Избранный. 1893-1894
Оригинал взят у
ziggyibruni в
Фердинанд Ходлер (1853-1918) Творчество швейцарского художника Фердинанда Ходлера принадлежит в основном XIX веку, но своей монументальностью, оно, во многом, предвосхитило искания XX столетия.
B истории европейского искусства Фердинанд Ходлер занимает прочное место в общей эволюции стиля модерн. От позднего романтизма и культивируемого им возрождения национальных традиций он органично перешел к символизму. В то же время лаконизм и рациональность объемно-пространственного мышления художника, с органичным включением человека в окружающую природную среду, четкость линейных ритмов и динамичная целостность композиций во многом обусловлены тем, что он активно изучал труды Витрувия, Дюрера и Леонардо да Винчи, а также творчество Ханса Хольбейна Младшего. В монументальном строе ходлеровских работ - композиций на темы национального фольклора и истории, образов-аллегорий, портретов и пейзажей - постоянно, неким внутренним отзвуком, присутствует глубокая ренессансная составляющая его искусства. Начиная с 1890 года, после появления картины Ночь, основным композиционным принципом в работах швейцарского мастера стало ритмичное повторение однородных элементов, и это слияние архитектонического и декоративного начал отвечало формировавшимся в то время принципам стиля модерн. Ходлер являлся активным участником Сецессионов - венского, мюнхенского и берлинского. Суровость и сила пластического языка связывают его искусство, с одной стороны, с выразительной, мощной манерой Курбе, а с другой - с динамичной стилистикой экспрессионизма (в поздний период Ходлер обратился также к скульптуре). Обилие фантастико-символических тем и идеальных, подчас патетических образов, а также значительное место исторических сюжетов в наследии художника делают его творчество ярким примером глубокой внутренней связи стиля модерн с символизмом и романтизмом.
Студент (автопортрет). 1874
Уставшие от жизни. 1874
Дочь Ларде. 1878
Сапожник. 1878
Выздоравливающая. 1879
На берегах Мансанареса. 1879
Портрет Луизы-Дельфины Дюшосаль. 1885
Захваченные штормом. 1886-1887
Современные грютлинцы. 1887
Ночь. 1889-1890
Портрет Берты Жак, жены художника. 1894
Автопортрет. 1900
День. 1900
Весна. 1901
Волнение. 1901-1902
Вид Женевского озера из Шексбре. 1905
Молодой борец за свободу. 1908
Озеро. 1910-1912
Портрет генерала Ульриха Вилле. 1916
Айгер, Монк и Юнгфрау в лунном свете
Анютины глазки
Валентин Год-Дарел на смертном одре
Вечерняя тишина
Горный поток в Шампери
Дент ду Миди в облаках
Добрый самаритянин
Женщина в экстазе
Косарь
Лесное русло
Мать и дитя
Молодость, восхищающая женщин (I)
Правда (II)
Поклонение (III)
Пейзаж
Пейзаж Ко с поднимающимися облаками
Пейзаж озера Тун
Портрет Гертруды Мюллер
Портрет Хелены Вайгле
Радостная женщина
Смятение
Соединение с вечностью
Сон
У подножья горы Салеве
Читающий мужчина
Юнгфрау и Зильберхорн, вид из Мюррена