3.2. Вступление СССР в войну с Японией и боевые действия Красной Армии на Дальнем Востоке

Feb 04, 2017 09:12




Маньчжурия. Август 1945 г.

3.2. Вступление СССР в войну с Японией и боевые действия
Красной Армии на Дальнем Востоке

Почему же все-таки СССР вступил в войну с Японией (едва выйдя из самой кровопролитной в своей истории войны в Европе)? Каковы были причины и мотивы принятия такого решения? Ведь он, сыграв решающую роль в разгроме фашистской Германии, и без того создал ключевые условия для разгрома также и японского милитаризма. Их несколько.

Во-первых, советское руководство было крайне заинтересовано в скорейшем окончании Второй мировой войны, в том, чтобы наступил прочный мир и можно было заняться спокойным восстановлением разрушенной тяжелейшей войной страны. Оно понимало, что решить проблему с Японией западные союзники в короткие сроки не смогут, а между тем, вдоль огромной восточной границы СССР располагалась мощная отмобилизованная японская армия, все еще представлявшая реальную угрозу.

Во-вторых, советское руководство рассматривало войну с Японией в общем контексте Второй мировой войны, борьбы против фашизма и милитаризма, понимая, что продолжение войны продолжает приносить тяжелейшие страдания многим народам, а под ярмом японской оккупации находятся многочисленные народы Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе соседних северного Китая и Кореи.

В-третьих, СССР строго выполнял взятые на себя союзнические обязательства перед США и Великобританией, при этом рассматривая свою политику в контексте всех мировых событий и процессов, в том числе событий в Европе.

Причины и цели вступления СССР в войну четко определены в заявлении советского руководства, переданном для японского правительства через посла Японии. В нем было сказано, что после капитуляции гитлеровской Германии Япония остается единственной великой державой, которая стоит за продолжение войны: «Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира. Верное своему союзническому долгу, Советское правительство приняло предложение союзников и присоединилось к заявлению союзных держав от 26 июля сего года. Советское правительство считает, что такая его политика является единственным средством, способным приблизить наступление мира, освободить народы от дальнейших жертв и страданий и дать возможность японскому народу избавиться от тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после ее отказа от безоговорочной капитуляции. Ввиду изложенного Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9 августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией» (17).

СССР рассматривал свое вступление в войну как решающее средство ускорить окончание мировой войны и достичь долгожданного мира на планете. Тот факт, что Япония не напала на СССР, якобы соблюдая пакт о нейтралитете, свидетельствовал отнюдь не о доброй воле японского правительства, а об его осторожности в принятии опасных для Японии решений: ожегшись в предвоенных столкновениях с Красной Армией, японская военщина лишь ожидала явных поражений СССР в войне с Германией, но не дождалась ни в 1941, ни в 1942 г. Однако отказ от нападения свидетельствовал отнюдь не о изменении агрессивной сущности японского милитаризма, а лишь о признании им своей слабости и решении продолжать стратегию выжидания, а затем и перейти к оборонительной стратегии. Вступление СССР в войну против Японии было справедливым и оправданным актом и в контексте двусторонних советско-японских отношений, и в контексте международной ситуации. Вместе с тем, оно отвечало интересам СССР, прежде всего обеспечения безопасности советских дальневосточных границ. Оно явилось логическим продолжением Великой Отечественной войны, имевшим задачу сокрушить верного союзника Гитлера, оказывавшего ему огромную помощь на протяжении всего периода советско-германского противостояния и наносившего СССР огромный стратегический ущерб, держа под угрозой нападения его дальневосточные границы.

Вместе с тем, советское руководство обязано было извлечь из той ситуации максимум политических, стратегических, геополитических и других преимуществ. В ноябре 1943 г. в Тегеране на конференции глав государств антигитлеровской коалиции в ряду других решался вопрос о ликвидации очага войны на Дальнем Востоке. Советская делегация дала союзникам согласие вступить в войну против Японии сразу после разгрома гитлеровской Германии. Согласие СССР на вступление в войну с Японией увязывалось (прямо или косвенно) с определенным решением ряда вопросов на европейском геополитическом пространстве в своих интересах, а также оговаривалось рядом условий собственно на Дальнем Востоке.

11 февраля 1945 г. на Крымской конференции руководители СССР, Великобритании и США подписали секретное соглашение, предусматривающее вступление Советского Союза в войну на Дальнем Востоке через 2-3 месяца после капитуляции Германии. 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал пакт о нейтралитете с Японией (18). На Крымской конференции руководителей трех союзных держав в ответ на постановку вопроса (по инициативе президента США) о вступлении СССР в войну с Японией (и вопрос был окончательно решен) Сталиным был выдвинут список условий, который западные державы вынуждены были принять: сохранить существующее положения МНР; восстановить при- надлежавшие России и нарушенные вероломным нападением Японии в 1904 г. права (возвращение СССР Южного Сахалина с прилегающими к нему островами; интернационализация торгового порта Дайрена (Дальний) с обеспечением в этом порту преимущественных интересов СССР, восстановление аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР; эксплуатация (совместной с Китаем) Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог - КВЖД и ЮМЖД; передача СССР Курильских островов. На Ялтинской конференции согласие СССР было закреплено секретным соглашением, согласно которому он возвращал себе Южный Сахалин и прилегающие к нему острова, восстанавливал права на аренду Порт-Артура и эксплуатацию Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железной дороги, получал Курильские острова (19). Таким образом, Портсмутский мирный договор 1905 г. полностью терял свою силу.

5 апреля 1945 г. правительство СССР денонсировало советско-японский пакт о нейтралитете от 13 апреля 1941 г.

Решение о вступлении в войну советским руководством принималось взвешенно и ответственно перед своей страной, обеспечивая и возвращение ранее отторгнутых (еще в русско-японской войне) территорий, и безопасность своих границ, и прочность международного положения и безопасность своего союзника - Монгольской Народной Республики, и контроль над стратегическими железнодорожными и морскими путями (имевшими также важное экономическое значение), и воссоздание важной военно-морской базы. Учитывая крайнюю сложность и взрывоопасность ситуации в Дальневосточном регионе, СССР обеспечивал надолго условия своей безопасности на большую глубину территории соседей (Монголия, северо-восточный Китай), так и определенные практические гарантии от проникновения западных держав вглубь континентального Китая.

После капитуляции Германии, 26 июля на Потсдамской конференции от имени США, Англии и Китая было опубликовано обращение, в котором Япония призывалась к безоговорочной капитуляции. Требование было отклонено (20). При этом премьер-министр Судзуки заявил: «Мы будем неотступно продолжать движение вперед для успешного завершения войны» (21). Тогда же советская делегация подтвердила готовность СССР выполнить свой долг перед союзниками (22).

8 августа 1945 г., выполняя союзнические обязательства, Советский Союз заявил о своем присоединении к Потсдамской декларации и сообщил японскому правительству о том, что с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией. Война была объявлена ровно через 3 месяца после окончания войны в Европе, через два дня после первого применения США ядерного оружия против Японии (Хиросима) и накануне второй атомной бомбёжки (Нагасаки).

Боевые действия вели 3 фронта: Забайкальский, 1-й Дальневосточный и 2-й Дальневосточный (командующие Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков и М.А. Пуркаев) во взаимодействии с войсками МНРА (командующий Маршал МНР Х. Чойбалсан). В общей сложности Советский Союз выставил на поле боя около 1,5 млн человек, которым противостояла полуторамиллионная Квантунская армия. Командовал ей генерал Отодзо Ямада, имевший опыт войны 1904-1905 гг. в качестве командира эскадрона (23). В составе собственно Квантунской армии было до 1 млн чел., 6640 артиллерийских орудий и минометов, 1215 танков и самоходных орудий, 1907 боевых самолётов. Квантунская армия была усилена 250 тыс. резервистов из Маньчжурии.

Основные силы Квантунской армии - до десяти пехотных дивизий - были размещены на востоке Маньчжурии (на границе с советским Приморьем). Они противостояли Первому Дальневосточному фронту в составе 31 стрелковой дивизии, кавалерийской дивизии, механизированного корпуса и 11 танковых бригад. На севере Маньчжурии действовали одна японская пехотная дивизия и две бригады - против Второго Дальневосточного фронта (11 стрелковых дивизий, 4 стрелковых и 9 танковых бригад). На западе Маньчжурии были расположены 6 пехотных дивизий и одна бригада японцев - против 33 советских дивизий (2 танковых, 2 механизированных корпусов, 1 танкового корпуса и 6 танковых бригад). В центральной и южной Маньчжурии японцы дислоцировали еще несколько дивизий и бригад, а также 2 танковые бригады и всю боевую авиацию.

В целом же в соотношении сил (хотя количественно оно было примерно равным) превосходство советской стороны оказалось безусловным. Особенно это проявилось в техническом обеспечении, боевом опыте и моральном духе войск. Японское вооружение в значительной степени было устарелым, недоставало даже противотанкового оружия, что побудило японское командование использовать отряды смертников, обвязанных гранатами и взрывчаткой, как основное «противотанковое средство» (24).

План советского командования, так называемые «стратегические клещи», был достаточно простым в замысле, но грандиозным по масштабу: окружить противника намечалось на общей территории площадью в 1,5 млн квадратных километров. Вместе с тем, ожидать быстрой капитуляции японских вооружённых сил в Маньчжурии не приходилось: опыт ожесточенного, фанатичного, даже самоубийственного сопротивления японских войск на Окинаве (весной - начале лета 1945 г.) давал основание считать, что Красной Армии предстоит сложная и весьма длительная кампания по разгрому и захвату японских укрепленных районов. И на некоторых направлениях и участках наступления такие ожидания оправдались. Однако вопреки прогнозам западных стратегов, что на разгром Квантунской армии СССР потребуется не менее шести месяцев, а то и год, советские войска покончили с ней за две недели (25).

События развивались стремительно. 8 августа 1945 г. СССР объявил войну Японии. Климатические условия для наступления были крайне неблагоприятны: был период летнего муссона, сильных дождей. В ночь на 9 августа передовые батальоны и разведывательные отряды трёх фронтов двинулись на территорию противника. На рассвете 9 августа 1945 года началась интенсивная артподготовка с моря и с суши, после которой на фронте более 4 тыс. километров войска трех фронтов во взаимодействии с Тихоокеанским военно-морским флотом и Амурской речной флотилией начали активные наземные боевые действия - Маньчжурскую операцию против японских войск. Был учтен опыт войны с Германией, и японские укреплённые районы обходились мобильными частями, затем блокировались пехотой.

10 августа войну Японии объявила Монгольская Народная Республика. Советское командование принимало неожиданные для японцев решения. Из Монголии в центр Маньчжурии началось продвижение 6-й гвардейской танковой армии генерала Кравченко через труднопроходимые Хинганские горы. Из-за огромных расстояний и быстрого расхода топлива доставку горючего для танков осуществляли транспортными самолётами.

В течение 12-14 августа японцы предпринимали многочисленные контратаки во многих местах, однако советские войска наносили сильные удары¸ прорывали японскую оборону и продолжали стремительно двигаться на юг и юго-восток. Войска 39-й армии развивая наступление на Чанчунь, к 14 августа вышла в центральную часть, а затем и южной Маньчжурии. Первый Дальневосточный фронт сломил сопротивление японцев на востоке Маньчжурии. Квантунской армии пришлось отойти через реку Ялу в Северную Корею, где её сопротивление продолжалось до 20 августа. 19 августа 1945 г. в Мукдене советскими войсками был взят в плен император Манчжоу-Го (ранее - последний император Китая) Пу И. Случаи упорного ожесточённого сопротивления противника имели место в полосах Забайкальского и 2-го Дальневосточного фронтов.

В ходе Курильской десантной операции, начавшейся 18 августа, советские войска заняли Курильские острова. Для освобождения южной части Сахалина была проведена Южно-Сахалинская сухопутная операция. В Мукдене и Дальнем советские войска освободили из японского плена значительное число американских солдат и офицеров.

Чтобы опередить американцев, намеревавшихся высадить морской десант в порту Дальнем на Ляодунском полуострове, 22 августа советским войскам пришлось высаживать десант на гидросамолетах. К тому времени, как американские корабли подошли к порту, он был уже занят советскими частями. Десантная операция была успешно проведена также в Порт-Артуре. В Северной Корее также были осуществлены три тактические десантные операции - Сэйсинская, операция в Юки и Расинская.

Японское командование 14 августа обратилось с предложением о заключении перемирия, однако военные действия с японской стороны не прекращались. Лишь через три дня Квантунская армия получила приказ о капитуляции, начавшейся 20 августа. К 20 августа советскими войсками были заняты Южный Сахалин, Маньчжурия, Курильские острова и часть Кореи.

Но приказ о капитуляции дошел не сразу до всех японских частей, а в ряде случаев японцы продолжали сопротивление, игнорируя приказ. На континенте основные боевые действия велись 12 дней, по 20 августа, однако на ряде участков японцы оказывали ожесточенное сопротивление, осуществляли сильные контрудары, проводили перегруппировки, причем военные действия продолжались до 2 сентября 1945 г., а в отдельных местах - вплоть до 10 сентября. Именно этот день стал днём окончательной и полной капитуляции, пленения Квантунской армии.

В результате действий советских войск была полностью разгромлена Квантунская армия. По советским данным, её потери убитыми составили 84 тыс. человек, в плен было взято около 600 тыс. Безвозвратные потери РККА составили 12 тыс. человек.

2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе был подписан акт о капитуляции Японии. Боевые действия на островах полностью закончились 5 сентября.

8 сентября 1945 г. в Харбине состоялся парад советских войск в честь победы над империалистической Японией.

______________________________________________________________________
17. Заявление Правительства СССР от 8 августа 1945 г. // Правда. 1945. 9 августа.
18. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т. 5. С. 530, 538-539.
19. История войны на Тихом океане. Т. IV. М., 1958. С. 201.
20. Внешняя политика СССР: Сб. документов. Т. III. М., 1947. С. 362-363.
21. Там же.
22. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т. 5. С. 530, 538-539.
23. Кривель А.М. Слышишь, Халхин-Гол! С. 84.
24. См.: Захаров М. В. Финал. Историко-мемуарный очерк о разгроме империалистической Японии в 1945 году. M., 1969; На службе народу. М., 1968.
25. Кривель А.М. Это было на Хингане. С. 122.

3.1. Геополитическая, дипломатическая и военная ситуация в контексте японской агрессии в Азии до вступления в войну СССР

ВОВ, Советский Союз, фальсификация истории, Красная Армия, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Япония

Previous post Next post
Up