Въ 1568 году великій Питеръ Брейгель-старшій (Pieter Bruegel de Oude, ок.1525-1530 - 1569) написалъ свою послѣднюю картину: «Притча о слѣпыхъ» (Parabel der Blinden), или просто - «Слѣпые».
Эта картина проникнута духомъ пессимизма, разочарованія, скорбью передъ настоящимъ и тревогой о будущемъ.
Послѣдніе годы жизни художника протекали въ условіяхъ вспыхнувшей кровавой войны между Нидерландскими провинціями и Испаніей.
Большинство изслѣдователей связываютъ сюжетъ картины съ пикомъ репрессій испанской администраціи. Въ 1567 году герцогъ Альба сформировалъ «Совѣта по дѣламъ безпорядковъ» («Raad van beroerte», «Conseil des troubles»). По приговору этого совѣта было казнено 1073 человѣка.
Однако, эта интерпретація, скорѣе всего, ошибочна.
Событія въ Нидерландахъ очень быстро переросли рамки противостоянія съ мадридскими властями. Фактически на территоріи Нидерландовъ развернулась полномасштабная гражданская и религіозная войны. Нидерландцы оказывались по разныя стороны конфликта и часто воевали другъ съ другомъ.
Испанія ведетъ борьбу противъ возставшихъ провинцій; католики борются съ протестантами; протестанты-кальвинисты громятъ церкви и монастыри, уничтожаютъ статуи, изображенія святыхъ, фрески, предметы церковнаго искусства по всей странѣ. Всё таки удивительна ненависть религіозныхъ реформаторовъ къ красотѣ окружающаго міра, которую созидаетъ человѣкъ. Сѣверныя провинціи поддерживаютъ протестантизмъ, южныя - католичество; одни города участвуютъ въ мятежѣ, другіе - лояльны королю Испаніи; лидеръ возставшихъ Вильгельмъ Оранскій обращается съ просьбой о военной помощи противъ католиковъ къ султану исламской Османской имперіи.
Вожди этихъ событій въ Нидерландахъ активно вовлекали въ нихъ внѣшнія силы: Францію, германскія княжества, гугенотовъ, съ легкостью, при этомъ, мѣняя своихъ временныхъ партнеровъ, непрерывно плетя сѣти интригъ и заговоровъ. Ну и конечно, съ холодной злобной раціональностью цѣленаправленно эксплоатировали самые дикіе предразсудки и религіозную изступленность темной народной массы. Это приводило къ пугавшимъ современниковъ чудовищнымъ формамъ насилія.
Питеръ Брейгель-старшій видѣлъ, какъ всѣ стороны этого конфликта раздираютъ на части его родину, принося бѣды и несчастья ея жителямъ. Всѣ лидеры этихъ безумныхъ событій для него слѣпые, которые ведутъ за собой такихъ же слѣпыхъ. Зрячихъ среди нихъ нѣтъ никого. Поэтому художникъ напоминаетъ своимъ современникамъ слова Христа: «Оставьте ихъ: они - слѣпые вожди слѣпыхъ; а если слѣпой ведетъ слѣпого, то оба упадутъ въ яму». (Матфъ.15,14).
Картина «Притча о слѣпыхъ» стало духовнымъ завѣщаніемъ Питера Брейгеля-старшаго.
Доминикъ Лапсоній «Портретъ Питера Брейгеля-старшаго», гравюра, 1572 г.
Питеръ Брейгель-старшій «Притча о слѣпыхъ», 1568 г.
https://www.youtube.com/watch?v=bpZbnUHHwvUСкоро, скоро этотъ міръ Брейгеля превратится въ декорацію, на фонѣ которой, будутъ торжествовать злоба, жадность, коварство, тупость и жестокость.
И, стоя вмѣсте съ Брейгелемъ на краю разверзнувшейся пропасти, давайте насладимся «послѣднимъ часомъ всемірной тишины». Уже вѣдая, "что встало на порогѣ".
https://www.youtube.com/watch?v=BJ7z0bFQu50Новелла Матвѣева «Питеръ Брейгель Старшій», поэма, 1967-1968