Таро

Oct 16, 2014 12:49

Оригинал взят у neveev в Таро
Карты таро, колода таро окружены множеством мифов и произвольных умозрительных выводов, поэтому имеет смысл привести некоторые факты, которые помогут взглянуть на карты таро непредвзято и трезво.

Прежде всего, нужно понимать, что таро - это игральные карты. Возникли они для того, чтобы играть, причем, видимо, играть азартно, а не для гаданий и уж тем более не для передачи неких оккультных тайн или эзотерических знаний.

Карты таро были изобретены в Италии в XV веке, по-видимому, путем добавления к обычной колоде карт 21 козыря. Не 22, а именно 21.

22 козыря («старших аркана») возникли только в оккультных трудах, и только тогда, когда эзотерики совершенно произвольным образом присовокупили к козырям карту под названием «Дурак».

Но дело в том, что карта «Дурак» козырем не является. Это следует из известных на сегодняшний день правил игры в таро. Поэтому, повторюсь,  добавление ее в так называемые «старшие арканы» таро абсолютно неправомерно. У «Дурака» иная функция. Да и номера на нем никогда не было, тем более номера 22.



Рис. 1. Карта "Дурак" ("марсельское" таро)

Так что структура колоды карт таро следующая:

  1. Козыри - в зависимости от варианта колоды число козырей может меняться, но в самом раннем описании колоды таро был упомянут 21 козырь.
  2. Придворные карты - король, дама, рыцарь и паж четырех мастей - всего 16 карт.
  3. Очковые карты - от 1 до 10 четырех мастей - 40 карт.
  4. Дурак - 1 карта.
Несколько слов необходимо сказать и о самом названии «таро», которое тоже обросло различными оккультными трактовками.

Естественно, это название происходит из Италии. В Италии такие игральные карты называли tarocchi («тарокки»). В переводе с современного итальянского tаrocchi означает «обманы, надувательства» - это множественное число от tarocco  («тарокко»).

Слово «таро» (tarot), в свою очередь, - это французская калька слова «тарокки» (во Францию карты таро попали из Италии).

Так что, как видим, в названии таро нет никакой мистики и никаких намеков на всякие магические слова или схемы.



Рис. 2. Карта "Колесо Фортуны" из таро Райдера-Уэйта с необоснованным пантаклем "таро"

Кстати, еще более ранним, чем «тарокки», названием рассматриваемой карточной игры было «триумфы». Интересно, что некоторые аллегории, изображенные на козырях таро, - это именно триумфы из одноименной поэмы Петрарки:

  • «Триумф Любви».
  • «Триумф Целомудрия».
  • «Триумф Смерти».
  • «Триумф Славы».
  • «Триумф Времени».
  • «Триумф Вечности».
Именно в этом порядке триумфы сменяют друг друга в поэме великого итальянского поэта. И, честно говоря, в таком порядке триумфов можно предположить не что иное, как порядок побед:

  • любовь побеждается целомудрием,
  • целомудрие побеждается смертью,
  • смерть побеждается славой (прославивший свое имя обретает бессмертие),
  • слава побеждается временем (мирская слава проходит со временем),
  • время побеждается вечностью (для вечности время не имеет значения).
Возможно, эта идея цепочки побед - иерархии - и была подхвачена создателями карточных игр, которые, очевидно, построены именно на этой идее: дама побеждает валета, король побеждает даму и т.д.

Имеет смысл привести названия козырей, соответствующие триумфам, на примере так называемого «марсельского таро» (оно больше всего знакомо всяким гадателям и оккультистам).

Триумф Любви - VI. «Влюбленные».

Триумф Целомудрия - VII. «Колесница». Да-да, не удивляйтесь: в гораздо более древней, чем «марсельское» - в таро Висконти-Сфорца ("марсельское" - это XVII-XVIII века, тогда как таро Висконти-Сфорца - это XV век) - на колеснице изображена девушка.





Рис. 3. Слева направо: козыри "Колесница" из колод группы Висконти-Сфорца (левая - Пьерпонт-Морган, правая - Кери-Йель), иллюстрация к поэме Петрарки "Триумфы" - триумф Целомудрия (художник - Аполлонио ди Джованни, 1442)

Триумф Смерти - XIII. «Смерть».

Триумф Славы - XX. «Суд» - никакой это не суд, а триумф славы - медные трубы…




Рис. 4. Слева направо: козырь "Суд" ("марсельское" таро), триумф Славы - иллюстрация к поэме Петрарки "Триумфы" (анонимный французский переводчик, 1503: Французская национальная библиотека - Fr. 594)

Триумф Времени - IX. «Отшельник» (и снова не удивляйтесь - в изначальном варианте там был хромой крылатый горбун с песочными часами - вполне понятная аллегория времени).





Рис. 5. Слева направо: козырь "Отшельник" из колоды группы Висконти-Сфорца (Пьерпонт-Морган), козырь "Отшельник" из колоды "Таро Карла VI", иллюстрация к поэме Петрарки "Триумфы" - триумф Времени (художник - Аполлонио ди Джованни, 1442)

Триумф Вечности - XXI. «Мир» - да-да, это триумф вечности, а фигура в окружении символов четырех евангелистов (ангел, орел, телец, лев) - это тот, кому вечность доступна, и кого часто изображают в кругу четырех евангелистов - Иисус Христос.




Рис. 6. Слева направо: козырь "Мир" ("марсельское" таро), триумф Вечности (художник - Аполлонио ди Джованни, 1442)

Есть два основных варианта колоды таро. Это итальянское таро и французское таро.

Итальянское таро более старое и по происхождению, и по стилю. В нем сохраняются древние масти карт - кубки, палки, мечи и монеты, а козыри представляют собой аллегорические изображения и имеют названия (такие как «Фигляр», «Колесо фортуны» и пр.).

Французское таро более современное. В нем используются всем знакомые масти карт - французские - пики, черви, бубны и крести. Козыри французского таро, как правило, не имеют специальных названий, а изображения на них являются просто жанровыми картинками.




Рис. 7. Современное французское таро

Кстати, так называемое «марсельское таро» никакое не марсельское (само название «марсельское таро» придумано оккультистом Папюсом), а самое что ни на есть итальянское (тип С по Майклу Даммиту).

Порядок козырей (какой козырь за каким следует), который так будоражит голову оккультным интерпретаторам таро, также как и количество козырей варьировал и варьирует от колоды к колоде. Изменялись, естественно, и названия козырей, и картинки, изображенные на них.

Так что образы, которые мы находим на козырях таро - это не зашифрованные оккультные, гностические или алхимические послания, а аллегории, смысл которых вполне понятен, исходя из культурно-исторического контекста, в котором возникла и развивалась игра в таро. Например, козырь «Папесса» - это никакая не Верховная Жрица и не Исида, и даже не папесса Иоанна, родившая Антихриста, а одна из христианских добродетелей - Вера.




Рис. 8. Слева направо: козырь "Папесса" из колоды группы Висконти-Сфорца (Пьерпонт-Морган), козырь "Вера" из колоды группы Висконти-Сфорца (Кери-Йель)

Вместе с тем в таро есть и козыри, значение изображений на которых пока не имеет однозначного объяснения. Это, например, такие козыри как «Императрица», или козыри с астрономическими объектами - «Звезда», «Луна», «Солнце».

Но отсутствие однозначной трактовки не означает, что надо срочно бежать к оккультистам и эзотерикам и просить их, чтобы они понавыдумывали своих типичных необоснованных интерпретаций.

Не лучше, кстати, и интерпретации некоторых любителей таро, которые, например, стремятся однозначно соотнести козыри таро и, фрески Джотто из капеллы Скровеньи - Пороки и Добродетели. Такого рода упрощенные трактовки, конечно, не должны приниматься во внимание.

В заключение хочу с тяжелым сердцем отметить, что карты таро стали орудием не только в руках гадателей, предсказателей, оккультистов и эзотериков, но и в руках «психологов», которые видят в таро архетипы Юнга, используют их в качестве чего-то подобного проективным тестам (якобы человек бессознательно тасует колоду так, что бы выпали именно карты, символизирующие его проблемы) или мандалам для трансперсональных медитаций, а также в расстановках Хеллингера.

Еще по теме: Лженаука тарология

таро, история игральных карт

Previous post Next post
Up