок нужны самолеты и оптоволокно скорее, чем большие корабли и поезда.
Изменения этих обстоятельств формируют новые факторы конкурентоспособности города, которым уделяется первоочередное внимание.
Комфортность для жизни и привлекательность городской среды. Лучшие города мира сохраняют свою привлекательность даже во время экономического спада. Сан-Франциско и Ванкувер продолжают расти, несмотря на кризис во всем мире. Таким городом становится и Шанхай, который продолжает работать над качеством городской среды.
Самоорганизация, а не управление. Во всех успешных глобальных городах существует независимая от городской администрации организация заинтересованных граждан. В Нью-Йорке это Ассоциация городского планирования, в Сан-Франциско -
совместное предприятие «Силиконовая долина». Эти организации мыслят дальше и более стратегически, чем администрация. Ведь они продолжают жить в этом городе, когда меняется администрация. Подобные организации осуществляют гражданский контроль за городскими властями и помогают им в реализации стратегически важных проектов, которые невозможно осуществить без вовлечения горожан и бизнеса. Ни в одном городе власть не сможет сделать больше, чем ей позволят люди. Поэтому новой задачей для урбанистов становится помощь в создании таких институтов. Например, нынешний мэр Сеула начинал в подобной гражданской организации, которая активно работала над улучшениями в городе.
Креативность и разнообразие. Существует много интернациональных городов, которые не являются космополитичными. Например, Токио - интернациональный город, но не космополитичный: чернокожие люди чувствуют себя там некомфортно. А Сидней - космополитичный город, поскольку там живут и работают бок о бок представители всех рас и национальностей. Это позволяет создать в городе по-настоящему креативную среду, направленную на производство инноваций. Будущее не в разделении, а в объединении людей для создания космополитичной и толерантной среды. В этом залог устойчивого развития города.
«Умные», а не большие здания. От экстенсивного захвата пространства мы переходим к интенсификации его освоения и трансформации. Для производства идей и технологий нам нужны не большие фабрики и заводы, а лаборатории и университеты, в которых люди работают над способами излечения болезней и более эффективными способами коммуникаций. Проведение исследований, а не выпуск продукции является основой современной промышленности. Поэтому не большие механизмы, а идеи и места для их производства делают сегодня города великими. Задача города - создавать такие места, привлекать молодых людей и удерживать их для работы и развития.
Вот те качества, над развитием которых работают современные урбанисты, градостроители, управленцы.
Каким видится будущее российских городов и каково их место в мире? Глобализация российских городов представляется мне единственным путем развития. Два российских города - Москва и Санкт-Петербург - уже являются глобальными городами.
Владивосток имеет для этого хороший потенциал. Помимо этого необходимо ответить на вопрос, какие еще города могут пойти по пути глобализации, какие города могут стать национальными или региональными центрами и какие отличительные черты будут способствовать их успешному развитию.
Я бы предложил восемь решений для Москвы и других российских городов, которые повысят их конкурентоспособность в мировом масштабе и сделают более приятными местами для жизни.
1. Не пренебрегайте международным опытом и экспертизой. Ни один город не может стать великим своими силами. А все великие города, такие как Нью-Йорк, Париж и другие, не только устраивали международные конкурсы на мастер-план и ключевые объекты, но и приглашали архитекторов с международной репутацией.
2. Эффективное управление городом не может осуществляться силами одной мэрии. Городу, претендующему на глобальную конкурентоспособность, нужна корпорация развития, которая может привлечь международные силы к развитию города.
3. Необходимо уходить от моноцентричности и развивать полицентричные кластеры. Например, в Сан-Франциско и Шанхае приоритетом является создание новых периферийных районов, а не строительство в центре.
4. Качество архитектуры города в целом важнее, чем качество архитектуры отдельных зданий. По этому пути пошел Сеул, в котором на месте скоростных автострад появились парки. То же самое происходит сейчас и в Шанхае.
5. Городу нужен хороший генеральный план. Но учитывая, что
горизонт планирования должен составлять 30-50 лет, за его реализацию должна отвечать неправительственная организация. Мэрия может быть полноправным участником, но не двигателем этого процесса.
6. Городские власти должны работать над обеспечением равных возможностей для всех жителей города. Если не решать проблемы малообеспеченных слоев населения, все большие проекты потерпят крах. Этот урок хорошо выучили в Чикаго и других городах.
7. Необходимо развивать государственно-частное партнерство (
ГЧП). Почему транспортной системой обязательно должны управлять городские власти? Например, в Мельбурне за это отвечает частная фирма. И во многих других городах развитие и управление инфраструктурой осуществляется по принципам ГЧП.
8. Надо научиться гибко реагировать на изменения в экономической конъюнктуре, управлять развитием в условиях убывания населения. Широко известен пример Детройта, который был построен для производства автомобилей и сейчас находится в упадке. А Кливленд, Огайо и Питтсбург, напротив, научились быть успешными в новой экономической реальности и при новых размерах населения. Питтсбург сегодня является мировым центром инновационных технологий в сталелитейной промышленности. При этом население города с 1950-х гг. сократилось более чем в 2 раза. Сегодня в городе живет чуть более 300 000 человек, при этом по качеству жизни он считается одним из лучших в мире. Гибкость, способность к изменению и обучению гарантирует устойчивое развитие городов.
Автор - профессор городской политики и руководитель Центра по изучению американской политики при Сиднейском университете