Jan 29, 2013 21:32
Неожиданным образом обернулось для меня чтение "Сексуальной культура в России" обожаемого мной И.Кона. Про ту культуру мне уже и не хочется, а хочется сменить свою)))). Жить с этим по умолчанию я привыкла, стерпелась, а оказаться в авторитетном диалоге, где мое субъективное обретает статус объективного и выталкивает в реальность, как в Матрице, невыносимо, и хочется бежать.
Буквально несколько выдержек
"Главной опорой традиционализма, в том числе в вопросах сексуальной культуры, была православня церковь. Крещение Руси способствовало гуманизации, смягчению и, как сказали бы позже, цивилизации народных нравов, в том числе в сфере семейного быта, НО влияние церкви на повседневную жизнь было ограниченным и противоречивым. В домонгольский период за монастырскими оградами практически господствовало язычество. Справиться с этой стихией церковь не могла, отсюда - идея бегства от мира. "Новая вера с самого начала перешла на Русь с чертами аскетизма; христианский идеал выдвинут был специально! иноческий, монашеский" (Милюков 1994, Т2, Ч1. С.25)
Быстро растущему государству внемирской идеал был несозвучен. Как убедительно показал Ключевский, в отличие от космополитического, вселенского первоначального христианства, в православии вера тесно связана с национализмом. Понятие "Святая Русь" возникло в 16в. прежде всего как оппозиция иноземцам и иноверцам. Эта была не столько национальная вера, сколько национальная церковь. Лейт-мотивом национально-церковного самомнения, пишет Ключевский, была "мысль, что православная Русь осталась в мире единственной обладательницей и хранительницей христианской истины, чистого православния. Из этой мысли посредством некоторой перестановки понятий национальное самомнение вывело мнение, что христианство, которым обладает Русь, со всеми его местными особенностями и даже с туземной степенью его понимания есть единственное в мире истинное христианство, что другого чистого православия, кроме русского нет и не будет." (Ключевский, 1987, Т.3. С.276)
Изоляционизм неизбежно влечет за собой традиционализм: " ... На место вселенского сознания мерилом христианской истины стала национальная церковная старина! Русским церковным обществом было признано за правило, что подобает молиться веровать, как молились и веровали отцы и деды, что внукам ничего не остается более, как хранить без размышления дедовское и отцовское предание. Но это предание - остановившееся и застывшее понимание: признать его мерилом истины значило отвергнуть всякое движение религиозного сознания, возможность исправления его ошибок и недостатков". В результате " 1) церковные обряды, завещанные местной стариной, получили значение неприкосновенной и неизменной святыни; 2) в русском сообществе установилось подозрительное и надменное отношение к участию разума и научного знания в вопросах веры"...
В политическом союзе церкви и государства церковь вскоре, уже при Иване Грозном, стала играть подчиненную роль, занимаясь прежде всего идеологической цензурой.... ( с)