Социалистическое рыночное государство. Автократический социализм с самого своего зарождения сталкивался с имманентными для него проблемами, и когда пытался решить их, обращался к рыночным механизмам оздоровления экономики. Таковой была, например, новая экономическая политика в Советской России в 1920-е годы и китайский опыт рыночной экономики последних 30-ти лет.
Советское государство ввело НЭП для создания экономики использующей рыночные механизмы и они быстро восстановили народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами. НЭП обеспечил рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс. Народное хозяйство было восстановлено, заметно улучшились условия жизни людей. В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. При нём отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров, стали повсеместно возникать синдикаты - добровольные объединения трестов, которые занимались внутренними и внешнеторговыми операциями. Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. Коммерческие банки контролировали примерно 85 % объёма сделок по продаже товаров, регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку. Возникло внеплановое перераспределение средств в народном хозяйстве. ВСНХ, потерявший право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр.
Коммунистическое руководство государства вдруг увидело в этом не только конкуренцию, но и прямую угрозу реализации социалистической идеологии и вытекающим из неё хозяйственным идеям и в первую очередь перспективным (пятилетним) планам. Используя неутраченный контроль в экономике и применив директивные методы регулирования, оно пошло на свёртывание НЭПа, якобы мешающего реализации стратегического плана ГОЭЛРО. К 1928 году НЭП фактически свёртывается и страна вновь проваливается в пучину нищеты, начался голодомор (результат форсированной индустриализации, коллективизации и засухи). Мощным катализатором кризиса стала система закупок западных технологий. Продавая собранный урожай хлеба в Европу, охваченную "Великой депрессией", по демпинговым ценам, Советское правительство спровоцировало крупнейший голод 1932-1933 гг. на всей территории страны. "Голодомор" стал, вероятно, самым ужасным следствием политики индустриализации, в её тесной связи с коллективизацией.
Технологическая революция, подобная сталинской индустриализации уже не пройдёт и сегодня её не повторить. В то время это было внедрение интенсивной западной технологии и её мозгов - инженеров Германии и США (за которую рассчитывались хлебом в голодные годы) и экстенсивная технология - дешёвая и даже бесплатная советская рабсила (со своими мозгами расстались в 1917, а с экономикой в процессе удушения НЭПа). Поэтому, начнись Великая депрессия лет на десять позже, и не было бы никакой сталинской индустриализации. Да и без «Ленд-Лиза» значимость этой индустриализации для воинственной гитлеровской германии была не столь велика (до поставок Ленд-Лиза вся Красная Армия была на конной тяге).
НЭП советской России был ориентирован на восстановление разрушенной экономики и поднятие жизненного уровня (благосостояния) граждан, и кто знает, если бы не директивное свёртывание этой политики, не заговорили бы о "русском чуде", как сегодня говорят о китайском? И не мешал НЭП ни плану ГОЭЛРО, ни индустриализации, а только бы способствовал этим проектам, как в Китае. Но не наука и не разум определили судьбу государства, а тупая идеология, сохранившая своё торжество ценой десятков миллионов жизней, и рухнувшая в итоге под своей же тяжестью. Не было разумного основания, колосс действительно стоял на глиняных ногах.
Головокружительный экономический взлет социалистического Китая за последние 30 лет заставил многих говорить о "китайском чуде", как о перспективном третьем пути развития на базе социалистического государства. И действительно, 80 - 90% экономики Китая - государственные, но в стране рыночная экономика. Где же тот заветный механизм, который позволил столь перспективно соединить социализм с рыночной экономикой? И какие выгоды получили от этого простые китайцы и как себя чувствует средний класс? Китай поднялся, но только не на конкуренции качества своих традиционных товаров внутри государства и на внешнем рынке. Определяющим оказалась низкая стоимость производства. И главный источник низкой стоимости дешёвая рабочая сила и её эксплуатация. По дешёвке продавался труд простых китайцев, а коммунистическая идеология сильнее дубинки держала в повиновении рабочую силу. Государство полностью диктует экономическую политику. Производителю все льготные условия (аренда, налоги, льготы, стимулы, совместные предприятия с государственными). Таким образом, государство защищает свои компании от внешней конкуренции и стимулирует рост экспортных прибылей. Идея, превращённая в реальность: две системы в одном государстве, правда, эти две системы разделены ещё и территориально: провинциальный нищий Китай и богатый приморский Юго-Восточный. И при этом 160 миллионов китайцев, выживает за гранью нищеты, и еще 700 миллионов балансирует на грани. 80% населения - крестьяне, населяющие бедные провинции. Нищета - норма в селах. Традиционно малое потребление на внутреннем рынке. У населения вообще самые низкие потребности в мире.
Цивилизации Древних Афин и Древнего Рима поднимались на схожих условиях: рабы и богатые серебряные рудники. Китай приобрёл более выгодный источник дохода, нежели серебряные рудники. Политика низких налогов для производителей и дешёвая рабочая сила привлекли размещение на его территории высокотехнологических производств со всего мира. Дешёвая рабочая сила делала выгодными для экспорта многие традиционные товары. Ещё А. Смит говорил, что страна богатеет, когда производит больше, чем тратит. Китай задействовал все свои возможности по максимуму, завалил весь мир дешёвой продукцией. В итоге китайская экономика стала претендовать на вторую по величине в мире после США.
Однако в условиях кризиса негативно начало сказываться то обстоятельство, что экономика Китая сильно зависит от состояния внешнего капиталистического рынка. А это значит, что с потерей экспортных рынков, он может просто рухнуть, захлебнувшись во внутренних проблемах, или, как предрекает антиглобалист Б.Кагарлицкий, погрузится в хаос очередной гражданской войны. И если экономисты западных стран ещё имеют какие-то надежды на то, что покупательная способность среднего класса может вытянуть из кризиса, то Китай таких иллюзий в отношении своего населения пока не питает. Он поздно спохватился, для формирования среднего класса нужно время, которого у него уже нет. С другой стороны, с появлением этого класса исчезнет источник экономического чуда - дешёвая рабочая сила.
А проблемы у Китая довольно серьёзные. Он первым столкнулся с тем, с чем вскоре придётся столкнуться всему человечеству - демографическим взрывом. Ухудшение ситуации произойдёт и при росте населения, и при сокращении рождаемости. И подобная патовая ситуация характерна сегодня для его экономической политики.
Китайские компании активно брали западные кредиты. По данным финансовой группы ING, совокупный внешний долг КНР (государства и корпораций) достиг 2.4 трлн. долларов. Но при этом растет перепроизводство, особенно в сталелитейном, цементном и прочих секторах обрабатывающей промышленности. Растут фиксированные инвестиции в жилищный фонд, в избыточное строительство железных дорог, заводов, которые тут же консервируют (видимо в надежде, что когда-то они востребуются). Идёт рост безвозвратных накоплений в недвижимый фонд. Китай начинает тратить больше, чем производит. В настоящее время экономика Китая сильно перегрета и его почему-то не смущает, что со временем чрезмерное инвестирование приводит к формированию дефляционных процессов. Если Китай не будет стимулировать внутреннего потребления, то уже в ближайшие годы начнутся серьёзные проблемы.
Пузырь на рынке недвижимости КНР вырос до огромных размеров. Проблема эта всем очевидна (25% ВВП на рынке недвижимости - инвестиции в никуда). С другой стороны, усилия китайских властей не помешали широкому распространению дорогих теневых кредитов. Они тяжелым бременем лежат на усталой экономике страны. В последнее время китайские банки и инвестиции в срочном порядке устремились на Запад. Снижаются процентные ставки рефинансирования, чтобы стимулировать рост экономики еврозоны и США. Темпы роста экономики Китая теперь замедлятся, что уже очевидно, а переход экономики КНР от замедления к спаду приведет к обвалу цен на нефть и металлы. Спад потребления государств Северной Америки и Евросоюза продолжает оказывать на КНР негативное влияние. США в последнее время добились удешевления энергии и стали более привлекательными для инвестиций. Начался перенос высокотехнологических производств из Китая. Проблема китайской модели состоит ещё и в том, что удорожание труда не сопровождается повышением его «качества» в плане роста квалификации, производительности и способности наладить массовое изготовление более сложных или технологически уникальных изделий.
Кризис требует удешевления производства товаров. Но Китай не может решить этой задачи за счет повышения нагрузки на рабочих: эксплуатация их доведена до предела. Нередкостью является занятость без выходных с продолжительностью рабочего дня свыше 12 часов. Многие работники настолько устают, что не могут добраться домой и спят на улице, что часто можно видеть в городах. На фабриках юга почасовая оплата зачастую не превышает 8O центов. Периодически просачивается информация об использовании на предприятиях детского труда. Власти опасаются массовых выступлений протеста (их по официальной статистике уже от 10 до 15 тысяч в год), которые неизбежны при снижении темпов роста экономики.
Весь расчёт, все надежды возлагаются на оживление мировой экономики и усиление экспорта товаров. Руководство просто не знает, как вложить деньги внутри страны с адекватной отдачей. Повысить зарплаты, значит сделать товары менее конкурентоспособными на внешнем рынке (где они станут дороже). Сделать рывок по умному, с параллельным подъёмом благосостояния населения не получилось, ума не хватило или социалистические нормы не позволяли.
Движение в поддержку экспортных интенций усилило сращивание партийной верхушки и американского капитала, что де факто превращает китайскую экономику в капиталистическую и даже в диктаторский капитализм. Его будущее - судьба капиталистического государства. Простому народу "китайское чудо" счастья не принесло. Китай отошёл от социалистической модели и существует она только номинально, а реально страна соответствует капиталистическому социальному государству. Это не просто государственный капитализм, опирающийся на государственную собственность и имеющий какой-то общественный контроль, а монополия власти определённой части элиты, заинтересованной в создании миллиардеров. В стране неудержимо продолжает расти разрыв между бедными и богатыми. На этом фоне не утихают дискуссии о целесообразности политических реформ. Ведутся дебаты относительно будущей политической системы. Теперь Китай во всех отношениях колосс на глиняных ногах, которые едва выдерживают нагрузку и вызывают страх у экономистов, проводящих анализ … Так что не напрасными были опасения большевиков советской России по поводу достижений НЭПа и возможности перерождения государственного строя.
Рывок Китая в экономике - это особая реальность, это экспортная модель, доведённая до абсурда. Руководство Китая активно привлекало учёных для решения различных тактических проблем развивающейся экономики. Но стратегическая глобальная направленность определялась политиками, а отсюда волна проблем. Автократизм (партократизм), использующий технократию, относительно хорош был для тактических ходов, но далеко не лучший вариант для стратегических решений. При научном стратегическом планировании новые проблемы можно было не только предвидеть, но и избежать. Только далёкие от реальности политизированные решения препятствуют полностью научному анализу.
Про автократию, или партократию, и характерный для социализма репрессивный аппарат в КНР можно говорить много, как и про репрессии против неугодных власти лиц и нарушении прав человека. Достаточно сказать, что Китай единственная страна в мире, в которой есть осуждённый на 11 лет лауреат Нобелевской премии мира (Лю Сяобо), за то, что подписал Хартию за права человека. Заодно осудили и его жену (жёны всегда виноваты, как в ситуации с Бо Силаем - одного из возможных кандидатов на пост генсека КПК).
Заключение. Сегодня элементы рыночного социализма пробуют ввести на Кубе, но до НЭПа тут ещё далеко. Предприниматели идут на это с осторожностью, постоянно поминая в разговорах горький опыт России. С другой стороны, некоторые страны Латинской Америки, например Никарагуа, пытаются строить рыночное (капиталистическое) социальное государство. Успехи на этом пути пока очень скромные. В России левые ревизионистские партии типа КПРФ и Справедливой России включают в свои программы пункты о построении социального государства. Только плохое знание истории и игнорирование действительного положения дел позволяет предлагать эту идеологию как перспективный выход из возникшего кризиса. Но история может повториться с другими названиями, в других формах, но с той же сущностью (circulus vitiosus - порочный круг).
Третий путь в том виде, в котором мы его имеем на сегодняшний день, по большому счёту не является таковым. И то, что сегодня предлагают политики, бесперспективно. Абстрактное представление о некой народной республике, некой демократии, где могут воплотиться все народные мечты о справедливости, является на самом деле самообманом, иллюзией, которую используют политики (хоть левой, хоть правой ориентации) одни из-за непонимания ситуации, другие для достижения своих корыстных целей. . Aurea mediocritas. Дословный перевод: Золотая середина. Иллюзия золотой середины.
Как совместить стратегическое планирование (без которого про модернизацию, например, можно забыть) и свободный рынок, как обуздать коммерческие банки, чтобы они не задушили и чтобы их не задушить, в какой пропорции должны находиться частные и государственные предприятия, приватизация, монополизация и национализация, как подняться над политикой партий, над их противоположными устремлениями и т.п.? Вопросы, увы, больше не практического, а теоретического порядка и никакими выборами их не разрешишь. Разрешают их специалисты и тут не обойтись без социальных экспериментов, проводить которые опять же должны специалисты, а непрофессиональный президент может только наломать дров. Правление должно быть технократическим однако сделать это при всех существующих экономических системах невозможно по той простой причине, что к власти приходит определённая партия, с определённой экономической идеологией. Но идеология должна строиться на научной теории, а в настоящее время всё перевёрнуто с ног на голову и потому теории строятся, исходя из идеологии. Парадокс, но действительно научная теория это уже своя, т.е. новая, идеология и потому будет воспринята враждебно, ибо обязательно будет задевать чьи-то интересы.
ГЛ. II. МИФ НАРОДОВЛАСТИЯ.
«Демократия - это когда власти уже не назначаются безнравственным меньшинством, а выбираются безграмотным большинством»
(Бернард Шоу).
§ 1. Иллюзии демократии
Сorpore validus, mente infirmus - лат. телом сильный, разумом слабый.
Критика народовластия. Первоначально идея демократии исходила из очень благих побуждений: воли народа, власти народа и управление народом во имя народа. Реализованная на этих побуждениях демократия декларирует, что она есть правовое государство, в котором общество и личность защищены законом. Она устанавливает право народа через посредство выборов исполнительной и законодательной власти принять конституцию государства и управлять им, т.е. решать свою собственную судьбу и реализовать социальное равенство индивидов. Казалось бы, идея народовластия (демократии) такая простая и подкупающая, так ясно выражена в самом термине. Но почему так обжигаются об неё народы в истории цивилизаций и почему так цепко держится за неё буржуазия, появление власти которой в новое время так связано с появлением демократических свобод? Есть древняя сказка о жадном драконе, стерегущем сокровища. Народные богатыри пытались вернуть сокровища людям, но убив дракона, сами превращались в драконов. Слаб человек, власть и богатство развращают. Сколько ни выбирай руководителя честного, без пристрастий к богатству и власти и, если не ошибёшься, нет никаких гарантий, что следующий будет такой же. Нет руководства без иерархической власти, а наличие этой власти равноценна роли автократа, иначе какая это власть?
Среди всех античных демократий греческая афинская демократия была самой значительной и тогда, и теперь наиболее известной и наиболее близкой к народовластию. Народовластие или прямая демократия - это форма правления, при которой в идеале политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане. Однако такой идеал даже для древних Афин никогда не был реализован полностью. Гражданством обладало всё непорабощённое население, унаследовавшее его от родителей, но полноценными гражданами были только взрослые мужчины, хотя не все из них имели свободное время для посещений собраний, особенно небогатые и занятые трудом. Демократия с самого начала не могла в полной мере привести свои институты народовластия в соответствие с постоянно возрастающей численность своих граждан и с фактором их географической удаленности от центра народных собраний. Эти недостатки прямой демократии компенсировались представительными органами (право принять решение не лично, а через своих представителей, избранных народом и ответственных перед ними). В Афинах вопросы на голосование выставлялись Буле - высшим административным органом, состоявшим из представителей территориальных округов (демов), который осуществлял контроль и исполнял различные политические и административные функции. Формально власть осуществлялась «по решению Буле и народа», но уже с первых попыток реализации прямой демократии власть народа и правление им не очень-то совпадали и непрямая демократия с её исполнительной властью уже появлялась, как необходимое звено реализации власти. И на каждом этапе у исполнительной власти возможности влиять на мнение и решение народа или по-своему интерпретировать их всегда были. Сколько народы натерпелись от такой демократии, сколько с ней воевали, показывает история. Прямая демократия - это миф, такой же миф, как например, вечный двигатель или коммунизм. Реально существовала только представительная демократия, все последствия правления которой расхлёбываем сегодня и мы и весь западный мир.
Неудовлетворённость даже такой в какой-то степени прямой формой правления, как афинская демократия, возникла сразу: народ был ненадёжной, подчинённой сиюминутным интересам толпой (охлосом), которой было легко манипулировать демагогам, а тем более профессионалам в каком-либо вопросе. Демократия нередко превращалась в анархию, спровоцированный произвол толпы, власть «сильного зверя». К тому же, как власть народа, она связана с властными притязаниями большинства иметь определенные преимущества над меньшинством, а этот принцип, как замечают критики, ничуть не лучше тоталитаризма. Как говорил по этому поводу самый известный римский историк Тит Ливий, «иногда бульшая часть побеждает лучшую». Для истории демократия (власть народа, подчинённых) - миф, иллюзия, но законодательно принятая система сдержек и противовесов, установленная на пути движения к ней, есть достижение народа. Народ выбирает из народа, но он непрофессионален в этом вопросе, поэтому выбор получается неудачным, выбирают чаще всего тех, для кого сама власть самоцель или источник обогащения. Вот почему демократия - поле действия для авантюристов, особенно авантюристов финансовых.
Народное голосование даже по такому вопросу, как выбор личности президента или парламентариев чаще всего оказывается подсказанным, а потому нередко и ошибочным. Цицерон объяснял что правильное решение возникает тогда, когда «голоса взвешивают, а не считают». Все вместе не могут найти правильного решения, ибо все не могут быть профессионалами во всех вопросах. Но народ - это профессионалы каждый в своей области и решая свой профессиональный вопрос в сообществе профессионалов, те же люди ошибаются в разы меньше. Платон в диалоге «Государство» доказывал, что самым уязвимым местом народовластия является непрофессионализм в принятии решений, и утверждал, что для блага государства «каждый должен заниматься своим делом».
В эпоху ранних буржуазных революций теоретики демократии обосновывали возможность многих форм исполнительной власти для демократии. Так, Жан-Жак Руссо доказывал, что с верховенством народа могут быть совместимы различные формы государственной власти: и демократическая, и аристократическая, и монархическая. Т.е. власть может принадлежать народу, а формы правления могут быть разные. Народ оставляет за собой только законодательную власть (опосредованно, через право выбора депутатов в парламент), а исполнение передает монарху или ограниченному кругу лиц. Так представленную народную власть он называл «верховной» и признавал законным с точки зрения "народного суверенитета". Конституция или выборы и были доказательством изъявления власти народа при любой форме государства. Однако иллюзия власти без правления в новое время постоянно рушилась и приводила к социальным конфликтам.
Шарль Секонда Монтескье в своём произведении «О духе законов» высказывал надежду, что исполнительная и законодательная власти будут равноправны и уравновесят друг друга. Тогда, в 17 веке казалось, что цивилизация далеко ушла от архаичных форм демократии. Увы, демократия по своей сущности не может меняться. Так как у исполнительной власти на значительный период времени оказывается в руках иерархическая власть, которой она, как показывает история, довольно нередко злоупотребляет и может доводить до абсолютной, была создана система сдержек и противовесов. Это дополнительные власти: судебная, контрольная, экзаменационная и др. Но исполнительная власть даже при таких ограничениях, как показывает история, чаще всего злоупотребляет властью и действует не в пользу народа. Чем больше сдержек и противовесов, тем больше возникает механизмов оболванивания народа: соответствующая идеология, государственные СМИ, властное давление на государственные и частные структуры и т.д. Но самое главное всё острее и острее давит на народ дефект демократии, против которого выступал ещё Платон: непрофессиональность и некомпетентность в вопросах управления государством.
Но тогда к чему это слово «демократия», которое не отвечает содержанию? Если оно производно от демов, т.е. избираемых в Древней Греции представителей демоса, то можно понять логику, но тогда нет повода говорить о народовластии. Автократ (монарх, генеральный секретарь, любой диктатор) правит, олигократы правят, а народу только внушают, что у него тоже есть такая возможность, однако реальное право даётся лишь для выборов правящего. Демократии (власти и правления народа) в принципе быть не может. Под нею понимается политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но фактически управление государством поручается различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. От этих органов в конечном счёте и зависит то, каким быть государству. А избираются представители в эти органы, как правило, не по принципу их профессиональной готовности к управлению.
Со времён древнегреческой афинской демократии, со времён её яростной и беспощадной критики Платоном по сути ничего не изменилось. Автократию тоже критиковал Платон, а к демократии вернулись, проклиная предыдущую форму правления. Тот же замкнутый круг, что и во времена Платона. К тому же возвращение к ней превращается в фарс и сравнительно быстрый бесславный финиш либерально-демократической цивилизации, захлебнувшейся в неуправляемом финансовом кризисе, тому подтверждение (сегодня только слепой не замечает, что мы входим в полосу глобального кризиса либерально-демократической системы).