Роскошь русского стиля в игральных картах. Часть вторая.

Oct 09, 2013 07:30

В этой части пойдёт речь о картах в стиле Палеха.
Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
В игральных картах палехская миниатюра представлена в нескольких известных колодах.
Игральные карты "Палех" 1937год. Художник П. Баженов.
Вариант, представленный ниже, не выходил в России. Эта колода 1937 года была напечатана специально для всемирной выставки в Париже. Тираж был не очень большой и купить такую колоду могли лишь французы.
Пожалуй, эта колода одна из лучших, за всю историю создания карт!
Действительно создается впечатление что они были изданны задолго до Советского Союза. Многие коллекционеры именно с этих карт начинали собирать свои коллекции. Не раз эти самые карты принимали участие в художественных, исторических фильмах и даже клипах артистов.
Жаль, что сам Баженов так и не успел увидеть популярность своего творения. Что не говори, эта колода, навсегда займет самое почетное место в истории игральных карт!
А вот в 1967 году эти карты стали печататся на Лениградском комбинате цветной печати, как "Юбилейные" к 150 летию и далее перепечатываются и по наши дни.
Если внимательно посмотреть на колоду 1937 года и на Юбилейные 1967 можно найти несколько отличий. Изначально на картах не было золотой окантовки и надписи были напечатанны не русскими буквами. Еще одино заметное отличие- это глаза. А что косается рубашки, то она сохранилась в первозданном виде. Сейчас Австрийская фирма Piatnik выпускает еще и два варианта рубашек как с золотой, так и с красной окантовкой.
Любопытно что Шут-Джокер с тремя картами в руках появляется именно в колоде "Юбилейные" с 1967 года. А в колоде для выставки в Париже изображен Скоморох с бубном. Если хорошенько всматрется в Шута, то можно увидеть инициалы Е. П. под руками на одежде, а переработку для офсета делал именно художник Е. Пашков.
Вот такая интересная история этих эксклюзивных карт Баженова.))




































В 1967 году адаптировал под офсетную печать художник Пашков, после чего рисунки упростились и потеряли палехскую изюминку, они просто перестали быть похожими на палехский стиль . Появился новый джокер.
Карты стали называтся "Юбилейными",
Перепечатывались много раз в советский период под названием "Сувенирные".





О художнике
Баженов Павел Дмитриевич
Родился 18 июня (1 июля) 1904 года в деревне Подолино Вязниковского уезда Владимирской губернии. Член Союза художников РСФСР с 1934 года. Потомственный иконописец. В 1915-1917 годах учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. Учителя - И.М.Баканов и Е.И.Стягов. В 1918-1926 годах занимался сельским хозяйством. Первый ученик Артели древней живописи (1926). Учитель - И.И.Голиков. Член Артели с 1928 года. Погиб 12 ноября 1941 года на станции Рыбинск по пути на фронт. Похоронен в Рыбинске.
Занимался монументальной, театрально-декорационной живописью (оформлял спектакли Ленинградского кукольного театра "Руслан и Людмила" и "Сказка о попе и работнике его Балде" (1937), "Богатыри" Московского камерного театра (1938), спектакли ГАБТа (1940)), иллюстрацией книг, росписью по фарфору, рисовал карикатуры и дружеские шаржи. В 1936-1937 годах участвовал в создании мультфильма "Сказка о рыбаке и рыбке". Произведения П.Д.Баженова отличаются оригинальностью художественной манеры. Тематика произведений: фольклор, литература, жанровые сцены, Красная Армия, битвы. Участвовал в выставках с 1929 года.
Работы П.Д.Баженова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, ВМДПиНИ, МНИ, ЗГИХМЗ, Ивановском ОХМ, ГХМНН, Государственном музее истории религии и атеизма, Всероссийском музее А.С.Пушкина "Мойка 12", Государственном музее А.С.Пушкина (г. Пушкин), Государственном музее А.М.Горького, Театральном музее им. А.А.Бахрушина.
инфа тут
http://palekh.narod.ru/win/bajen_pd.htm

С 1982 по 1992 была напечатана колода на белом фоне «Белый палех» с использованием золотой краски, c 1992 по 2002 с использованием серебряной .













































































































Алексей Орлеанский художник Палеха.
Родился 9 января 1964 года в городе Рыбинске.
Выпускник Рыбинской детской художественной школы (преподаватель Т. И. Мануилова).
В 1989 году окончил Палехское художественное училище им. М. Горького.
Проявил себя в разных техниках изобразительного искусства.
Профессиональную творческую деятельность начинал в Палехских художественно-производственных мастерских. Первые миниатюры исполнял по мотивам лубочных картинок на шкатулках и коробочках.
Занимался графическим дизайном, создал ряд упаковок для кондитерских изделий с использованием своих миниатюр.
Выполнил серию миниатюр на сюжеты русских народных сказок. В 2000 году была издана книга с его иллюстрациями.
Колода "Палех", 2001 г, комбинат цветной печати.





































Фабрика "Fournier" (Испания)
Издатель "Siamese Imports Co. Inc." (США)
Колода "Жар-птица", 1984
Художник Юрий Шаков
Трефы - "Садко"
Пики - "Руслан и Людмила"
Червы - "Жар-птица"
Бубны - "Царь Салтан"













































Продолжение следует…
Дальше будет ещё интересней!

игральные карты, русский стиль

Previous post Next post
Up