Оригинал взят у
vita_colorata в
Ориентализм. История восточных влияний на западную моду. ( часть седьмая) Начало 20х годов, когда зарождался стиль ар-деко, яркий, c обилием декора, золота и вышивок на платьев, было отмечено интересом ко многим этническим стилям, один из самых отчетливо проявившихся - китайский.
Китайский ткани, как мы уже видели, давно поставлялись в Европу. Теперь дизайнеры стали имитировать вышивками традиционные китайские мотивы, особенно модной оказалась китайская черная лаковая живопись, которую можно было увидеть на мебели из Китая. Мотивы китайской вышивки и китайская роспись оказали большое влияние на моду и продолжают использоваться.
У черной лаковой живописи есть всякие школы , есть японская лаковая живопись, профессионалы в этой отрасли отличат эпохи в её развитии, местные приемы и особенности. Не думаю, что дизайнеры сильно погружались в эту специфику, и вряд ли имели в виду сложную китайскую символику. В росписях была и цветовая символика, зелёный - это цвет весны, красный - лета и огня, жёлтый - цвет земли, белый - цвет осени, чёрный - цвет зимы, чёрный с красным - цвет, символизирующий зарождение света в тёмном царстве и т.д. А в Средневековье цвета принимают ещё и иерархический смысл - жёлтый - цвет императорской одежды, красный - цвет высших сановников, затем зелёный, синий и белый цвета. И символика рисунков, пусть для европейца непонятная, нравилась, так-как стилизованные цветы, волны, облака, драконы красивы и годятся для декорирования платьев.
Китайская тема уже существовала в творчестве Поля Пуаре. Жакет по китайским мотивам, 1905 год
В 1923 году произошло знаковое событие, давшее толчок китайской теме в моде, это бал в ОперА, устроенный опять-таки Пуаре, на котором он представлялся мандарином. И одежда была соответсвующая.
Жорж Барбье, рисунок для бала
Пальто от Пауре из поста о нем, где на черном фоне разбросаны цветочные мотивы, как раз относится к 1923 году.
Жанна Ланвен, 1923
Сохранившиеся куски тканей из коллекции Ланвен с вышивками в китайском стиле.
Жанна Ланвен создает костюм под вдохновением от одежды императрицы Цы Си, оставившей впечатляющие мемуары, рассказывавшие о закулисной жизни китайского гарема. Читала в юные годы, они издавались в переводе.
Тут на фото она уже в возрасте, а была хороша в юные годы, её называли "китайской орхидеей",в 16 лет попала в гарем императора, устранила соперниц и их детей и как-то сумела сесть на трон. Император тоже умер при неясных обстоятельствах. В общем, есть женщины в китайских селеньях !
Фасон рукавов Ланвен использовала позже в 30е годы, но на другом уже силуэте платья.
Рисунки иллюстраторов этого времени отмечают интерес к китайской теме.Можно заметить восточные зонтики, халаты с вышивками по черному фону, восточную орнаментику.
Японские рисунки на тканях продолжали быть популярными.
Jeanne Lanvin, 1925
Cheruit, 1925
Неизвестный автор. 1920-25
А вот уже китайские драконы на шелке. Бабани, 1925-27
Поль Пуаре. Костюм в стиле мандарина
Сестры Калло
Заметно, сравнивая с настоящей китайской шелковой одеждой, как иногда близко копировали рисунки.
Margaine Lacroix 1925
Дусе, 1923-24
Жером,1924
Сюзанна Тальбо, 1927
Сестры Калло, аксессуары в китайском стиле.
Дювеллеруа, 1925
Ворт, 1925
Неизвестный автор 1925
Сестры Калло, 1922-24
Eugenie et Juliette, вышивка дома Лесаж, 1925
Margaine Lacroix, 1922
Неизвестный автор 1920-25
Paquin, 1925
Бабани, 1925
Жан Пату, платье "Китайская ночь", 1925
Неизвестный автор 1925
Жером, 1925
Maria Monaci Gallenga, 1925
Неизвестный автор, вечернее платье 1922-24
Пижама 1929 года
Поклонники сериала "Леди-детектив мисс Фрайни Фишер" вспомнят туалеты главной героини. В те годы, когда происходит действие, было модно иметь любовника-китайца одеваться в китайском стиле. У мисс Фишер есть и халаты из китайских тканей и пальто с вышивками.
Манто по моде того времени
Брюки, кстати, китайский костюм как раз предполагал этот предмет одежды, были очеь удобны для женщин, усевшихся за руль.
Разумеется, образ Фрайни не взят с потолка, такие дамы были в те годы. Например, очаровательная Брукс.
А мисс Фишер с её скулами, черными волосами идет китайская одежда.
Халат в китайском стиле в фильме "Великий Гэтсби"
Китайская тема золотых вышивок на черном шелке возникала позднее в моде неоднократно. Как и китайский стиль.
Трэвис Брентон, 1934
Скьяпарелли, 1938
Мадам Гре. 1950
Кристобаль Баленсиага
Александр МакКуин для Живанши, 1997
Китайский дизайнер Танг Джи, коллекция 2012 года
В послевоенные годы японские и китайские дизайнеры сами пришли в европейскую моду...