Анабасисъ Старокотлицкаго
Наше воспріятіе носитъ дискретный характеръ. Событія, развернутыя во времени мы дѣлимъ на отрѣзки, и такъ они и живутъ въ нашемъ сознаніи, изолированныя отъ того, что съ ними происходитъ дальше. Глядя, напримѣръ, на картины Русско-турецкой войны 1877-1878 года мы какъ-то не думаемъ, что многіе казаки, участвовавшіе въ этой военной кампаніи, увидятъ и гибель Россіи, и испытаютъ на себѣ ужасы расказачиванія и раскулачиванія. А въ нашей памяти, они навсегда остались молодыми бравыми воинами въ сіяніи славы великой имперіи. Короткая жизнь человѣка оказывается удивительно долгой и насыщенной.
Какъ-то давнымъ-давно попала ко мнѣ книга Ксенофонта «Киропедія» («Воспитаніе Кира») на греческомъ языкѣ 1874 года изданія.
Она использовалась въ русскихъ гимназіяхъ при изученіи греческаго. Первыя ея страницы буквально испещрены помѣтками и надписями рядомъ съ греческими словами - такъ гимназисты шагъ за шагомъ осваивали этотъ трудный языкъ.
Меня просто очаровалъ этотъ небольшой томикъ, поскольку онъ сохранилъ въ себѣ ароматъ давно прошедшей жизни. На его поляхъ остались помѣтки уже ушедшихъ людей. Хрупкая книга пережила ихъ. Но главное, на форзацѣ книги сохранилось имя гимназиста, которому она была выдана: «Выдана Николаю Старокотлицкому 1 пар. класса».
Иногда, открывая этотъ ветхій томикъ, я думалъ, а какъ сложилась жизнь гимназиста Николая Старокотлицкаго, который въ 1887 или 1888 году впервые съ испугомъ вчитался въ эти непонятныя строки Ксенофонта. И случилось чудо. Память объ этомъ 12 лѣтнемъ мальчикѣ-гимназистѣ не исчезла въ потокѣ временъ. Теперь, вглядываясь въ помѣтки, оставленныя ученическимъ почеркомъ, я знаю, что ихъ сдѣлалъ Николай Ивановичъ Старокотлицкій (01.02.1875-1938).
Такъ какъ же сложилась жизнь этого гимназиста изъ далекаго 1887 года? Вѣдь онъ принадлежитъ къ поколѣнію, о которомъ Д.Мережковскій писалъ:
«Мы вышли въ путь въ закатной славѣ вѣка,
Въ послѣдній часъ всемірной тишины,
Когда слова о звѣрствахъ и о войнахъ
Казались всѣмъ неповторимой сказкой.
Но мракъ и брань, и моръ, и трусъ, и гладъ
Застигли насъ посереди дороги»
Николай Ивановичъ Старокотлицкій родился въ Нижегородской губерніи, гдѣ и учился въ гимназіи. Окончилъ духовную семинарію, затѣмъ учился въ Томскомъ университетѣ, откуда былъ исключенъ за участіе въ студенческихъ волненіяхъ. Получилъ медицинское образованіе въ Германіи. Медицинскую практику началъ въ Саратовѣ. Во время работы въ Саратовѣ принялъ участіе въ жаркой общественной дискуссіи по поводу гипотезы Д.Коновалова о природѣ экстатическихъ состояній въ русскомъ мистическомъ сектантствѣ (хлысты, прыгуны, скопцы и т.д.).
Дмитрій Коноваловъ (1876-1947) русскій богословъ и психіатръ собралъ, систематизировалъ и теоретически описалъ въ началѣ XX вѣка физіологическія проявленія экстатическихъ религіозныхъ состояній, специфику движеній и рѣчевого возбужденія участниковъ такихъ религіозныхъ обрядовъ. Представителей оффиціальнаго богословія Д.Коноваловъ шокировалъ тѣмъ, что сосредоточился не на различіяхъ въ ученіяхъ отдѣльныхъ сектъ, а показалъ универсальность механизма тѣлеснаго проявленія ихъ экстатическихъ переживаній внѣ зависимости отъ страны, культуры и догматическаго ученія (хлысты, квакеры, скопцы, прыгуны, ранніе пятидесятники, шейкеры).
Н. И. Старокотлицкій опубликовалъ въ 1911 году статью, въ которой, будучи убѣжденнымъ послѣдователемъ З.Фрейда, утверждалъ, что и Дмитрій Коноваловъ и Уильямъ Джеймсъ, послѣдователемъ котораго былъ Д.Коноваловъ, оба неправы. Сексуальныя метафоры важнѣе другихъ, а потому и указываютъ на общій источникъ всякаго религіознаго переживанія. Раздѣляя либеральныя убѣжденія своего времени, Николай Старокотлицкій, какъ психіатръ, былъ озабоченъ мистико-эротическими исканіями, которыя, по его мнѣнію, послѣдовали за освободительнымъ движеніемъ недавняго прошлаго. Половая теорія религіи казалась ему эффективнымъ инструментомъ борьбы съ наступившей реакціей.
Въ этой сугубо научной статьѣ нашла свое отображеніе идеологическая борьба, развернувшаяся въ образованной части русскаго общества того времени. Лѣвые экстремисты были удручены тѣмъ, какъ быстро въ обществѣ сошли на нѣтъ разрушительныя настроенія. Еще въ 1906 году можно было убивать императорскихъ чиновниковъ, а въ 1910 всякій намекъ на революцію считался неприличнымъ.
Дѣло заключалось въ томъ, что для революціонныхъ активистовъ, въ силу ихъ личныхъ чертъ, разрушеніе, убійства, потрясеніе основъ являлись единственнымъ смысломъ ихъ бытія. Именно поэтому въ совѣтской исторіографіи утверждается, что революція 1905 года потерпѣла пораженіе. На самомъ дѣлѣ - она побѣдила. Политическая система Россіи была радикальнымъ образомъ трансформирована. Она стала такой же, какъ въ остальныхъ европейскихъ монархіяхъ. Русское общество считало, что цѣли революціи достигнуты. Профессіональные террористы оказались не у дѣлъ. И теперь они просто стали тѣми, кѣмъ и были по своей сути: грабителями, убійцами, шпіонами.
Однако либеральная часть лѣвой интеллигенціи не могла смириться со столь простымъ объясненіемъ рѣзкаго спада революціонной волны. Поскольку окончаніе періода соціальныхъ потрясеній совпалъ съ ростомъ интереса интеллектуальной элиты русскаго общества къ религіознымъ вопросамъ, то у лѣвыхъ идеологовъ возникло стойкое убѣжденіе, что религіозное искательство призвано совлечь общество съ пути прогресса.
Въ этотъ историческій періодъ Россія проходила стадію быстраго перехода отъ традиціоннаго общества къ обществу индустріальному, модернистскому. Одной изъ сферъ, которая была затронута трансформаціонными процессами, была и система гендерныхъ моделей поведенія. Въ низовой культурѣ рѣзко выросъ интересъ къ вопросамъ сексуальныхъ отношеній. Это явленіе вызвало насмѣшливую реакцію въ средѣ интеллектуаловъ. Очень красочно отношеніе элиты къ этому новому общественному настрою описалъ Саша Черный:
"Проклятые" вопросы,
Какъ дымъ отъ папиросы,
Разсѣялись во мглѣ.
Пришла Проблема Пола,
Румяная фефела,
И ржетъ навеселѣ.
…………………….
Ни слезъ, ни жертвъ, ни муки. ..
Подымемъ знамя-брюки
Высоко надъ толпой.
Ахъ, нѣтъ доступнѣй темы!
На ней сойдемся всѣ мы -
И зрячій и слѣпой.
С. Черный «Пѣсня о полѣ»
Поскольку лѣвая интеллигенція считала религію реакціоннымъ институтомъ, призваннымъ отвлечь массы отъ революціонной борьбы, то она была одной изъ основныхъ цѣлей идеологической борьбы. Настоящей находкой для такихъ интеллектуаловъ стала возможность использовать насмѣшливо-презрительное отношеніе образованныхъ людей къ «проблемѣ пола» въ качествѣ инструмента борьбы съ ростомъ религіозныхъ настроеній въ это средѣ. Для этого, какъ нельзя кстати пришлась модная концепція З.Фрейда, сводящая религіозныя переживанія къ сексуальной базѣ. Именно такой пріемъ и былъ использованъ въ статьѣ Н.Старокотлицкаго "Къ вопросу о воздѣйствіи полового инстинкта на религію".
Съ 1911 года Н.Старокотлицкій въ Благовѣщенскѣ. Въ 1913-1916 гг. онъ сверхштатный врачъ Врачебнаго управленія Амурской области.
Товарищъ предсѣдателя общества врачей, врачъ 1-го высшаго начальнаго училища (1916). Предсѣдатель правленія Благовѣщенскаго отдѣла «Всероссійской лиги борьбы съ туберкулезомъ (1916). Членъ Комитета общественной безопасности Амурской области (1917). Въ революціонныхъ 1917-1920 годахъ былъ активнымъ дѣятелемъ «Амурскаго союза республиканцевъ».
Первый врачъ-психіатръ въ Амурской области. Завѣдовалъ психіатрическимъ отдѣленіемъ городской больницы, велъ научныя изслѣдованія. Впервые въ Россіи описалъ болѣзнь ГЛПС (геморологическая лихорадка съ почечнымъ синдромомъ въ статьѣ: «Что такое, такъ называемый маньчжурскій гастритъ?»).
Проявилъ себя какъ прекрасный организаторъ и реформаторъ психіатрической службы въ Пріамурьѣ, активный общественный дѣятель. По его указанію были сняты рѣшетки съ оконъ, организована библіотека, увеличилось количество коекъ, расширился больничный штатъ, увеличилось количество средствъ, отпускаемыхъ на питаніе больныхъ. Въ лѣченіи душевнобольныхъ стали использоваться новаторскіе для того времени методы: трудотерапія, ванны, гипнозъ. Возглавлялъ педагогическій совѣтъ двухгодичныхъ фельдшерскихъ курсовъ въ Благовѣщенскѣ съ 1922 г.
Николай Ивановичъ во всѣхъ сферахъ своей дѣятельности стремился къ отстаиванію общественнаго блага, не боясь, если такъ складывались обстоятельства, идти на конфликтъ. Объ этомъ, въ частности, свидѣтельствуетъ слѣдующій эпизодъ. Послѣ занятія Благовѣщенска Бѣлой арміей было сформировано 21 сентября 1918 г. правительство Амурскій области во главѣ съ А.Алексѣевскимъ. Въ правительствѣ возникла дискуссія по поводу использованія для расчетовъ денежныхъ знаковъ, выпущенныхъ красными - «мухинки». «Назначенный Министромъ финансовъ и Директоромъ Госбанка Кирилловъ, бывшій инспекторъ мелкаго кредита, доказывалъ высокую цѣнность "мухинокъ", обезпеченныхъ запасами хлѣба и золотомъ, увезеннымъ большевиками. А.Алексѣевскій раздѣлялъ мнѣніе своего министра финансовъ до такой степени, что совсѣмъ было распорядился арестовать предсѣдателя биржевого комитета Лабо, замѣстителя предсѣдателя Совѣта золотопромышленниковъ Оленина и предсѣдателя Союза Амурскихъ республиканцевъ доктора Старокотлицкаго за "агитацію противъ признанія "мухинокъ"».
В 1937 г. Николай Иванович был репрессирован. В феврале 1938 года он был внесен в расстрельный список, подписанный Сталиным и Молотовым и впоследствии расстрелян. Реабилитирован в 1958 г.
Дѣти: Лидія Николаевна и Валеріанъ Николаевичъ - съ 1920-хъ годов. жили въ Харбинѣ, репрессированы по окончаніи военныхъ дѣйствій съ Японіей въ 1945 г.
Въ Благовѣщенскѣ въ память о Николаѣ Старокотлицкомъ установлена меморіальная доска на зданіи областного психоневрологическаго диспансера.
«Сталинский список», предназначенных к расстрелу (1-я категория).
09.02.1938. Дальне-Восточный край
(Извлечение)
ДАЛЬНЕ-ВОСТОЧНЫЙ КРАЙ
СПИСОК
ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ СУДУ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ
ВЕРХСУДА СОЮЗА ССР
от "9 " февраля 1938 года
За Сталин,Молотов
АП РФ, оп.24, дело 414, лист 409
611. СОЛОВЬЕВ Николай Павлович
612. СОЛОШЕНКО Владимир Иванович
613. СОРОКИН Викентий Алексеевич
614. СОРОКИН Константин Васильевич
615. СОРОКИН Николай Николаевич
616. СОСКИН Шевель
617. СОСНОВСКИЙ Владимир Ильич
618. СОСНОВСКИЙ Игнатий Степанович
(он же Ван-Цза-Ин)
619. СПАЩЕНКО Николай Федорович
620. СПИРИДОНОВ Михаил Иванович
621. СТАРОКОТЛИЦКИЙ Николай Иванович
622. СТАРОСТИН Игнатий Константинович
623. СТАРЦЕВ Владимир Дмитриевич
624. СТЕГНЮШКИН Михаил Николаевич
625. СТЕПИН Сергей Платонович
626. СТЕШЕНКО Александр Лукич
627. СТОЙКЕВИЧ Владимир Михайлович
628. СТОЛОВ Ефроим Матусович
629. СТОЛБЦЕВ Андрей Самойлович
630. СТРАШКО Федор Григорьевич
631. СТРИГОНЕНКО Дмитрий Григорьевич
632. СТРОЧУК Николай Самуилович
633. СТУПЕЛЬ Яков Иосифович
634. СТУПИН Федор Владимирович
635. СУВОРОВ Сергей Дмитриевич
636. СУЛИЧ Евстафий Николаевич
637. СУН-ФУ Валентин Александрович
638. СУРКОВ Дмитрий Дмитриевич
(он же Гуан-Цзян)
639. СУРОВИКИН Потап Яковлевич
При подготовкѣ текста использованы матеріалы Амурскаго областного краевѣдческаго музея им. Г.С. Новикова-Даурскаго.
http://museumamur.orghttp://museumamur.org/bibliography/с?Bibliography_page=14 И книга: « Толкование путешествий», Александр Эткинд.
http://fanread.ru/book/10590685/?page=1 Н.И.Старокотлицкій. Къ вопросу о воздѣйствіи полового инстинкта на религію (въ связи съ описаніемъ случая религіозно-эротоманического помѣшательства) - Журналъ невропатологіи и психіатріи имъ. С. С. Корсакова, 1911, 2-3, 284.